Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсавая Криминология - Предупреждение легализации Павлов А.Н..doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
220.16 Кб
Скачать

Глава 2. Противодействие легализации преступных дохдов

2.1. Правовые основы регулирования противодействия легализации преступных доходов

Уголовная ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путём, предусмотрена в российском законодательстве в ст. 174, 174.1 УК РФ: «Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными… преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом»1. Данные статьи размещены законодателем в главе 22 (преступления в сфере экономической деятельности) раздела VIII (преступления в сфере экономики). Объединяющим элементом входящих в 22 главу норм является тот видовой объект, на который происходит посягательство при совершении преступления. Видовым объектом данной главы является сфера экономической деятельности, т.е. нормальная (легальная) экономическая деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг2.

Помимо уголовной ответственности в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушения, связанные с исполнением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём. Данная ответственность предусмотрена в ст. 14.1.1-1, 14.25.1, 15.27, 15.27.2, 15.39, 19.7 КоАП РФ.

ФЗ N 115 «О противодействии легализации», является основным элементом отечественной «антиотмывочной» системы, основой правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, а также международного сотрудничества в указанной сфере. Дополнительные разъяснения также даны в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2015 N 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путём, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путём».

Указом Президента РФ от 01.11.2001 г. N 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" был организован Комитет по финансовому мониторингу (КФМ России), позднее Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 КФМ России преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Данная служба является основным государственным органом, в чьи функции входит мониторинг операций, имеющих законодательно определенные признаки, свидетельствующие об их возможной направленности на легализацию преступных доходов.

В полномочия Росфинмониторига также входит осуществление международного сотрудничества по вопросам легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

На официальном сайте Росфинмониторинга содержаться сведения о том, что данный орган в рамках многостороннего сотрудничества принимает участие в работе:

- Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

- Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов (МАНИВЭЛ);

- Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ);

- Азиатско-Тихоокеанской группе по типу ФАТФ (АТГ);

- иные международные организации;

В своей деятельности Росфинмониторинг сотрудничает с подразделениями финансовых разведок зарубежных стран, в большей степени входящими в группу ˮЭгмонтˮ (международное профессиональное объединение подразделений финансовых разведок)1.

В декабре 2018 года в группе «Эгмонт» по данным официального сайта насчитывалось 159 подразделений финансовой разведки, а список вступивших в данную группу членов-государств составил 155 стран 2.

Росфинмониторинг также принимает участия в проводимых под эгидой ООН антиотмывочных мероприятиях.

«В 2002 году РФ исключили из "черного списка" стран с незащищённой экономикой, и [Россия] стала членом группы "Эгмонт"»3.

«Необходимо отметить, что международные стандарты противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, обязательны для государств — членов ФАТФ. Россия является таковым с 2003 г., и поэтому в случае невыполнения рекомендаций [40 рекомендаций ФАТФ] этой международной организации может попасть в черный список, что повлекло бы за собой усиленный контроль всех финансовых операций со стороны государств-членов. Это может создать проблемы с проведением валютных платежей и финансовым обеспечением внешнеэкономической деятельности»4.

ФЗ N 115 «О противодействии легализации» содержит в качестве антиотмывочных мер также и требования о проведении внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом. Внутренний контроль направлен на выявление подозрительных операций и операций, подлежащих обязательному контролю. В соответствии с ч. 2 ст. 7 указанного закона процедуры контроля и порядок его проведения должны быть в обязательном порядке разработаны в соответствующих организациях1.

В связи с тем, что большинство расчётов по различным сделкам происходят посредством банковских операций, решающая роль в выявлении подозрительных операций, имеющие признаки легализации преступных доходов, принадлежит именно банковскому сектору, регулирование которого осуществляет Банк России. Во взаимодействии с Росфинмониторингом, с использованием своего опыта, Банком России разрабатываются нормативно-правовые акты и методические рекомендации по осуществлению кредитно-финансовыми организациями процедур внутреннего контроля, среди которых можно назвать Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах".

Основой международной борьбы с отмыванием доходов в Европе является Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 08.11.1990 (заключена в г. Страсбурге). Данный документ устанавливает возможность принятия государствами на национальном уровне всех необходимых мер для осуществления эффективной борьбы с правонарушениями в области легализации преступных доходов. Среди данных мер указаны меры по расследованию и меры обеспечения, в том числе конфискационные. Сторонам предоставляется право в своём законодательстве закрепить право накладывать арест на банковские счета, запрашивать соответствующие коммерческие документы с целью выявления преступного имущества и его конфискации.

В качестве документов, вышедших за рамки Европы и носящих международный характер необходимо назвать Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1988 (заключена в г. Вене), Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 (принята в г. Нью-Йорке), Конвенцию ООН против коррупции от 31.10.2003 (принята в г. Нью-Йорке) и разработанный Организацией Объединённых Наций Типовой закон об отмывании денег, полученных от наркотиков 1993 г. (носящий модельный характер), которые также направлены и на борьбу с отмыванием преступных доходов1.

Остановимся на вопросе ратификации Россией 08.03.2006 г. (N 40-ФЗ) Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003. Дело в том, что относительно ратификации Конвенции имеются противоположные взгляды на то, ратифицирована она полностью или нет. Примечательно здесь то, что при ратификации не была упомянута ст. 20 указанной Конвенции, предписывающая необходимость установить уголовную ответственность публичных должностных лиц (т.е. затрагивает только чиновников) за наличие у них значительных активов, происхождение которых они не способны разумно объяснить. В качестве санкции также присутствует конфискация.

Несмотря на полезность и необходимость данной статьи для России, здесь интересен момент её соответствия Конституции РФ. В ст. 49 Конституции устанавливается презумпция невиновности, все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, свою невиновность он не обязан доказывать, а ст. 20 Конвенции ООН против коррупции напротив, устанавливает презумпцию виновности для чиновника, т.е. формально противоречит положениям Конституции РФ2. Полагаем, что Россия нуждается в проекте новой Конституции, в которой будет предусмотрена возможность признания дохода чиновника незаконным, если их происхождение он не способен будет должным образом обосновать. Учитывая, что общественное мнение о коррумпированности чиновников является широко распространённым среди населения России, представляется, что на всенародном голосовании проект новой Конституции получит широкую поддержку среди граждан РФ. К сожалению, реализация данного проекта зависит от волевого решения и инициативы руководства страны (Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, законодательные органы субъектов РФ), которые могут быть слабо заинтересованы в реализации данного проекта.