Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социальные мифы и мифологемы2.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
325.12 Кб
Скачать

41

Содержание

Введение………………………………………...………………………………………3

  1. Мир как миф……………………………………………………………………..4

    1. Язык как система знаков…………………………………………………4

    2. Картина Мира……………………………………………………………..7

  2. Миф в мифе……………………………………………………………………..13

    1. Архетипы и мифы……………………………………………………….13

    2. Социальные мифы……………………………………………………….15

  3. Мифы в обществе ……………………………………….……………………..22

    1. Миф и религия…………………………………………………………...22

    2. Миф и литература………………………………………………………..25

    3. Миф и политика………………………………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………………….33

Ключевые понятия, составляющие основной глоссарий курсовой работы………34

Список использованных источников………………………………………………...35

Приложение……………………………………………………………………………38.

Введение

Понятие социального мифа вошло в обиход сравнительно недавно. Сегодня мифы смешаны с политическими идеологиями, и политические мифы имеют почти такую же власть, как и священные мифы прошлого, в тоже время их нельзя уравнивать. Мифы оказывают влияние, резонируя с существующими стереотипами коллективной памяти, они способны постепенно изменить психологический портрет нации, и стать главным инструментом реализации идей разных политиков. Миф укрепляет ценности, обычаи и убеждения социальной группы, усиливая связи между ее членами, имеет мощный потенциал интеграции сообщества и упрощения толкования окружающего. Миф представляет собой некую правду, но его истинность или точность в историческом плане – вторична. Важно то, что в него верят, – поэтому мифы обладают символической властью.

Мифы затрагивают все сферы общества и имеют место не только в политике, религии и литературе, о которых рассказывается в третьей главе работы «Мифы в обществе». Они полностью пронизывают социум, основываясь на архетипах, знание которых передаётся наследственно. Более того мир для человека и является особым мифом, который, действует в рамках специфики каждого языка и формирует представление о реальности. Поэтому, рассматривая в первой главе мир в качестве мифа, понятия архетипа, коллективного бессознательного и социальных мифов исследуются во второй главе как своеобразные «мифы в мифе». В заключении также приведен глоссарий, который составляет ключевые понятия курсовой работы, а в качестве приложения предложены личные наблюдения в сфере мифа.

Цель работы заключается в раскрытии понятия социального мифа, оценка его влияния и места в обществе. В задачу входит изучение явления не только в изолированном теоретическом пространстве, а в цепи человеческой деятельности, восприятия и жизни вообще.

Глава 1. Мир как миф

    1. Язык как система знаков

Язык – исторически сложившаяся система выражения мыслей, обладающая определенным звуковым, лексическим и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. Язык – необходимая составляющая жизни, так как сопутствует всей деятельности человека, а речь входит в общую систему человеческой деятельности. Российский ученый Михаил Михайлович Бахтин утверждал: «Язык, слово – это почти все в человеческой жизни»1. Общество и язык взаимозависимы, ведь без социума не может возникнуть язык, а без последнего не может сформироваться полноценная личность. Язык – составная часть внутреннего мира человека, его духовной культуры, это опора для умственных действий, одна из основ мыслительных связей (ассоциаций), подспорье для памяти и т.д. Как говорил немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер (Martin Heidegger): «Язык создает человека»2.

Языкознание (лингвистика) – научная дисциплина, изучающая строение, социальное функционирование и историческое развитие языков. Цели языкознания: изучение языка в его взаимоотношениях с объективной действительностью и человеческим обществом. Язык служит для человеческого общения, и представляет собой систему знаков.

Знак есть объект, используемый для передачи информации. Для того чтобы предмет (или событие) получил функцию знака, нужно предварительно договориться с другим человеком – получателем этого знака. В повседневной жизни многих знаков мы не замечаем, хотя роль их в общении велика – таковы, в частности, мимика и жесты. Кроме национально обусловленных систем жестов, «привязанных» к конкретному языку, существуют также интернациональные, общечеловеческие основания поз собеседников, движений их рук и т.д. Наряду с повседневными, привычными для нас средствами общения существуют целые сложные системы знаков специфических, даже экзотических. Таковыми являются, например, языки цветов, веера, татуировок. Человек живет в мире знаков.

«Современная лингвистическая наука, – пишет Элеонора Лассан (Eleonora Lassan)3, – как никогда ранее, может считаться прикладной – не только в смысле создания норм орфографии или совершенствования лексикографических описаний, но в смысле изучения того, что может способствовать главной цели наук, связанных с человеком – познанию самого человека, ибо именно объектом лингвистики – языком – пронизаны, согласно Лакану, все уровни человеческой психики, включая и его бессознательное».

Язык тесно связан с понятием дискурс. По Эрнесто Лаклау (Ernesto Laclau) и Шанталь Муфф (Chantal Mouffe)4, дискурс – область, где образуются смыслы и значения – смысловое поле. Он связан с тем, какую особенность получает внешний мир после его восприятия субъектом, оценкой события – воспринимается ли землетрясение или падение кирпича «природным явлением» или «выражением гнева Господнего». Дискурс определяет не само явление, а то, что оно одинаково вне зависимости от его восприятия. Здесь Лаклау пересекается с поздним Поль-Мишель Фуко (Michel Foucault) и его «Археологией знания», где дискурс – «тонкая контактирующая поверхность, сближающая язык и реальность»5, практика, которая постоянно воссоздаёт объекты, о которых дискурсы говорят. Фуко не отрицает существования реальности вне дискурса, но считает невозможным ее восприятия вне дискурсной структуры: в процессе восприятия сортировка по тем или иным признакам и истолкование опыта и событий происходит в соответствии с теми понятиями и правилами, которые находятся у нас в распоряжении. Выйти за рамки данных структур непросто. Другими словами, землетрясение и кирпич на самом деле существуют, но мы не можем знать, что это такое, так как всегда подвержены тому или иному дискурсу – «природного явления», «гнева Господнего» или любому другому. Причем если мы даже избавимся от одного дискурса, то сразу попадем под влияние другого и истина, таким образом, всегда будет от нас скрыта. Так, слово, по Жаку Лакану (Zhak Lakan), – смерть, убийство вещи6. Славой Жижек (Slavoj Žižek) объяснял: «В той мере, в какой действительность символизирована, заключена в символическую систему, вещь как таковая оказывается представлена в слове, в своем понятии, а не в непосредственной данности»7.

Таким образом, орудуя дискурсами, язык выступает как предпосылка и универсальная форма, оболочка всех других форм общественного сознания. Развиваясь, человек формирует собственную картину мира в соответствии с теми принципами и методами, которым его обучали «взрослые», называя вещи «своими именами». Доктор антропологии Карлос Кастанеда (Carlos Castaneda), говорил: «Люди – воспринимающие существа. Однако воспринимаемый ими мир является иллюзией, созданной описанием, которое им внушили с момента, когда они появились на свет8. Мысли и поступки навсегда зафиксированы в терминологии нашего описания. Это рабство9». Как уже было сказано выше, дискурс не отображает истины, но только её интерпретацию, человек мыслит мифами – объяснениями и потому ему свойственно мифологическое мышление. Так, Елеазар Моисеевич Мелетинский10 отмечает, что миф как всеобщий способ мышления характерен для архаических культур, но в качестве «уровня» сознания (особенно массового) присутствует во всех культурах. Кроме того, мифотворчество использует символический язык, им же человек всегда моделирует, классифицирует и интерпретирует мир, общество и самого себя. Ролан Барт (Roland Barthes) считает, что преодолеть мифологию невозможно, так как в любом естественном языке уже имеется некоторая предрасположенность к мифу. «Всякая семиологическая система есть система ценностей, принимаемая потребителями мифов за систему фактов. Функция мифа – удалять реальность»11.