Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Аптечное дело в России при Петре 1.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
87.04 Кб
Скачать

1.3. Возникновение и деятельность «вольных аптек»

Первая в России частная аптека была открыта алхимистом Аптекарского приказа Иоганом Готфридом Грегориусом (Грегори) в Ново-Немецкой слободе Москвы. Спустя месяц на Мясницкой улице была открыта аптека придворного доктора Даниилы Гурчина, который имел степень доктора медицины. Позже в различных районах Москвы были открыты также и другие частные аптеки - в 1703 г. аптека у Покровских ворот Гавриила Саульса, обучавшегося аптекарскому искусству в Голландии, в 1707 г. аптека Иессина Арникеля за Варварскими воротами, в 1712 г. аптеки Авраама Рута за Старым Каменным Мостом в Белом городе и Гавриила Бышевского на Варварке. И, наконец, восьмая аптека была открыта в 1713 г. Альбертом Зандером на Сретенской улице.

Для иностранцев реформы в аптечной сфере были привлекательными, в первую очередь благодаря освобождению от налогов и предоставлению права изображения государственного герба на документации. Неудивительно, что именно в Петербурге выходцы из других стран, прежде всего Германии, смогли по-настоящему развернуться и вывести российскую фармацию на новый уровень развития.

В Петербурге и других губернских городах было разрешено создавать наряду с государственными и так называемые вольные аптеки. При этом особо оговаривалось, что аптечное дело, как и медицинское, оставалось в ведении государства: все аптеки - и публичные, и вольные, как и госпитали и другие медицинские учреждения, подчинялись Медицинской канцелярии. В 1721 г. Медицинская канцелярия была переименована в Медицинскую коллегию.

В Петербурге в первые два десятилетия его существования на Выборгской стороне были образованы два крупных врачебно-аптечных центра: первая госпитальная аптека была основана в 1717 году при Петербургском военно-сухопутном госпитале, на базе которого затем была создана Медико-хирургическая академия. Главная аптека для снабжения флота – это «Адмиралтейская аптека», которая была учреждена 5 апреля 1722 г. при Петербургском морском госпитале.

Ко второй половине ХVIII в. частные аптеки имелись практически во всех крупных губернских городах. Известно, что в 1776 г. в России функционировало 24 частные аптеки11. В свете открывающихся перед государством преимуществ от учреждения в городах частных аптек Медицинская коллегия предоставила их владельцам дополнительные привилегии: освобождение аптек от постоев и других гражданских служб, снабжение их аптекарской таксой и «заморскими материалами»12.

Появление вольных аптек вызвало необходимость выпуска законодательных актов, на основе которых должно было развиваться очень важное, и даже основное, для жизнедеятельности людей направление аптечного дела. В соответствии с выпущенным законом 1873 г. новые вольные аптеки, прежде всего, могли открываться только с разрешения губернатора, но обязательно при наличии представления местного врачебного правления. При этом учитывалось, что одна аптека должна обслуживать 12000 человек населения и выдавать лекарства на 30000 рецептов в год, что ограничивало количество открываемых аптек”. Учредитель или владелец аптеки должен был обязательно иметь звание провизора - аптечного работника со специальным фармацевтическим образованием или вверять управление ее деятельностью лицу, имевшему это звание13. Это требование было направлено на реальное улучшение аптечно-медицинского обслуживания путем недопущения в эту сферу деятельности случайных людей. Кроме того, закон определял необходимую структуру здания для размещения вновь открываемых аптек, а также перечень оборудования и приборов для выполнения фармацевтических работ. За выполнение всех требований закона следило созданное местное «Медико-полицейское управление».14 Оно осуществляло и постоянный надзор за деятельностью аптек. Содержатель вольной аптеки мог распоряжаться аптекой на общих основаниях законов о собственности, но обо всех своих действиях по сдаче в аренду, продаже и пр. должен был предварительно извещать местное медико-полицейское начальство.

Управление вольной аптекой возлагалось только на фармацевта, возраст которого должен быть не менее 25 лет, то есть на человека, имевшего жизненный опыт.

Таким образом, государство рассматривало аптеки как инструмент решения определенных задач, а не как фактор социального прогресса общества. Предоставление дополнительных льгот владельцам частных аптек не сразу возымело благотворное влияние на рост аптечной сети в провинции. Результативность государственной политики в области аптечного дела на данном этапе оказалась достаточно низкой. Традиционное лечение народа у «зелейников», неуверенность в получении быстрой прибыли, недостаток специалистов, готовых взять на себя ответственность за организацию аптек, стали факторами, сдерживающими развитие аптечной сети15.