Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции Бушуева / Текстовая информация.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
01.05.2014
Размер:
66.05 Кб
Скачать

Педагогика Бушуев В.С.

РАБОТА С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

Первая оговорка: будет подразумеваться любая работа с информацией, выражаемой словами (не линиями, символами, цветами и т.д.) Это может быть слушание, чтение, обдумывание про себя, анализ, запоминание, письмо, устное изложение.

Вторая оговорка: речь пойдет только об информации, выраженной научным языком. Выводится за скобки язык искусства - метафоры, сравнения, гиперболы, апелляция к интуитивным образам. Это разговор отдельный.

Выводится за скобки обыденный язык с его многозначностью, жестами, интонацией, мимикой.

Остается только язык науки, научных популяризаций, документов, т.е. язык ориентированный на однозначность и точность передачи информации.

Первое, с чего надо начать, понимание того, что результат работы с текстовой информацией начинает обуславливаться задолго до того, как вы с этим текстом встретитесь.

Работа с текстовой информацией на научном уровне в основном идет через сознание. Это значит, что она всегда фильтруется. Человек воспринимает информацию из получаемого текста уже в отфильтрованном виде. Это выражается в том, что разные люди, читая или слушая один и тот же текст получают из него очень различающуюся информацию в зависимости от такого психического феномена, как установка.

Установка - это феномен психики, заключающийся в том, что человек на уровне подсознания настраивается на восприятие определенной сущности, стоящей за внешнею формой и заранее настраивается на определенную ответную реакцию.

Вы еще не встретили объект восприятия, но уже готов на него определенный настрой. Этот настрой образует в коре полушарий головного мозга центры возбуждения, которые начинают доминировать, усиливая все, что им соответствует и подавляя остальное.

Для педагогической деятельности феномен установки играет очень большую роль. Вот несколько экспериментов.

Эксперимент который проводил тогда еще не ставший деканом психологического факультета ЛГУ Бодалев. Студенты делятся на две группы, не имеющие общения между собой. В обо группы включается провокатор, задача которого побудить экспериментатора во время эксперимента назвать вслух человека, портрет которого будет показываться. Об этом его задании группа ничего не знает.

Экспериментатор обращается к группе: «Сегодня будет проверяться ваша способность за несколько минут очень сжато, но по возможности ярко словами передать образ незнакомого человека по его портрету.» И вывешивает большой выразительный портрет мужчины.

- А кто это такой?

- Это не важно. Выразите словами только его внешность.

- Но между прочим, интересно узнать: что это за человек, у которого такое характерное лицо.

- Еще раз повторяю, что это не имеет значения: опишите только внешний облик.

- Ну, вы скажите, мы лучше сосредоточимся. А то любопытство покоя не дает.

- Я не хотел вам говорить. А вообще-то это один из американских гангстеров, прославившийся как самый жестокий, бесчеловечный преступник века.

И вот студенты пишут: « Жесткие нечесанные волосы, твердокаменнтая лбина, холодные буравчики глаз, мясистая шишка носа, бульдожья челюсть, расхристанный ворот рубахи, пудовые кулачищи громилы.»

Эксперимент продолжается в другой группе на основе того же самого портрета. Так же провокатор побуждает экспериментатора назвать человека. Но теперь экспериментатор говорит иное: «Пока еще нельзя назвать имя этого человека. Но это один из крупнейших ученых современности, работающий по закрытой тематике.»

И студенты пишут: «Легко рассыпавшиеся волосы, высокий лоб мыслителя, внимательные глаза умного собеседника, крупный нос доброго человека, волевой подбородок, свободно расстегнутый ворот рубашки, натруженные руки много работающего человека.»

А портрете был водопроводчик дядя Вася.

С теми или иными вариациями, суть образа равно увидели студенты каждой из групп.

Какое это имеет отношение к педагогической деятельности? Этим закономерностям подчиняется, в частности, восприятие педагога, студентами и студента преподавателем.

Пришли студенты на очередное занятие. Им говорят: «Ваш преподаватель сегодня не смог придти. Вот тут человек согласился прочитать вам сегодня одну лекцию. А в следующий раз уже будет ваш преподаватель.»

Выходит на кафедру некто весьма невзрачный, раскладывает какие-то разнопестрые листочки и, наставив на студентов лысину, что-то такое над этими листочками бубнит. Он «бу-бу-бу...» Студенты меж собой «гу-гу-гу...»

Когда студентов потом расспрашивают, что такое было на этой лекции, на которую по слухам был приглашен очень необыкновенный ученый, студенты отмахиваются небрежно: «И где только отыскали такое ископаемое...»

Ситуация другая. Студентам говорят: «Появилась в науке потрясающая гипотеза, столь необычная, что ее и публиковать пока не решаются. Она более, чем сумасшедшая. Если ее принять, то... Сейчас автор ее проездом в нашем городе. И удалось добиться его согласия придти к вам, хотя только на одну лекцию. Но он не лектор, любой из вас по сравнению с ним - Цицерон, он даже и говорит не очень разборчиво. (Те, кому доводилось слушать Л. Н. Гумилева в последние годы его жизни знают, что для понимания произносимого им надо было хорошенько настроиться и уж не отвлекаться больше ни на что.) А вот мыслитель, как говорится «от Бога». Но вот на вопросы он отвечает здорово, особенно если «заведется». И если мы с вами подготовим заранее несколько хороших вопросов по его гипотезе, то вы совсем другого человека увидите. Но сначала вы его послушайте без вопросов с полчасика - час, а потом помогите ему преобразиться. Сначала вопросы лучше в записках посылать, а потом уж и устно из аудитории.»

Если я что-то рекламирую, то всегда с некотором запасом в свою пользу. На самом деле будет несколько лучше, нежели то, на что я предварительно настраиваю своих студентов.

После такой подготовки об этой встрече студенты не одну неделю рассказывать будут. А первая группа разобижена: не могли уж нас заранее предупредить?! - А я думал, что вы достаточно умные, чтобы самим сразу же разобраться.

Так что настройка на преподавателя - это очень серьезно. (Да и не только на преподавателя...) И поскольку ваши слушателя чаще всего начинают со скептицизма, не торопитесь выкладывать с ходу самое главное.

Простой эксперимент на связь установки с запоминанием. В начале лекции студентам говорят, что ничего записывать сегодня нельзя, тема секретная, а проверка знания материала, тем не менее будет, и очень строгая и с соответствующими последствиями. Студенты сразу же хотят уточнить: когда будет контрольная? Им отвечают, что контрольная работа будет только через две недели - придется собрать всю свою силу воли и слушать сегодня очень внимательно, поскольку иного для запоминания дано не будет.

То же самое проводится в другой аудитории, но там сообщается, что контрольная работа будет через 3 дня.

А проводится контрольная в обоих потоках через неделю. Второй поток, настроившийся на 3-дневное хранение информации с контрольной справляется очень плохо. А первый, настроенный на двухнедельное сохранение, считая, что за половину срока и забыть не успели, работу пишет великолепно.

Можно рассказать и об эксперименте по связи установки с припоминанием заданного материала в нужное время.

Но особый интерес представляет эксперимент психологов Скандинавии по выявлению влияния установки преподавателя на оценки студентов.

После длительного посещения различных вдов занятий преподавателя с одним и тем же контингентом студентов преподаватель получает от психолога разбивку этих студентов на три группы. В первой группе те, на кого у данного преподавателя активно положительная установка и которым, соответственно, преподаватель склонен оценки значительно завышать. Во второй те, кому по той же причине оценки будут, вероятно, занижаться. В в третьей группе те, по отношению к которым у преподавателя активной установки не выработалось. Здесь отклонения оценки от объективной будут зависеть от различных факторов, формирующих ту или иную установку уже по ходу экзамена. Преподаватель благодарит психолога за сведения, которые должны помочь повысить объективность оценок на экзамене и обещает незаметно для студентов сверяться с этими списками до выставления каждой очередной оценки. И пытается со всей добросовестностью выполнить свое обещание - действительно старается повысить объективность оценок с учетом материалов психолога.

Но преподаватель не знает, что весь ход экзамена записывается скрытой камерой. Потом группа экспертов многократно просматривает эти записи, из которых вырезаны только моменты выставления оценок. Оценки теперь ставят эксперты на основе имеющихся записей экзамена. Затем средняя оценка экспертной группы сравнивается с оценками, реально поставленными преподавателем. И оказывается, что вопреки всем своим сознательным усилиям студентам первого списка он оценки завысил, второго - занизил, а в третьем списке наблюдается казалось бы случайный разброс. Лишь при внимательном просмотре записей психологу удается выделить те факторы, которые повлияли на восприятие преподавателем каждого конкретного студента и, соответственно, на отклонение выставляемой им очередной оценки от объективной.

Еще раз повторим: сознательное восприятие любой информации индивидом зависит от ряда фильтров, через которые эта информация доходит до ее осознания. Важнейшим из этих фильтров является установка. А складывается, сохраняется и проявляется она, как и большинство других фильтров, на уровне подсознания. К этой важнейшей закономерности психической деятельности нам еще придется обращаться и при рассмотрении системной концепции интеллекта, и при уточнении системной сущности культуры, и, самое главное - при раскрытии системной сущности образования нового времени. Но все это будет несколько позднее.

Сейчас важно отметить, что результат работы индивида с текстом определяется до начала этой работы предварительной установкой. (Пример с читальным залом.)

Какая установка бывает и какая нужна?

Препятствующая:

Установка на легкость работы. Человеку рекомендовали книгу, расхвалили как легкую и увлекательную для чтения. Он открыл и сразу же наткнулся на трудный текст. В подсознании возникает протест против обмана и по «принципу маятника» тут же складывается установка на чрезмерную сложность данного текста, а то и вовсе на нерациональность обращения к нему. Понимание уже заблокировано.

Так бывает, когда человек считает, что лестница кончилась и далее ровный пол, а там еще маленькая ступенька. В силу неожиданности эта маленькая ступенька может стать причиной рокового падения. Мало того, что ошибочно заданная установка вызвала отрицательное отношение к тексту - возникает отрицательная эмоция в адрес «обманувшего» вас человека.

По принципу психического маятника возникает установка на восприятие данного текста как очень сложного и для не понятного. А такой заведомый настрой на недостаточность собственных способностей к пониманию блокирует эти самые способности. Известно, что человек, утративший веру в себя применительно к той или иной конкретной ситуации, сколько-нибудь полно в этой ситуации себя проявить уже и не сможет. Так предварительно настроенный на экзаменационную «тройку» заслуживает «двойки», но не за знания, а за неготовность ими пользоваться, за неумение использовать свой собственный интеллект, за неуважение к самому себе.

Ориентация на зазубривание. По книге, которая вас разочаровала, вам необходимо сдавать, а понимание уже заблокировано. И человек обращается к способности механического запоминания. Такая установка помешает пониманию даже самых простых частей текста.

Другие ошибки:

установка не непогрешимость источника скроет от читателя не только возможные ошибки автора, но и неполноту изложения. Ошибок может и не быть, но полнота любого текста ограничена, любой объект можно рассматривать со множества сторон, далеко не все из которых актуальны для автора того или иного текста.

установка на максимальное обнаружение ошибок и недостатков - будь то студент, коллега или оппонент. При этом резко возрастает вероятность «вместе с водой выплеснуть и ребенка. Все «ляпы» выделятся перед вашим вниманием, а ценное вы можете при этом и не заметить. (Пример с указанием числа вошедших и вышедших на каждой из остановок.

Что должно быть.

Определение собственной целевой установки: зачем именно вам потребовалась работа с этим текстом. Книга писалась для среднего читателя, а вы яркая индивидуальность. У вас свои задачи, свои цели. Вам нужно выбрать то, что относится к вашим целям.

Любая информация воспринимается по-разному в зависимости от того, в связи с какой целью вы к ней обратились. (Пример Мильчина А.Э. с читающими учебник анатомии. Студент-троечник, хирург, инспектор, преподаватель.) Но здесь необходима важная оговорка: определяя свою цель, выделяя проблемы, для решения которых вы намерены использовать данную информацию, не следует чрезмерно заужать рамки и делать их окончательно жесткими. Эта же информация может быть использована и при решении многих других проблем. Если же вы чрезмерно заузила рамки и сделали их чрезмерно жесткими, застывшими, то при встрече с другими проблемами вы эту информацию и не вспомните.

Соседние файлы в папке Лекции Бушуева