Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Идейно-теоретические.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
70.14 Кб
Скачать
  • Томас Гоббс (1588 - 1679) и Джон Локк (1632 - 1704)

Сторонники противоположной Мильтону точки зрения – подчинения печатного слова государственному контролю – часто ссылались на «Государство» Платона. Законы платоновского «государства» предусматривали тотальный контроль за выражением мнений и убеждений: все, что безнравственно, должно было быть уничтожено. Ни один поэт не должен читать своих произведений ни одному частному лицу, пока судьи и хранители законов не прочтут их и не одобрят. Однако сам Мильтон отмечал, что Платон «предназначал этот закон для своего воображаемого государства – и не для какого другого».

Среди современников Мильтона противоположной его точки зрения придерживался английский философ Томас Гоббс. Он был сторонником монархической власти и писал в своем известном произведении «Левиафан», что граждане должны добровольно отказаться от своих прав и свобод в пользу государства. В свою очередь, государство должно обуздывать эгоизм и индивидуализм каждого. Власть не должна допускать частных мнений по поводу разумности тех или иных ее действий, поскольку само учреждение такой власти, уполномоченной улаживать все разногласия, является главнейшим велением разума. В одной из глав, которая называется «О речи» Гоббс рассуждает о злоупотреблении словом, печатью и мерах пресечения этого.

Центристские суждения относительно свободы слова выразил английский философ Джон Локк. Локк признавал необходимость института государственной власти, но считал, что этой власти передается лишь некоторая часть естественных прав человека ради защиты его основных прав – свободы слова, совести и собственности. Предотвратить злоупотребления власти, по мнению Локка, можно только с помощью закона. При этом как граждане, так и само правительство обязаны подчиняться закону, который определяет меру добра и зла. Поэтому Локк в своих «Письмах о веротерпимости» поддержал доводы Мильтона о свободе печати и отмене предварительной цензуры. Считается, что некоторые аргументы Локка были учтены при принятии Билля о правах, по которому была отменена предварительная цензура в Англии в 1694 году.

Из этих разнополюсных точек зрения на свободу печати родились авторитарная и либеральная концепции журналистики.

  • Авторитарная концепция свободы печати (Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) и Георг Гегель (1770 – 1831)

Жан-Жак Руссо в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) утверждал, что в основе всякой власти лежит соглашение. При этом государство, которому граждане отдают свою личность и свои деяния, не может, по мнению Руссо, иметь интересов, противоположных интересам подданных. Но при этом, если подданный начнет вредить государству, то «он будет принужден к повиновению всем политическим организмом, а это означает то, что его силой заставят быть свободным». Таким образом, предоставляя возможность каждому иметь свои убеждения, Руссо ограничивает их высказывание рамками законопослушания.

Отдельная глава трактата Руссо посвящена цензуре. Он утверждал, что никогда ранее свобода или, скорее, вольности печати не были столь безграничны, поэтому он был убежден, что цензурные ограничения просто необходимы, ибо «сегодня сочинителей пасквилей гораздо больше, нежели читателей».

Руссо видит в цензуре изъявление общественного приговора, который лежит в основе отношений государства и народа. Цензор при этом является исполнителем воли общественного мнения. Ограничивая отдельных граждан в высказывании мнений, суждений, цензура стоит на страже нравов. Если же не делать никаких ограничений, то произойдет изменение взглядов людей и падение нравов, исправить которые будет трудно. Поэтому Ж.-Ж. Руссо делает вывод, что «цензура может быть полезной для сохранения нравов, но не имеет никакого значения для их восстановления».

Немецкий философ Георг Гегель в работе «Философия права» отрицал саму возможность участия всех граждан в делах государства. Свобода, по Гегелю, означала свободу индивида знать, что он не свободен и что его действия предопределены историческим процессом, общество и, прежде всего, Абсолютной идеей, высшим проявлением которой является государство.

Свободу слова, по мнению Гегеля, можно в определенных пределах допустить для снятия напряжения, ибо если кто-то «вставил свое слово, то он после этого удовлетворения своей субъективности со многим смириться», и во всем остальном дело может снова продвигать по своему прежнему пути. Однако даже эти порывы высказать свое мнение, по мнению Гегеля, следовало ограничить.

Гегель был убежден, что истинное мнение выражают только великие личности, в высказываниях же народа проявляются случайные мнения, лжезнания и лжесуждения. «Народ больше всего говорит о том, что он меньше всего знает». И тот, «кто не умеет презирать общественное мнение,…никогда не совершит ничего великого».

Философское обоснование пренебрежения к общественному мнению, необходимости ограничения свободы слова было воспринято в качестве образца многими авторитарными режимами. В России эту авторитарную концепцию отстаивал философ и публицист М.Н. Катков.