Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MOU.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
2.1 Mб
Скачать

2.2. Композиционное своеобразие романа.

Главы романа — «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если же расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:

1. Следуя на Кавказ к месту назначения, Печорин остановился в Тамани («Тамань»).

2. После участия в военной экспедиции Печо­рин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого («Княжна Мери »).

3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча («Бэла»).

4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Byличем («Фаталист»).

5. Через пять лет вышедший в отставку Пе­чорин по дороге в Персию встречается во Вла­дикавказе с Максимом Максимычем («Максим Максимыч»).

6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»)

Такая композиционная сложность романа неразрыв­но связана с психологической сложностью об­раза главного героя. Неоднозначность характе­ра Печорина, противоречивость его образа выявлялась не только в исследовании его духов­ного мира, но и в соотнесении героя с остальны­ми персонажами. Именно поэтому Лермонтов не сразу нашел композиционное решение романа, которое постепенно приближает читателя к ге­рою.

Композиция, стиль романа и его идейное содержание подчинены од­ной цели: как можно глубже и всестороннее рас­крыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, ибо «история ду­ши человеческой, — как заявляет автор в «Предисловии» к «Журналу Печорина», — хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она написана без тщеславного желания возбу­дить участие или удивление».

6

Таким образом, роман построен так, что Печорин и его жизнь последовательно предстают перед читателем как бы с разных точек зрения.

В первой части, главе «Бэла», мы видим героя глазами Мак­сима Максимыча. Этот человек искренне привя­зан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только социальное положе­ние и возраст. Они— люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его приятель — явление чужеродное, странное и не­объяснимое. Поэтому в рассказе Максима Мак­симыча Печорин предстает как человек таинст­венный, загадочный: «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»

«Максим Максимыч не случайно выбран первым рассказчиком. Этот человеческий тип очень характерен для России первой половины девятнадцатого века. В условиях «вечной» кавказской войны сформировался особый тип «русского кавказца» — это были люди, ставящие превы­ше всего закон силы и власти, подобные Ер­молову, и их подчиненные — зачастую законо­послушные воины, добрые, искренние люди. Их воплощением и стал Максим Максимыч.»

В расска­зе Максима Максимыча Печорин предстает романтическим героем, встреча с которым яви­лась одним из ярчайших событий в его жизни; а для Печорина и штабс-капитан, и история с Бэлой всего лишь эпизод.

Зачем Печорину понадобилась Бэла; поче­му, едва добившись ее любви, он скучает и то­мится; отчего он бросился отбивать ее у Казбича (ведь разлюбил!); что мучило его у постели умирающей Бэлы, и почему он засмеялся, когда добрейший Максим Максимыч попытался его утешить? Все эти вопросы остаются без ответа; в Печорине — все тайна.

7

В следующей повести, «Максим Максимыч», штабс-капитан из рассказчика превращается в действующее лицо. Место рассказчика занима­ет прежний слушатель штабс-капитана, путе­шествующий офицер. Печорину придаются какие-то живые черты, его отвлеченный и зага­дочный образ начинает обретать плоть и кровь. Странствующий офицер не просто описывает Пе­чорина, он дает его психологический портрет.

Если Максим Максимыч ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке («...жизнь моя становится пустее день ото дня...»), то слуша­тель принял эти слова без ужаса, как вполне ес­тественные: «Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и та­кие, которые говорят правду...»

Офицеру-рассказчику Печорин гораздо ближе и понятнее; он многое может объяснить в герое: и «разврат сто­личной жизни», и «бури душевные», и «некото­рую скрытность», и «нервическую слабость». Постепенно Печорин представляется более или менее типичным человеком своего времени, в его облике и поведении обнаруживаются известные закономерности.

Из повести «Максим Максимыч» читатель узнает о том, как к автору попали записки Пе­чорина.

В повести «Максим Максимыч» важнейшим средством характеристики Печорина является психологический портрет. Средством раскрытия личности является, конечно, и поведение героя при его случайной встрече с Максимом Максимычем, — поведение, вызывающее у читателя острую досаду на Печорина, не считающегося с чувствами других. Рассказчиком здесь выступает проезжий офицер, схожий с Печориным по возрасту, по происхождению, по образованию и по отношению к жизни. Поэтому проезжий офицер может понять Печорина глубже, чем Максим Максимыч, он пытается раскрыть его характер, заглянуть в его душу. Рассказчик говорит о «нервической слабости», «скрытности характера» этого человека, но все это, в основном, предположения, и проезжий офицер, говоря о странности глаз Печорина, не знает, был ли это «признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Все это еще только догадки, а полного глубокого анализа еще нет. В повести «Максим Максимыч» сам автор (в лице проезжего офицера) единственный раз сталкивается с Печориным и получает его дневники. Этот рассказ можно считать развязкой романа.      Таких сложных людей, как Печорин, лучше всего можно понять, следя за их мыслями, анализируя внутренние мотивы поступков. «Поэтому Лермонтов заставляет Печорина самого рассказывать о себе, создавая путевые записки и дневник своего героя. Большое значение имеет то, что эти записки не были предназначены для кого-либо, это не публичная исповедь». 

 

8

 Композиция «Журнала Печорина» очень своеобразна. Это как бы «роман в романе». События, записанные Печориным, расположены так, чтобы полнее, глубже раскрыть внутренний мир героя, его психику, поведение, характер.

Первая запись — повесть «Тамань». Печорин повествует о происшедшем с ним событии в «скверном городишке» Тамани. Чередуются повествование о действиях героя и его размышления, но большую часть рассказа все еще занимает описание действия. Из этой новеллы мы узнаем, что Печорину вовсе не безразлична жизнь людей, он любит природу, любуется ею. Сюжет «Тамани» острый, развивающийся быстро, с элементами загадочности и таинственности. «Та­мань» — остросюжетная и в то же время самая лирическая повесть во всей книге — продолжа­ет традиции романтических разбойничьих по­вестей. В ней намечены основные мотивы всего «журнала»: стремление Печорина к активным действиям; «любопытство», толкающее его на «эксперименты» над собой и окружающими, за­ставляющее вмешиваться в дела, до него не ка­сающиеся; безрассудная храбрость и романти­ческое ощущение мира. А главное — стремление понять, что движет людьми, определить моти­вы их поступков, постичь их психологию.

Загадочность — один из приемов композиции, в целом направленный на более углубленное раскрытие образа Печорина. Рисуя контрабандистов, автор записок высказывает свои личные взгляды, симпатии, склонности. Раскрыть переживания героя, его душевное состояние, отношение к происходящему помогает также пейзаж, являющийся не только реалистическим фоном действия, но и участвующий в его развитии. Герой тонко чувствует красоту природы, она для него источник радости, наслаждения и утешения.      Если в повестях «Тамань» и «Бэла» Печорин выступает в окружении простых людей, то в «Княжне Мери» он показан в типичной дворянской среде «водяного общества». Здесь мы узнаем о переживаниях, объясняющих действия Печорина. «История души» главного героя раскрывается с помощью психологического анализа. Если в «Тамани» Печорин находил мягкие, лирические, красивые слова для описания портретов и событий, то, показывая представителей «водяной знати», он говорит словами грубыми, даже вульгарными, что совсем ему несвойственно.

9

«Княжна Мери» построена на дневниковых записях — это почти ежедневная летопись жиз­ни Печорина. Он пишет о своих мыслях, чувст­вах, о своем поведении и поступках. Он ищет са­мобытные, естественные и глубокие натуры, ис­следует, анализирует их так же, как исследует собственную душу. Везде, где он появляется, он не просто усложняет жизнь людей, но и прив­носит в нее свою неприкаянность, бесприют­ность. Сталкивая людей друг с другом, главный герой за­ставляет их раскрываться в полной мере: лю­бить, ненавидеть, страдать.

  Из предисловия к «Журналу Печорина» мы узнаем о его дальнейшей судьбе и о его смерти. 

Таким образом, характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах… Лишь совокупность этих голосов создаёт сложный и противоречивый характер.

10