Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
531350_BFF16_kempinskiy_a_psihopatologiya_nevro...docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
504.22 Кб
Скачать

Эгоцентризм

// ПОЧЕМУ РАЗДРАЖАЮЩИЙ?

Больные неврозами твердо уверены, что кроме них нет никого, кто бы страдал так сильно и был бы более несчастлив, чем они. Все пробы показать им страдания иных людей безуспешны. Если в отделении для неврозов появится человек в тяжелом состоянии, то, несмотря на то, что невротики отдают себе отчет в серьезном положении такого больного, все равно считают себя более страдающими и несчастливыми.

Их характерная речь, которая уже после первых высказываний позволяет судить о невротическом состоянии собеседника, состоит, главным образом, в экспонировании местоимений "я", "мой" и определений, детально рисующих тяжесть их страданий. Эта черта, хотя и более характерная для истерической личности, встречается почти при каждом неврозе.

Во время беседы с больным неврозом создается впечатление, что он закрыт в коконе сплетенных им самим страданий, конфликтов и обид. Он не может выбраться из этого кокона, а внешний мир соприкасается с ним через спутанные нити его травматических переживаний. Основным моментом при лечении этих состояний является разрыв этого кокона эгоцентризма. Если больной увидит страдания иных и еще более несчастных, чем он сам, тогда можно надеяться, что наступил момент перелома его эгоцентрического упора и больной начинает более критически смотреть на себя самого.

Эгоцентризм больше всего раздражает окружающих, не исключая врачей. Он задевает чувство общего понятия о воззрении на мир. Хотя каждый по- своему строит свой собственный мир, однако все остаются частью мира, общего всем людям (гераклитовского - koinos kosmos). Это слияние с человеческим обществом требует отрешения от наиболее близких личных потребностей. Наиболее интимные переживания должны быть оструганы, чтобы они подошли к переживаниям иных людей, иначе человек может оказаться исключенным из общественного круга, что часто встречается в жизни психически больных.

Мир больных неврозами - не "иной" мир. Их мучают такие же конфликты, обиды, противоположные чувства, что и каждого человека. Далее их страдания присущи, хотя и на короткое время, здоровым людям. Поэтому здорового человека раздражает подчеркивание ими своей "непохожести", обращение на себя внимания, когда здоровый человек попросту должен от чего-то отказаться. Отсюда и исходят советы больным неврозами вроде: "нужно взять себя в руки", "каждый человек переживает свои неудачи", "не нужно думать только о себе" и т.п. Этого типа советы не приносят облегчения.

// ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПЛАН ОТНОШЕНИЯ

Невротический эгоцентризм, в основном, можно рассматривать как обострение нормально проявляющейся черты у каждого человека, а возможно, и каждого живого существа, наделенного способностью чувствовать. Эгоцентризм можно рассматривать, как выражение факта центрального плана отношения. Каждый живой организм можно считать системой, в которой энергия и внешние сигналы подвергаются специфической и неповторимой организации; таким образом, эта система становится центральным пунктом своего мира, так как особенным образом упорядочивает этот мир.

Центральным пунктом координат времени и пространства в этой системе является собственное "я" и от этого пункта измеряется дистанция времени и пространства. Боле близкое всегда то, с чем человек встречается непосредственно, а не то, на что он не может оказать никакого влияния. Время, в котором человек живет - его собственное время; иное время для него чуждо, в котором расстояния так же трудны для оценки, как пространственные расстояния на концах горизонта. Для молодого человека, не пережившего последней войны, она так же далека, как и наполеоновские войны, а временное расстояние между ними стирается. Координата времени делится на прошлое и будущее от пункта собственного "я" в настоящий момент. Таким же центральным пунктом для пространственных координат (перед - зад, верх - низ, правая и левая стороны) является собственное актуальное местоположение. Координаты времени и пространства играют важную роль, как в энергетическом, так и сигнальном метаболизме, так как по ним строится собственный морфологический и функциональный порядок организма. В центральном пункте этих координат находится собственное "я". Поэтому следует предполагать, что первым чувством живого организма может быть чувство эгоцентризма.

// "БЕРУ" И "ДАЮ"

Чувство "пупа земли" тем более сильно, чем более превалирует позиция "беру" над позицией "даю". В первом случае окружающий мир дает, исполняет все желания человека, служит ему. Во втором случае окружающий мир встает напротив, как партнер, от которого нельзя только брать, но которому нужно и дать что-то от себя. Создается, таким образом, определенного рода анимистическая позиция, составляющая противоположность эгоцентрической позиции; мир наполняется существами, похожими на собственное "я", имеющими свои права и требования. Интеракция с окружающим миром, в которой раз нужно дать, а раз можно взять, когда можно управлять или быть управляемым, уменьшает эгоцентрическое состояние, учит узнавать во внешнем мире похожие на себя организмы, пропорция "я" и окружающий мир становится более реальной.

Равновесие между "беру" и "даю" до некоторой степени аналогично с равновесием между анаболитическими и катаболитическими процессами энергетического и информационного метаболизма. Одинаковые количества энергии и сигналов берутся из внешней среды и посылаются в нее. В периоде роста превалируют анаболитические процессы ("беру") над катаболитическими ("даю") и поэтому эгоцентрическое настроение в детстве и ранней молодости можно рассматривать, как физиологическое явление. В качестве общей основы можно принять, что эгоцентризм уменьшается по мере онтогенетического развития.

Трудно сказать о существовании такого же уменьшения эгоцентрического настроения в процессе филогенетического развития, так как трудно войти в мир переживаний живых организмов, кроме человека. Можно, однако, предполагать, что развитие сигнальной системы облегчает объективизацию собственного отношения к внешнему миру, а тем самым приводит, возможно, к уменьшению эгоцентризма. Наблюдения над животными до некоторой степени указывают на факт, что на низких ступенях филогенеза эгоцентрическое поведение обозначается сильнее, чем на высших. Забота и ласка появляются только у высших видов животных.

// СПЕЦИФИЧНОСТЬ НЕВРОТИЧЕСКОГО ЭГОЦЕНТРИЗМА

Каждый больной человек чувствует себя немного ребенком, требует опеки окружающих, беспомощный - он занимает позицию "беру", исходящую из необходимости при создавшемся положении вещей. Каждая болезнь соединяется с определенным возвращением к детскому эгоцентризму. При неврозе эгоцентризм, однако, превышает эти границы. Соматические больные никогда так не концентрируют свое внимание на собственных страданиях, как невротики и не чувствуют себя такими несчастными, как они.

Эгоцентризм ребенка тоже носит иной характер, чем эгоцентризм невротического больного. Ребенок чувствует себя в центре внимания всего мира, однако не подчеркивает этого факта и не чувствует себя по этому поводу несчастным. В невротическом эгоцентризме существует выраженная претензия к окружающим - "никто меня не понимает", "никто не хочет мне помочь". Эгоцентризм ребенка занимает исходную позицию, в которой окружение обеспечивает ему материнскую помощь; ребенок находится в его центре, а все его потребности исполняются. Это состояние позволяет смело выйти на "покорение мира" - достать рукой каждый предмет и попробовать его, стараясь таким способом поглотить весь окружающий мир. Только в последующем развитии событий предметы окружающей действительности оказывают сопротивление, их нельзя схватить и поглотить, у них своя жизнь, а в глазах ребенка они похожи на него, с ними он начинает ворковать и играть и, таким образом, из эгоцентрического положения он переходит в анимистическое, которое представляет собой антитезу последнего. Эгоцентризм больного человека составляет пункт его слабости, необходимости опеки со стороны окружающих. Аналогично представляется эгоцентризм стариков; в нем проявляются дополнительно черты требований по отношению к окружению - "я имею право требовать от них заботы за все, что я им дал".

При соматической болезни появляется как бы борьба между больной частью тела и всем организмом, как будто бы был больным только определенный орган, а не весь организм. Раздвоение выражается даже в обыденной речи: говорим - "у меня больной желудок, легкие и т.д.", хотя более близким и правильным определением было бы "я весь больной", так как каждая болезнь приводит к дисфункции всего организма. Раздвоение в этих случаях исполняет роль защитного механизма, благодаря которому все "злое" отбрасывается, перестает быть интегральной частью целостности, создающей чувство собственного "я". А эта целостность остается здоровой.

В начале соматической болезни, пока еще не начал действовать указанный выше механизм, угроза болезни для всего организма нередко вызывает невротические симптомы, о чем было уже упомянуто. Тогда человек чувствует себя полностью больным.

Аналогичный защитный механизм действует при собственной оценке, когда что-то в нашем поведении нами самими было осуждено. Тогда этот элемент отсоединяется и рассматривается как случайное действие, имевшее место в аффекте, по внешнему принуждению, из-за невозможности объективной оценки ситуации и т.д. Соматически больной человек как бы разделяется на больную часть (этой частью может быть даже все тело), для него чуждую и враждебную, а одновременно близкую, так как он постоянно думает о ней, заботится, и здоровую часть, которая остается такой же, какой и была перед болезнью. Его эгоцентризм исходит из необходимости уделять внимание этой отделенной от себя части тела, у больного нет времени на иные проблемы и, неоднократно, ему нужна посторонняя помощь.

Противопоставлением может служить психическая болезнь, при которой отслоение "злого" невозможно, больной им охвачен, он перестает быть тем человеком, которым был перед болезнью, становится чем-то новым, иным, чуждым. Психически больной не может быть эгоцентриком, так как его "я" иное и его мир тоже иной.

Больной неврозом находится на границе между соматической и психической болезнью. Он не может оторвать больной части от здоровой, он чувствует себя полностью больным, однако сам факт переживания болезни указывает на то, что он не перешел на другую сторону границы, а его "я" и его мир остались прежними. Несмотря на то, что он находится в общем окружающем мире, больной неврозом чувствует себя в нем неуверенно, считает всех окружающих более здоровыми и счастливыми и поэтому жаждет понимания и сочувствия со стороны окружающих его людей. Его контакт с окружающим миром всегда болезненен, ведь он, в отличие от соматического больного, болен весь, у него нет ни одной здоровой части, которая могла бы помочь ему в его бедственном положении. Больной неврозом живет иначе, чем психически больной, который живет в ином' мире, в котором пропорции совершенно противоположны.

Эгоцентризм при неврозе может быть единственной позицией больного, так как чувство болезни овладевает всем его организмом (его "я" болеет в том смысле слова, что "я" весь болен), он должен заниматься самим собой, ему некогда заниматься ничем и никем, так как каждый его контакт с внешним миром труден и болезненен. Ему кажется, что с него сняли кожу, его все ранит, так как каждый сознательный контакт должен пройти через интегрирующее "я", а это "я" у него больное.

Эгоцентризм больного неврозом, особенно сильно раздражающий окружающих, вводит нас, как мне кажется, в сущность этой, до сих пор неясной, болезни. Чтобы нормально жить, радоваться жизнью и печалиться в ней, быть счастливым и страдать, интересоваться миром и быть измученным, наметить цель жизни и чувствовать ее бессмыслие - нельзя быть больным. Больной человек выходит из жизни. Как уже было указано, даже при тяжелом соматическом заболевании не высказывается фатального "я болен", больной старается отделить больную часть тела от здоровой, которая перестала быть частью субъективного "я", а стала предметом, охотно поверяемым рукам специалистов. С другой стороны, при неврозах высказывается это фатальное "я болен". По существу больной неврозом чувствует себя, как больной "охваченный", болезнью, т.е. как больной в тяжелом соматическом состоянии, который уже не может отделить себя от больной части и чувствует себя полностью во власти болезни. Безусловно, каждому врачу такое положение трудно принять, ибо при объективном обследовании нет патологических изменений, объясняющих болезненные, такие видимые при соматической болезни, страдания.

В чем же состоит это чувство "я болен", которое вынуждает больного заняться только собой и своими страданиями и отстраняет его от нормальной жизни? В этой фразе - главное слово - "я"! Определение "больной", как уже было указано, относится к части тела или ко всему организму. Говоря "я здоров" - человек остается прежним, неизмененным, а его отношение к окружающему миру не претерпевает изменений, а отражает настоящий момент. Нет человека, который хотя бы короткое время не чувствовал невротических симптомов, не был бы усталым, несчастным, расстроенным, однако такое состояние проходит через несколько часов, дней. Только слово "я" придает устойчивость болезненному состоянию. Чем сильнее оно связано с определением "больной", тем более нужно заниматься самим собой, задумываться над собой, тем труднее найти себе место в окружающем мире, поскольку "я" все наполняет собой.

Если это "я" требует защиты, опеки окружения и самого хозяина этого "я", то все это может указывать на появившееся изменение, которое обнаружило, что в актуальной ситуации это "я" сделалось недостаточным, пришла необходимость проведения изменения в нем самом или его окружении. Эгоцентризм может быть, в определенной степени, симптомом, указывающим не только на нарушения внутреннего процесса в человеке, но и его контакта с внешним миром.

Эти нарушения длительны и появляется необходимость обращения на себя пристального внимания. Если при коротком, по времени, нарушении психического равновесия приходит авторефлексия, то она не носит черт эгоцентрической потери пропорции, в которой собственное "я" все заслоняет. Аналогичным образом, когда человек споткнется и ушибет ногу, то в течение какого-то времени он обращает на нее внимание, а когда боль утихнет, то перестает думать о ней. Это нарушение, однако, носит переходной характер, в противном случае привычным состоянием стали бы собственные дефекты и дефекты других и вообще можно было бы перестать на них обращать внимание.

Эгоцентризм выражает протест против собственной судьбы, в нем заключена агрессия и к самому себе и ко всему миру. Эгоцентризм - это не эгоизм, при котором полностью акцептируется собственная личность и проводится борьба за свои права, нередко за счет иных людей.

При эгоцентризме отношение к самому себе амбивалентно - "люблю и ненавижу". Этот слишком большой эмоциональный конгломерат чувств к собственной личности появляется ввиду блокады эмоций при их выходе во внешнее пространство. В беседе с больными неврозами, как правило, можно, понять их эмоциональный конфликт с близкими для них людьми. Разрядка негативных чувств по отношению к близким во время бесед с врачом составляет для них определенное чувство облегчения и, благодаря этому, уменьшается эгоцентрическое состояние больного.

Вторым фактором, уменьшающим эгоцентрическое настроение больного во время визита у врача, является более спокойный и объективный взгляд на самого себя. Все это увеличивает чувство собственного достоинства.

Эгоцентризм, вопреки сложившемуся мнению, не носит черт самовлюбленности. Собственное "я", которым больной постоянно занят и требует ото всех, чтобы и они обратили на него внимание, не оценивается как источник приятных ощущений, а вызывает беспокойство и амбивалентные чувства, с превалированием негативных. Определенная стабилизация эмоционального отношения к самому себе, наступающая после бесед с врачом посредством объективизации автопортрета, влияет на эмоциональное отношение к окружающим. Любя себя, легче любить других. В известной этической формуле о любви к ближнему самая трудная ее вторая часть: "как самого себя". Эгоцентризм представляет собой именно это нарушенное отношение к самому себе.

// ЭГОЦЕНТРИЗМ И ЭВОЛЮЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Третьим фактором, уменьшающим эгоцентрическое настроение, могут быть поиски выхода из тупика. При неврозе, как у самого больного, так и его окружения создается впечатление, что все они оказались в тупике. Обязывающий в природе закон эволюции относится не только к целому виду, но и его отдельному представителю. Историю жизни такого представителя можно начертить в форме кривой развития, пробегающей от простых до наиболее сложных образцов. Человек, принадлежащий к природе, не исключен из-под закона эволюции; с момента зачатия до смерти он должен развиваться. Развитие состоит в образовании все новых и новых морфологических и функциональных форм. У человека, благодаря необычайному, по сравнению с животным миром, развитию сигнальной системы, эволюция прежде всего относится к функциональным формам. Человек может постоянно создавать новые формы своей активности; конструкция его нервной системы так богата, что никогда он не будет в состоянии использовать существующие в нем возможности. Субъективно можно чувствовать эволюцию собственных функциональных форм как потребность активности - творческой активности, при которой наступает переформирование не только самого себя, но и окружающего мира по собственному плану. Это вектор "над", который наряду с векторами "до" и "от" определяет основное направление человеческой активности. Если неврозы рассматривать как реакции на задержку в развитии, тогда эгоцентризм становится понятным явлением. Это вращение вокруг собственной оси человека, движение вперед которого было задержано. Всякая творческая активность, хотя бы в рамках трудотерапии, применяемой при лечении, уменьшает эгоцентрическое состояние, облегчает реализацию дремлющих в человеке потребностей формирования мира "по своему собственному образцу".

Три фактора, играющие роль в выведении больного из эгоцентрического состояния, а именно: упорядочивание эмоционального отношения к внешнему окружению и самому себе, организация возможности творческой активности - относятся к трем основным векторам, в которых умещается человеческая активность (основные позиции "до" и "от" и творческая "над"). Эти же факторы играют существенную роль в излечении невроза. Понимание эгоцентрического состояния облегчает понимание сущности невроза, как нарушения трех основных векторов человеческой активности, которое приводит к мертвому пункту в кривой развития.