Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolaeva.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
132.61 Кб
Скачать

Глава I. Убеждения Кавура

§ 1.Экономические воззрения Кавура

Камилло Бенсо Кавур родился 10 августа 1810 года в Турине в одной из наиболее знатных семей Сардинского королевства. Его отец – маркиз Микеле Бенсо ди Кавур – происходил из старинной аристократической фамилии и в молодости принадлежал к окружению герцога Камилло Боргезе, правителя Пьемонта (в честь него и нарекли ребенка). Когда мальчику исполнилось четырнадцать, его отдали в пажи при дворе сардинского короля Карла Альберта. Однако Камилло был вторым мальчиком в семье – в этом случае сына готовили к военной карьере. Кавур поступает в Туринскую военную академию и в 1827 году становится младшим лейтенантом инженерных войск. В 1831 году выходит в отставку. Затем путешествует по европейским странам – Франции, Англии, Швейцарии и Бельгии, изучает их политические, социальные и экономические условия. В 1835 году отец доверяет Кавуру управление частью родового имения. Недовольный своим положением (наследником всего имущества и титула маркиза был старший брат Густаво), Камилло энергично занялся земледелием, коммерческой и банковской деятельностью, принялся спекулировать на бирже, играть (не всегда удачно) в азартные игры. Кавур был одним из основателей Banco di Torino, построил свечную фабрику, создал Аграрную ассоциацию и Общество по организации детских садов. В 1847 г. Кавур приехал в Турин, где при содействии других реформаторов основал газету Risorgimento (в переводе на русский – «возрождение»). 9 декабря 1849 г. Кавур избран (со второго раза) в палату депутатов и становится лидером умеренного большинства. 11 октября 1850 года введен в состав правительства в качестве министра земледелия, торговли и флота. С 1851 года – возглавил также министерство финансов. В 1852 – 1861 гг. ( с перерывом в 1859 г.) был премьер министром Пьемонта (точнее председателем совета министров), возглавляя при этом министерства иностранных дел, финансов и другие. В 1860 г. стал первым премьер министром Италии. Умер 6 июня 1861г.

С середины 1830–х годов Кавур начал вести капиталистическое хозяйство. Поэтому не удивительно, что Кавур считал капиталистический путь развития страны благоприятным для всех социальных групп, в том числе и низших классов1. В 1835 – 1843 гг. Кавур использует сельскохозяйственную технику и передовые агротехнические приемы и добивается высоких урожаев, в первую очередь риса. Занимался и переработкой сырья – имел свечной завод. Но, по сути, не был промышленником. К началу политической деятельности он играл первостепенную роль в торговых, аграрных и банковских кругах Пьемонта. Он подчеркивал тот факт, что экономика итальянских государств, носящая преимущественно аграрный характер, является как бы дополнением к экономике Англии и других стран Запада, носящих преимущественно индустриальный характер. В то же время, по мнению Канделоро, он мало интересовался подобного рода соотношением между экономиками различных итальянских государств, что было не столь важно для экономического развития2. Поэтому борьба за свободу торговли интересовала Кавура в значительно большей степени, чем борьба за создание итальянской таможенной лиги, которой он почти совсем не занимался.

«Борьба за свободу торговли вызвана теми же причинами, какие во все времена побуждают людей разрушать режим привилегированного меньшинства и заменить его режимом, основанным на законах справедливых и беспристрастных, изданных с целью равно благоприятствовать всем классам общества», писал Кавур. Осуществление принципа свободной торговли итальянские либералы считали важнейшим условием прогресса во всех областях жизни. На торжественном приеме, устроенном в 1847г. в Турине в честь пропагандиста фритредерских идей Р. Кобдена Кавур заявил, что «свобода торговли… необходима для развития промышленности и торговли страны, разделенной ныне многочисленными таможенными границами, где продукты земли и труда на каждом шагу встречают налоговые преграды, которые не могут преодолеть1». Отмена таможенных ограничений в Сардинии должна, по его мнению, оживить здесь сельское хозяйство, помочь экспортерам сельскохозяйственных продуктов. Вместе с тем по пути развития свободной торговли следовало, по мнению Кавура двигаться осторожно.

Соответственным было и его отношение к протекционизму (1851г.) «Если такое обширное государство как Франция применяет протекционистскую систему, то там еще можно до определенного момента рассчитывать, что внутренней конкуренции будет достаточно, дабы стимулировать развитие предприятий по пути прогресса; но в маленьком государстве подобной надежды не существует и почти всегда случается так, что благодаря протекционистским пошлинам производители спокойно почивают и крайне медлительны в деле прогресса, меж тем как в других местах он осуществляется очень быстро2».

Еще в первой половине 1830-х гг., путешествуя по Европе, Кавур знакомится с различными сторонами общественной жизни Англии, Франции, Швейцарии, Австрийской империи. Как считает К.Э. Кирова, именно в Англии Кавур почерпнул те сведения, которыми затем руководствовался в своей деятельности3. Экономические воззрения Кавура были в значительной степени заимствованы им еще в юности у английских ученых (Риккардо, Смита, Бентама). Главным условием процветания Англии Кавур считал свободу предпринимательства. Он верил, что в Лондоне «любой предприимчивый и деятельный человек почти наверное может нажить состояние».

«Лучший способ поощрить промышленность – дать ей полную свободу действий». «В живом соревновании, порождаемом конкуренцией – залог совершенствования промышленности и сельского хозяйства». «Я поборник свободы торговли и личной свободы». «Я верю в дух свободы и конкуренции». Свобода – не «анархия», а свобода «совместимая с общественным порядком», «регулируемая законом», «в границах, установленных законом1». Это весь комплекс буржуазных политических свобод, но в первую очередь – экономическая свобода – не только отмена всех феодальных ограничений и регламентаций, но и возможно более полная, возможно менее ограниченная даже и новыми, буржуазными законами, свобода частного предпринимательства и конкуренции. Подобные максимы отражают скорее идеал Кавура, чем его каждодневную практику министра финансов и главы правительства. Он проводит через парламент ряд законов: реорганизовал налоговую, финансовую систему Пьемонта, заключил фритредерские торговые договора. Но он был прагматичен и гибок, допускал в ряде случаев и государственное вмешательство в экономическую жизнь страны, и высокие таможенные пошлины и даже ограничение своей излюбленной свободы предпринимательства. Так, например Кавур, хотя и был сторонником экономического прогресса, подчас высказывался за сохранение старых форм производства, если их изменение могло угрожать социальному миру, а главное положению дворянства. В статье «О сельскохозяйственной экономике Пьемонта» он высказался против крупных шелко-прядилен, поскольку это могло вызвать недовольство крестьян, прядущих шелк на дому. Ведь это нарушило бы «отношения симпатии и привязанности, существующие между владельцами земель и теми, кто их обрабатывает; в наш век как никогда, мы должны укреплять эти связи даже ценою некоторых жертв». Укрепление морального влияния «имущего класса» на трудящихся необходимо чтобы воспрепятствовать возникновению «опасностей, связанных с революционным духом». Другой пример, когда либерализм Кавура несколько пошатнулся касается времени деятельности его в аграрном обществе (40-е гг.). Возглавляя часть общества, выступавшего за то, чтобы руководство в нем осталось в руках дворянства он выступал против радикального крыла, добивавшегося предоставления равных прав для дворянства и буржуазии.

Для успешного развития промышленность нуждалась в некоторых мерах со стороны государства, считал Кавур. Оно должно всячески благоприятствовать прогрессу, принимая прямо или косвенно необходимые меры для строительства железных дорог, портов, каналов, и других инфраструктур, необходимых для развития производства и торговли. Железные дороги, подчеркивал Кавур, имеют особое значение для более отсталых в своем экономическом развитии стран. Для них это – «могущественное оружие, с помощью которого они могут одержать верх над силами, замедляющими движение вперед, силами, которые держат эти страны в пагубном для них состоянии промышленного и политического детства1». В 40-х годах он писал о необходимости введения единой системы мер весов, денежных знаков. Самое же важное - государство обязано устранить препятствия, которые могут замедлить накопление капиталов и их вложение в наиболее выгодные предприятия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]