Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kamillo_Kavur.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
205.82 Кб
Скачать

§2. Система воззрений Кавура в качестве либерала

Можно сказать, что окончательно взгляды Кавура сложились к концу 40-х годов XIX века. До этого же они прошли несколько этапов формирования1.

Женевский период. В 1829 году Кавур отправляется в Женеву. Женева 20–30-х годов XIX века представляла собой в условиях Европы тех лет свободный город. Сюда (как в XVI в. сторонники Кальвина, а в XVIII в. идеологи нового гражданского общества, управляемого светом разума) стекались во времена юности Кавура политические эмигранты. Здесь укрывались и находили поддержку многочисленные итальянцы, сражающиеся за свободу и независимость своей родины. Именно Женева являла собой во второй четверти XIX века один из наиболее значимых в Европе центров интеллектуальной и политической жизни. Наконец, именно здесь начиная с 1826 года либеральный протестант А.Вине проповедовал идею свободы совести и религиозного культа, а как важнейшие условие – полное отделение государства от церкви, призванной, по его мнению, быть свободной2.

Эта поездка резко изменила религиозные взгляды Кавура. Именно здесь Кавур познакомился с работами Гизо и Бенжамена Констана, которые заставляют его по-другому взглянуть на роль религии в обществе. Он стал противником идеи непогрешимости папы, противником насаждаемых католической церковью идей мученичества и страха. Религия, по его мнению, должна постоянно совершенствоваться и отвечать требованиям времени, иначе она не имеет будущего3.

Однако, атеистом он не стал: христианство, по его мнению, создало вечные идеалы и нормы поведения, они должны лечь в основу любой свободы, и свободы совести в частности.4

Позиция умеренного либерализма. Вскоре после 1830 г. под впечатлением от Июльской революции, попыток мадзинистских выступлений и ответных репрессий, Кавур, прежде с нескрываемым энтузиазмом говоривший о революции, сделал окончательный выбор в пользу умеренного либерализма. Он писал в мае 1833 г.: «Я честно стою на позиции «золотой середины», желая, стремясь и работая во имя социального прогресса изо всех сил, но считаю, что этот прогресс не должен быть куплен ценой всеобщего политического и социального потрясения»1.

Формула «золотой середины» была позаимствована Кавуром у французских «доктринёров» – умеренного крыла либеральной оппозиции, возглавляемого с середины 20-х гг. Франсуа Гизо. Представители этой группы желали революции, которая «не была бы революционной и которая одним махом дала бы порядок вместе со свободой», сохранив идеалы 1789 г. и примирив их с королевской властью. Под «золотой серединой» Гизо понимал равновесие между системой парламентского министерства по английскому образцу и сильной, независимой королевской властью2.

Подобно французским либералам, Кавур относился со страхом и недоверием к социальным переворотам. Заявляя, что позиция «золотой середины» никоим образом не мешает ему желать скорейшего освобождения итальянцев от угнетения, он отказывался от революционных методов решения итальянского вопроса3. Заговоры, покушения, политические убийства он называл ложной дорогой. Социальный переворот в трактовке Мадзини представлялся ему неприемлемым уже на том основании, что мог привести к лишению граждан конституционных свобод. Именно поэтому «либеральный консерватизм» Кавура в эти годы стал проявлением его гражданской и политической позиции1.

Принцип «золотой середины» он определял следующим образом. Это политика, которая состоит в том, чтобы согласовывать с требованиями времени все, что оправдывает здравый смысл, и не берет во внимание «вопли партий» и «необузданность страстей»2. Есть два главных зла, способных погубить общество: анархия и деспотизм. Если правительство встанет на путь «золотой середины», то оно сможет избежать этих двух крайностей3.

Английский период. Он сравнивал исторический путь Англии и Франции и приходит к выводу, что только реформы спасли Англию от революции. Франция – источник социализма. Зародыши социализма, он считает, можно увидеть в таможенном протекционизме, административной централизации, прогрессивно-подоходном налоге4.

Кавур впервые приехал в Англию в 1835 году, когда ему уже было 25 лет. Во второй раз он посетил Англию в 1843 году. Он побывал в Лондоне, Манчестере, Бирмингеме и других городах, присутствовал на заседании английского парламента. Посещал фабрики, заводы, работные дома. Для него специально был организован спектакль, когда в работных домах старым женщинам специально приносили чашку чая с молоком и пирожными. Он собирался написать о пауперизме в Англии пару статей, и люди, отвечавшие за эту проблему, специально организовывали для иностранного гостя подобные спектакли. Кавур был искренне восхищен условиями жизни английских бедняков и говорил, что вся демократическая пресса врет, когда пишет о якобы тяжелых условиях жизни пауперов. При посещении фабрик рядом с Кавуром были их хозяева. Они уверяли, что их рабочие получают столько, что каждый день могут пить пиво и есть мясо. Он приходил на другой завод и слышал, что его рабочие получают еще больше5.

Политические оппоненты Кавура упрекали его в излишнем пристрастии к Англии и называли «милорд Камилло». Сам он говорил, что именно в Англии почерпнул те сведения, которыми руководствуется в своей деятельности1. «Я большой поклонник англичан; я испытываю к этому народу искреннюю симпатию, так как считаю авангардом цивилизации. Я привык с детства уважать Англию как страну, у которой почерпнул большею часть моих политических знаний, которые меня направляли в моей карьере»2.

Кавур был убежденным противником абсолютизма и феодальных привилегий. Его идеалом была конституционная монархия, естественно, английского типа. Единственным результатом, к которому придет политическое развитие всех стран Европы – считал Кавур – это демократизация политических режимов. «Общество быстро продвигается к демократии, может, невозможно предвидеть формы, которые она примет, но, что касается существа дела, это, на мой взгляд, несомненно»3.

Свобода была «великим принципом» для Кавура. Это одновременно идеал, и средство достижения цели. Наиболее полно, как он считал, этот принцип был реализован в Англии. Ее политические деятели во имя свободы смогли создать величие своей нации. По его мнению, она должна была включать: общественный порядок, главенство закона и неприкосновенность частной собственности. Отсутствие различных феодальных привилегий также важно, но не больше, чем свобода предпринимательства4.

Но свобода не может существовать при отсутствии порядка. Он – основа развития общества, и обеспечивается прежде всего законной властью.

Цель политического развития - это привлечение как можно большего числа граждан к участию в управлении5. Прогресс должен быть, во-первых, медленным, а во-вторых, благоразумно упорядоченным.

Реформы должны исходить только со стороны власти. Те реформы, которые исходят от радикальных сил, вредны1.

Правительство должно быть инициатором реформ, а не идти на поводу у событий.

Реформы должны вызревать медленно, их следует хорошо обдумать, но после начала их претворения в жизнь, следует проводить их как можно более решительно2. И только такие реформы по-настоящему эффективны.

В области местного самоуправления - необходимо предоставить как можно больше самоуправления местным органам власти. Они могут гораздо лучше судить о положении дел на местах, чем центральная администрация. Руководители на местах должны избираться снизу, а не назначаться, потому что избираемые чиновники могут лучше отстаивать местные интересы. Однако переход к такой системе должен быть постепенным, введение в Италии местного самоуправления, сходного с английским, сразу невозможно3.

Главным направлением деятельности Кавура на протяжении всей его жизни стало объединение Италии. Но пришёл он к этой идее не сразу.

Конкретного плана объединения Италии у Кавура не существовало. Кавур был политиком «реальных дел», и в своих планах старался не выходить за пределы возможного, поэтому всегда решал насущные проблемы. Так что нельзя говорить, что целью своей политики на протяжении всей жизни он ставил создание Итальянского королевства, или напротив только расширение Пьемонта4;

Первоочередная задача для Пьемонта – это его модернизация и превращение в лидера итальянских государств5.

Самой главной проблемой он считал присутствие на территории Италии войск Австрии, их изгнание – было одной из важнейших задач Пьемонта1.

К 1850-м годам Кавур окончательно для себя сформировал тот принцип, что церковь должна быть независима от государства. Юридически находясь в государстве и будучи субъектом этого государства, церковь обязана подчиняться его законам2.

Кавур не был атеистом - напротив, он считал, что христианство – это залог прогресса, но для того чтобы быть католиком, не обязательно признавать верховенство церкви над государством; католик, напротив, тот, кто отстаивает право государства быть свободным от церкви. В то же самое время Кавур решительно выступал против экспроприаций любого рода, имея также в виду экспроприацию церковного имущества. Логическим завершением политической концепции Кавура в церковном вопросе стала провозглашенная им в марте 1861 года формула “Свободная церковь в свободном государстве”, соответствующая глубокому убеждению этого политика3.

Государство, в свою очередь, добровольно отказывается от вмешательства во внутренние дела церкви, рассчитывая на то, что и церковь будет в полной мере уважать его свободу. Это означает, что государство отказывает религиозным институтам в предоставлении им средств светской власти; не признает за церковными корпорациями прав юридического лица и провозглашает, что в области светских отношений духовенство подчиняется общим законам государства наравне со всеми его гражданами4.

В экономических воззрениях Кавур был последователем английских классических экономистов. «Ни одна из частей научного знания, воздвигнутого Адамом Смитом, не зиждется на более прочной, более логичной основе, чем теория свободы торговли»1.

Кавур был противником политики протекционизма. Главное в экономике – это фритрейдерство, полная свобода торговли, протекционистские доктрины близки к социализму, потому что они позволяют государству вмешиваться в экономику. Полная свобода торговли – это, прежде всего, цель, отказываться от защиты всех отраслей промышленности сразу нельзя. Делать все «одним броском» невозможно, нужно постепенно реформировать экономическую систему; резкий переход от одной экономической системы к другой грозит тяжелыми последствиями.

Государство должно устранить препятствия, которые могут замедлить накопление капиталов и их вложением в наиболее выгодные предприятия. Промышленность и сельское хозяйство нуждаются в постоянном притоке новых капиталов. Капиталы могут возникнуть в результате сбережений капиталиста, ограничивающего потребление свое и своей семьи. Все, что ущемляет собственность капиталиста, вредно для общества. Не должно быть никаких преград для деятельности предпринимателя. Пример самой успешной экономики - Англия, где любой предприимчивый человек может нажить состояние2. Поэтому государство должно всячески способствовать прогрессу, принимать меры для строительства железных дорог, портов, каналов и других инфраструктур. Это одно из составляющих Рисорджименто3.

Таким образом, взгляды Кавура оформились в чёткую систему уже ко времени его вступления на пост премьер-министра Пьемонта. Выступая за демократию, либеральные методы правления, сознавая необходимость реформ, при этом он выступал за укрепление власти посредством конституционной монархии, которую оформил Статут королевства Пьемонт в 1848 г.4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]