Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В конце сентября мы решили.doc
Скачиваний:
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
152.06 Кб
Скачать

Фермопилы, Салоники.

Все, самое интересное в нашем путешествии кончилось. Как жаль! Мы покидаем Афины, уже без Алексея, он остается в столице для участия в завтрашних выборах.

Шофер Алексей нам ставит фильм про 300 спартанцев, и вот мы уже подъезжаем к знаменитому ущелью при Фермопилах, где малочисленные силы спартанцев и беотийцев сдерживали натиск персидских войск. Прежде в этом месте море почти вплотную подходило к горам, оставляя для прохода только узкое ущелье, которое и обороняли спартанцы, пока предатель не провел персов тайной тропой через горы. Теперь море отступило от гор на несколько километров. Прежнюю морскую границу ущелья теперь обозначает шоссе. Памятник царю Леониду и его воинам стоит не слишком удачно, прямо возле ЛЭП. Рядом стенд со схемой и описанием сражения по дням. Чуть в стороне – скромный памятник беотийцам, которые тоже остались биться со спартанцами, но об их участии в битве почему-то обычно не упоминается, 300 спартанцев и все. Еще в сражении участвовали рабы спартанцев – илоты, в примерном соотношении 6 илотов на одного спартанца. Они, видимо, тем более недостойны упоминания.

Перейдя шоссе, мы отправились на поиски горячей речки (название места Thermo-pilai – «горячие ворота»). Не сразу, но все-таки был обнаружен среди кустов бурливый, стремительный поток с горячей водой, несущийся по склону. Чуть выше нашли пологий участок, некое подобие ванны, где и полежали с удовольствием.

В пятом часу мы приехали в Салоники, где нас ждал гид Василий. Салоники – наименее интересный пункт нашей экскурсионной программы, город очень тесный, скученный, застроенный однотипными бетонными домами с широкими балконами. Машины припаркованы с обеих сторон проезжей части, так что для проезда остается только узкий коридор. То и дело встречаются фрагменты других эпох: храмы, арки, но все они, как правило, тесно зажаты современными домами. История города пестра и причудлива, но, к сожалению, город почти полностью сгорел в 1917 году, и от предыдущих эпох мало что осталось.

Была довольно интересная экскурсия по древнему храму Дмитрия Солунского, покровителя Салоников (или Солуни, как называли город болгары, тоже претендовавшие на этот город). Прогулялись по набережной от «Белой башни» (круглой башне из красного кирпича) до памятника Александру Македонскому. После чего простились с гидом Василием. Его место заняла сопровождающая, та самая, с которой мы не поладили в свой первый день приезда из-за того, что нас не встретили.

Дальнейший наш путь наш лежал в Халкидики, где мы должны были провести еще один день на море. Мы уже предвкушали возвращение в знакомый отель Гранд в Ханиоти, обильный вкусный ужин, вечернюю прогулку по оживленному курортному поселку. Но автобус остановился на самом въезде на первый полуостров Кассандра, возле одинокого отеля на берегу моря, и нас двоих из всей группы попросили с вещами на выход. Сопровождающая пожелала хорошо провести последний день («Правда, - прибавила она, - назавтра обещали дожди и шторм»), и автобус благополучно отбыл, увозя остальных наших согруппников вглубь полуострова.

Заселившись, мы вышли на пляж. В обе стороны тянулся бесконечный пустынный берег. Несколько лежаков на песчаном пляже да брошенная лодка усиливали ощущение покинутости.

На ужине присутствовали человек шесть. После ужина мы, привлеченные доносившейся издалека музыкой, дошли по берегу до соседнего отеля. Вокруг бассейна под навесами были расставлены столики с зажженными свечами, почти за каждым сидели отдыхающие, кто играл в карты, кто потягивал винцо, кто кофе. В углу, аккомпанируя на синтезаторе, пел мужчина. Встреченные на выходе русские рассказали, что их отель полон под завязку, отдыхается им очень приятно, завтра собираются на Метеоры.

Наутро после завтрака (довольно вкусного и какого-то домашнего, даже манная каша была с вареньем) мы пошли на пляж. Накрапывал дождь, слегка штормило, но вода оказалась теплой. Две девушки из нашего отеля рассказали, что берегом моря можно минут за сорок дойти до ближайшего поселка Нео-Муданья. И мы отправились на прогулку.

Вдоль моря тянулась высокий глинистый обрыв темно-красного цвета, кое-где с высокого берега к воде спускались лестницы. Пару раз встретили рыбаков. Погода тем временем разгулялась, море совсем успокоилось, и выглянуло солнце.

Поселок Нео-Муданья оказался таким же безликим, как и виденные прежде курортные поселки. Прошлись по магазинам, купили сувениры, на набережной пообедали в рыбном ресторане и так же, берегом моря отправились назад. Остаток дня провели на пустынном нашем пляже, перемежая купания с валянием на лежаках, распитием греческого вина и поеданием фруктов. Полное безлюдье, у ног бьется Эгейское море, клонится солнце к краю горизонта, окрашивая воду в серебряный цвет. Щиплешь виноград, прихлебываешь вкусное вино, в голове никаких мыслей, полный отрыв от действительности.

Там же, на берегу, провели и остаток вечера после ужина. Над пальмами взошла полная луна, зацвиркали цикады, и все так же шумело Эгейское море. И подумали мы, что вовсе неплохо провести день на безлюдном берегу перед тем, как жизнь снова вбросит нас, как мяч в игру, в суетной ритм городской жизни.

Таким вот теплым октябрьским вечером на берегу моря окончилось наше путешествие по Греции.

Мы увидели приветливую, залитую солнцем, гористую страну, окруженную морями, небольшой участок суши, ставший местом рождения одной из величайших цивилизаций человечества, давшей миру эталоны красоты и совершенства, создавшей непревзойденные шедевры архитектуры и ваяния, явившей образцы всех форм устройства общества от тирании до демократии. Этот кусочек земли явился местом действия для череды таких невероятных событий, что уже трудно провести границу между мифами и реальностью. Спустя века все произошедшее некогда здесь могло бы показаться дивной сказкой, когда бы не бесчисленные свидетельства былого величия и совершенства, оставшиеся на этой земле, как взметнувшийся морской вал оставляет на песке клочья пены.