Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сажина.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
300.88 Кб
Скачать

Глава 4

НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ С ПОМОЩЬЮ КРИЗИСА

Лишь удар, отбрасывающий назад, придает человеку всю его наступательную силу.

Стефан Цвейг

Современная экономическая наука дает хорошую тео­ретическую базу для регулирования рыночных процессов с помощью кризиса. Учеными различных школ экономичес­кой мысли разрабатываются модели экономического цикла, теория долгосрочного прогнозирования и индикативного планирования.

Известной моделью экономического цикла является неокейнсианская модель П. Самуэльсона и Дж. Хикса, которая; учитывает ключевое воздействие на циклические колебания капиталовложений.

\ Модель Самуэльсона-Хикса строится на соединении концепций мультипликатора (множитель) и акселератора (ускоритель). Согласно концепции мультипликатора Дж. Кейнса, зависимость между ростом капиталовложений и национального дохода представляет постоянную величи­ну, определяемую устойчивостью доли потребления в при­росте национального дохода. Концепция акселератора харак­теризует обратную связь между приростом национального дохода и последующим приростом инвестиций. Акселератор показывает, насколько должны возрасти капиталовложениям при данном росте национального дохода. Акселерационный период характеризуется иными условиями, чем мультипли­кационный. В этот период рост национального дохода будет расширять производство и увеличивать капиталовложения, а снижение темпов национального дохода приведет к паде­нию темпов капиталовложений.

В результате данная модель экономического цикла отра­жает взаимозависимость накопления и потребления: прирост инвестиций вызывает прирост национального дохода, прирост национального дохода порождает прирост потребления, а при­рост потребления имеет своим следствием новый прирост инвестиций и т. д. Атак как прирост потребления постепенно замедляется, происходит затухание мультипликационно-акселерационного механизма. Это означает поворот от роста про­изводства к его падению, порождающему длительные кризи­сы и инфляцию. Для избежания экономических потрясений валена плавность в повороте от роста производства к его сни­жению. Осуществить плавность перехода могут помочь целе­направленные действия государства в области налогообложе­ния, кредитования, денежного обращения. На основе теоре­тической модели экономического цикла разрабатывается го­сударственная антициклическая политика.

Теория длинных волн Н. Д. Кондратьева послужила ос­новой для разработки долгосрочного прогнозирования тен­денций развития рыночной экономики. На ее основе была сформулирована идея плана-прогноза (индикативное плани­рование), которую сегодня все признают. Современная сис­тема планирования — это план-прогноз: предвидеть, чтобы управлять, В прогнозировании Н. Д. Кондратьев ввел про­гнозы cmoимостных показателей, которые в сочетании с су­ществовавшими материально-вещественными показателями позволили делать финансовые прогнозы. Чтобы видеть ди­намику производства, было предложено использовать деф­ляторы, статистику цен. Обязательным считается текущий конъюнктурный анализ, т. е. оценка текущего изменения цен, потребительской корзины. Наконец, Н. Д. Кондратьев раз­работал идею соотношения социального и экономического факторов экономического роста.

Теория индикативного планирования подучила дальней шее развитие в трудах ученых институционально-социологического направления, провозгласивших необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, форме планирования. А после Второй мировой войны прак. тика индикативного планирования, известная как политика дирижизма, нашла широкое распространение во Франции Англии и многих других странах Западной Европы.

Следовательно, и теория малых циклов, и теория длинных волн, видевших в рыночном хозяйстве способность к росту и развитию, к эволюции, облегчают практическую де­ятельность государства и фирм по регулированию цикли­ческих процессов. Однако практика регулирования цикли­ческих процессов имеет свою историю.

Практическая постановка вопроса о необходимости це­ленаправленного регулирования циклических процессов на уровне фирмы восходит к началу XX в., ко времени зарожден ния крупных предприятий со сложной организационной структурой. На крупных предприятиях организовывались так называемые антикризисные группы, состоящие, как правило, из приглашенных консультантов и имеющие своей це­лью вывод предприятия из текущей кризисной ситуации с минимальным ущербом. Такие мобильные группы создава­лись обычно уже после наступления кризиса и распадались после того, как кризисная ситуация была преодолена.

Однако уже после Первой мировой войны руководство; фирм-гигантов (например, немецких сталелитейных заводов) начало всерьез задумываться о создании на предприятиям! специальных постоянно действующих антикризисных структур, способных не только преодолевать последствия кризиса, но и прогнозировать возникновение будущего кри­зиса, готовить заранее меры по его смягчению. Для крупных! предприятий проблема заблаговременного прогнозирования I кризисов стояла особенно остро в связи с огромными масш­табами их денежных оборотов.

Антикризисное регулирование на микроуровне — это прежде всего приспособление к изменившимся условиям внешней среды. Оно происходит успешнее, если векторы изменений на предприятии и во внешней среде направлены в одну сторону. Однако внешняя среда является рыночной, стихийной по своей сути, поэтому изменения в ней являют­ся труднопредсказуемыми стихийными рыночными колеба­ниями, испытывающими влияние множества различных фак­торов. Ограничивать эти колебания и следить за их послед­ствиями можно лишь при наличии целенаправленных госу­дарственных кризисных мероприятий.

Впервые к выводу о необходимости антикризисного регулирования на государственном уровне пришли эконо­мисты США после Великой депрессии 1930-х годов. Имен­но тогда стала очевидной необходимость проведения чет­ко организованной и хорошо финансируемой государ­ственной антикризисной политики. Начиная с 1932 г. в бюджете США выделяется даже особая статья «Ассигно­вания на кризисные мероприятия». Государственное ан­тикризисное регулирование проводилось по следующим направлениям:

финансирование и субсидирование корпораций, сто­ящих на грани банкротства;

  • принудительное картелирование предприятий;

  • государственное регулирование кризисного сельского хозяйства;

  • организация общественных работ и выдача пособий по безработице.

Финансирование антикризисных мер осуществлялось через Реконструктивную финансовую корпорацию. Толь­ко за период с 1934 по 1939 г. на финансирование таких мероприятий было израсходовано 20,68 млрд долл., в том числе на общественные работы — 8,48 млрд долл., посо­бия безработным — 3,57 млрд, помощь сельскому хозяй­ству — 3,12 млрд долл.1. Однако государственное антикри­зисное регулирование не смогло предотвратить наступление нового экономического кризиса 1937 - 1938 гг.

История государственного вмешательства в процесс воспроизводства наглядно отражает эволюцию государственного регулирования от антикризисного к антициклическому и долгосрочному прогнозированию. Первоначально практика антикризисного регулирования на макроуровне заключалась в смягчении и исправлении последствий уже имеющегося кризиса.

Новые условия функционирования экономики застави­ли правительства разных стран искать новые методики государственного антикризисного регулирования. После Второй мировой войны влияние государства на экономику значи­тельно увеличилось практически во всех развитых странах. Постепенно антикризисное регулирование уступает место антициклическому.

Периодические экономические кризисы свидетельства- вали о том, что не только кризис, но и чрезмерный подъем может вызвать убытки экономики. Поэтому антикризисные мероприятия являются органичной частью антициклических мероприятий. Антициклическая направленность государ­ственного регулирования означала регулирование экономи­ки на всех фазах цикла: сокращение производства, если оно грозит стать чрезмерным, и его стимулирование в период застоя. Сознательно формируемые антициклические меропри­ятия проводятся теперь до изменения фаз цикла, вызывая некоторое выравнивание циклических колебаний.

Необходимость структурных преобразований в эко­номике на базе научно-технической революции застави­ла государство обратиться к долговременному воздей­ствию на экономику. Поэтому в 50— 60-х годах антицик­лическое регулирование дополняется долгосрочным регулированием воспроизводства с его программированием и прогнозированием.

Следовательно, целенаправленное государственное ан­тициклическое регулирование в сочетании с долгосрочным прогнозированием становится постоянным фактором цик­лического развития производства, переплетаясь со стихий­ными законами рынка.

В странах с развитой рыночной экономикой государ­ственное антициклическое регулирование заключается главным образом в использовании косвенных рычагов — бюджетно-налоговых и кредитно-денежных.

Ашпициклические меры бюджетной политики включа­ет в себя варьирование следующих параметров: ,

  • объема государственных закупов;

  • оплаты труда государственных служащих;

  • объема государственных капитальных вложений;

  • величины трансфертных платежей;

  • налоговых ставок;

  • правил и норм амортизации основного капитала, исполь­зуемых при исчислении облагаемого налогом дохода.

Увеличение государственных расходов во время круп­номасштабных кризисов может служить достаточно эффек­тивным средством стимулирования спроса, если учесть, что именно в это время экономика имеет «избыточные» произ­водственные ресурсы и поэтому особенно нуждается в их. использовании.

Изменение величины налоговых ставок также влечет за собой соответствующее изменение совокупного спроса. Например, уменьшение ставки личного подоходного нало­га при прочих равных условиях увеличивает размер дохо­да, остающегося в распоряжении налогоплательщиков. Это оказывает мультипликационное воздействие на личное по­требление, а также (хотя и в меньшей степени) на капиталь­ные вложения. Уменьшение ставки налога на прибыль вы­зывает мультипликационный эффект главным образом в сфере инвестиций.

Налоги являются своего рода встроенными стабилиза­торами экономики. Их антициклическое действие заключа­ется в том, что при сокращении производства и доходов сум­ма налоговых сборов автоматически сокращается, если при этом не растут цены. Если налог носит прогрессивный харак­тер, т. е. если его ставки возрастают быстрее, чем размеры получаемого дохода, сокращение налоговых поступлений во время кризиса больше, чем уменьшение доходов. При про­чих равных условиях антициклическое действие налоговое регулятора тем больше, чем выше ставка налога на данный вид дохода. Общее влияние каждого стабилизатора завись и от амплитуды колебаний соответствующего вида дохода в данном цикле. Так, поскольку ставка налога на прибыль и амплитуда колебаний прибыли относительно велики, этот налог оказывает довольно существенное антициклическое влияние на воспроизводство.

Как показывают статистические данные последнего десятилетия, доля налога на прибыль корпораций в общей сум­ме доходов государства постепенно сокращается, тогда как доля личных подоходных налогов растет. Относительная роль налога на прибыль больше всего в США и Японии и существенно меньше в странах Западной Европы, где наря­ду с подоходным налогом существенную роль играют и кос­венные налоги. Это свидетельствует об общей тенденции по­степенного снижения регулирующей роли налога на при­быль и роста значения в антикризисном регулировании по­доходного налога.

Изменение ставки косвенных налогов оказывает непос­редственное влияние на розничные цены. Если эластич­ность спроса по цене достаточно высока, изменение ставок косвенных налогов может оказать заметное влияние на по­требительский спрос. Поэтому в качестве антициклических рычагов чаще всего используются ставки налогов на прода­жи автомобилей, бензина, алкогольной продукции и других потребительских товаров, спрос на которые характеризу­ется высокой эластичностью.

Наличие встроенных стабилизаторов экономики в пери­оды кризиса показывает, что общий эффект их действия в большинстве случаев в развитых странах превышает размер сокращения ВНП. Это означает, что при отсутствии стаби­лизаторов кризисное падение производства могло бы значи­тельно превысить фактически имеющееся.

Однако следует заметить, что в специфических услови­ях стагфляции антициклическая роль части налогов сокра­щается. Дело в том, что при прогрессивном налогообложе­нии ставки подоходного налога автоматически повышаются вследствие номинального возрастания личных доходов и, следовательно, реальная тяжесть налогов возрастает. Это может усилить различные негативные последствия кризиса.

Не менее важным инструментом антициклической политики, сходным с маневрированием налоговыми ставками, является изменение правил, регулирующих порядок и нор­му амортизационных отчислений основного капитала. При повышении установленной нормы амортизации большая доля текущей прибыли может быть проведена по финансо­вым счетам амортизационных отчислений фирмы. Следо­вательно, сокращается норма налогового обложения при­были, а это в свою очередь способствует расширению ка­питальных вложений.

Антициклические меры кредитной политики включают:

  • изменение учетной ставки ссудного процента (ставки ре­финансирования) ;

  • изменение норм обязательного резервирования для ком­мерческих банков;

  • выпуск или выкуп государством краткосрочных финан­совых обязательств;

  • количественные ограничения кредита;

  • изменения условий потребительского, ипотечного и бир­жевого кредита.

Во время кризиса центральные банки обычно стремят­ся облегчить условия кредита, понижая учетную ставку ре­финансирования, что позволяет коммерческим банкам сни­зить процент по собственным ссудам. Снижение учетной ставки, как правило, должно отражать излишек предложе­ния ссудного капитала над его спросом, Однако если кризис вызывает резкое увеличение спроса на наличные средства Для погашения прежней задолженности, результатом может оказаться повышение ставки рефинансирования и, как след­ствие этого, обострение кризиса. Именно такова последова­тельность событий во многих крупномасштабных кризисах. Поэтому правительства разных стран принимают дополни­тельные меры, чтобы избежать подобного развития событий.

Например в США, исходя из опыта массового закрытия бай, ков в 30-х годах, было предусмотрено введение системы государственного страхования вкладов, оберегающей банки от одновременного «набега» вкладчиков в период кризиса. 1

Изменение ставок процента оказывает воздействие на экономику через эффект замещения (сдвиг спроса предпочтений потребителя в связи с изменением относительной ценности благ) и эффект дохода (сдвиг предпочтений благ вследствие изменения размера дохода, вызываемого изменением цены блага). В результате действия эффекта заме­щения снижение ставки процента повышает привлекательность текущего расходования средств, поскольку выгода ность сбережений уменьшается, а заемные сбережения дешевеют. Под действием эффекта дохода снижение ставки процента приводит к увеличению располагаемого дохода должников, но сокращает доход кредиторов. Суммарное воздействие снижения процентных ставок на состояние спроса зависит от того, являются ли домашние хозяйства и фирмы в большей степени кредиторами или заемщиками. Также имеет значение доля заемных средств, которые бе­рутся на условиях уплаты не фиксированного, а действующего на момент платежа процента.

Кроме изменения ставки процента средством облегчения кредита является уменьшение норм обязательного резер­вирования для коммерческих банков. Такое уменьшение рав­носильно разрешению государства коммерческим банкам использовать их дополнительные ресурсы для предоставле­ния ссуд. Аналогичная же цель достигается, если централь­ный банк предпринимает массовый выкуп государственных ценных бумаг на открытом рынке. Крупными держателями таких бумаг являются, как правило, коммерческие банки. Продавая их центральному банку, они, таким образом, со­кращают кредитование государства и высвобождают допол­нительные резервы для расширения кредитования частных фирм. В кризисах 1974 - 1975, 1980 - 1982, 1991 - 1993 гг. все три рассмотренных вида кредитного регулирования применялись одновременно.

Стоит отметить, что мультипликаторы кредитного регулирования, как правило, меньше, чем мультипликаторы бюд­жетных мер, а их воздействие на воспроизводство является менее существенным. В то же время, преимущество кредит­ных рычагов заключается в том, что они могут быть пущены в ход сравнительно быстро и не требуют длительных админист­ративных и законодательных процедур, с которыми сопряже­но большинство бюджетных антициклических мероприятий.

Примечательно, что в США основной акцент в антицик­лическом регулировании традиционно делается именно на бюджетные меры. Последние особенно активно применялись на практике в 40 —60-х годах, т. е. до появления стагфляции. В Западной Европе и Японии, напротив, наиболее часто при­меняемым средством антициклического регулирования слу­жила кредитная политика.

В начале 90-х годов выход мировой экономики из кри­зисного состояния был затруднен тем, что по ряду причин традиционные инструменты экономического регулирования были дискредитированы или недостаточно действенны. Это заставляло искать новые ориентиры и инструменты эконо­мической политики. Рост государственного дефицита и дол­га в 90-е гт. происходил в относительно худшей ситуации, чем в предыдущем цикле, поэтому возможности стимулирования спроса путем увеличения государственных расходов были ограничены практически во всех развитых странах. Это под­тверждается также тем, что бюджетный дефицит во многих странах носил не циклический, а структурный характер, т. е. сохранялся и в условиях полной занятости (табл. 4.1)1.

Из табл. 4.1 видно, что только Япония, где был целенап­равленно взят курс на увеличение бюджетного дефицита, имела средства и возможности для бюджетного стимулиро­вания экономики. В других развитых странах, например в Германии и в США, в 90-е годы предпринимались попытки снизить его: в Германии — путем сокращения социальных расходов, в США — преимущественно посредством налогов.

Сальдо государственного бюджета ведущих развитых стран в первой половине 90-х годов, % от ВВП

Страна

Суммарно е сальдо

Структурное сальдо

Циклическое сальдо

США

-3.8

-3

-0,8

Япония

0,1

1,9

-1,8

Германия

-4.1

-3

-1,1

Франция

-5.7

-3,1

-2,6

Италия

-9,5

-7,4

-2,1

Великобритания

-8,3

-5,7

-2,6

Канада

-5,8

-2,1

-3,7