Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социальные мифы и мифологемы2.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
325.12 Кб
Скачать

Глава 2. Миф в мифе

    1. Архетипы и мифы

Но перед тем, как говорить о мифах, нельзя не затронуть архетипы «первообразы» введенные Карлом Густавом Юнгом (Karl Jung)24. Именно они широко используются в теоретическом анализе мифологии. Вообще, архетип – текст, к которому восходят позднейшие рукописи, сам по себе неизвестный, но который можно гипотетически реконструировать. Интересует нас сейчас другое. Архетипы, по Юнгу, – это комплексы коллективного бессознательного, его содержимое. Поэтому перед тем, как ответить на вопрос, что такое архетипы, мы должны знать о коллективном бессознательном – это те содержания и смыслы, которые не являются личными, но «коллективные, другими словами, принадлежат не одному какому-либо лицу, а по меньшей мере группе лиц; обыкновенно они суть принадлежность целого народа или, наконец, всего человечества»25. Архетипы и есть «содержание коллективного бессознательного… Речь идет об архаичных, или о первоначальных образах, то есть о всеобщих образах, существующих с древнейших времен… Они превращаются в осознанные формулы… в форме религиозного учения… Другим выражением являются миф и сказка. Архетип… заменяется в процессе индивидуального становления сознательным и чувственным, и притом в духе того индивидуального сознания, в котором он проявляется»26. Архетипы не имеют содержательной части, но лишь характеристику, да и то, весьма условную. Содержательную характеристику архетип получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Процесс мифотворчества поэтому есть не что иное, как трансформация архетипа в образы. Как говорил Юнг, архетип – это оси будущего кристалла в солевом растворе27. При всей своей формальности, бессодержательности, крайней обобщенности архетипы имеют свойство, «по мере того, как они становятся более отчетливыми, сопровождаться необычайно оживленными эмоциональными тонами, … они способны впечатлять, внушать, увлекать»28, поскольку восходят к универсально-постоянным началам в человеческой природе. Отсюда роль архетипов для художественного творчества. Тайна воздействия искусства, по Юнгу, состоит в особой способности художника почувствовать архетипические формы и точно реализовать их в своих произведениях. «Тот, кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячей голосов…, он подымает изображаемое им из мира единократного и преходящего в сферу вечного; притом и свою личную судьбу он возвышает до всечеловеческой судьбы…»29.

К. Г. Юнг и его последователи выделили ряд архетипов, ниже перечисляются только некоторые из них.

Мать – «архетип Матери предшествует и подчиняет себе все формы проявления материнства. Первобытный, изначальный образ матери, характеристика «Великой Матери» со всеми парадоксальными чертами остаются в душе современного человека, как и в мифологические времена». Примером могут служить «Великая Богиня Маи», «Великая Мать Кибела» – мать римских богов, символ универсального и вечного материнства.

Герой – красив, агрессивен, не привязан к месту, гиперсексуален, может нарушать нравственные нормы во имя цели. Страдающий герой – мученик, приобретающий качества героя в результате страданий.

Тень – архетип, олицетворяющий качества, противоположные качествам субъекта, литературными выражениями которого Юнг считал Мефистофеля в «Фаусте» Гёте, Хёгни в «Песни о Небелунгах», Локки в «Эдде».

Анима – бессознательное начало противоположного пола в человеке, выражаемое образами двуполых существ первобытных мифов, в китайских категориях инь и ян и т.п.

Следует заметить, что у З. Фрейда было близкое понятие к «архетипу» – «прафантазия» – фантазии, в основе которых лежит филогенетический опыт всего человечества, которые являются каркасом, на котором строятся индивидуальные фантазии. В отечественной науке некоторые мыслители и ученые независимо от Юнга подходили к понятию архетипа. Так у Павла Александровича Флоренского в его работе «Столп и утверждение истины»30, есть близкие по смыслу «схемы человеческого духа».