Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тезисы по Сервантесу.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
90.62 Кб
Скачать

II. Жизнь и творчество м. Де Сервантеса. Сочетание условного, формального и

жизненно-актуального в «Дон Кихоте» как разработка жанра плутовского

романа

Мигель де Сервантес Сааведра получил университетское образование. В 21 год – на службе у папского посла в Италии, увечье в столкновении с арабами. При возвращении в Испанию попал в плен к алжирским пиратам (5 лет). Дважды в тюрьме за должностные проступки.

1605 г. – «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (Don Quijote de la Mancha),

1615 – 2-я часть.

Пьесы, назидательные новеллы.

По жанру «Дон Кихот» относится к раннему примитивному виду романа, тесно примыкает к плутовскому (герой - проныра, бездельник, шарлатан). Этот герой пускается в более или менее анти- или асоциальные странствия, показанные в череде ярких, слабо связанных эпизодов. Преобладает комический пафос, хотя всегда уместны трагические и

лирические эпизоды. Романы близкие к плутовскому жанру распространяются во времена политического гнета: бродяга, авантюрист, безумец снимает с автора ответственность за свой социально религиозно-политический облик. Мораль также не требует отдельных усилий.

Но в плутовском и рыцарском романах мало реалистичности, а Сервантес предлагает читателям смеяться над тем, что вызывает у них возмущение и глубокое сострадание к Дон Кихоту. Современному человеку многое в Испании времён Сервантеса показалось бы невыносимыми условиями существования. И всё же одна из важнейших характеристик авантюрного жанра выдержана: «землемером Сервантес не был». Местный колорит «Дон Кихота» — выдумка. Нелепые постоялые дворы, где толпятся запоздалые герои итальянских новелл, странные горы, которые кишат тоскующими рифмоплетами в костюмах аркадских пастухов, делают картину страны, нарисованную Сервантесом, недостоверной. Сочетание условного, формального и жизненно-актуального – код романа

Сервантеса.

Герой. Под картонным забралом у Дон Кихота изможденное, запыленное лицо с крючковатым носом, запавшими глазами, редкими передними зубами и длинными унылыми усами, еще черными в отличие от жидкой седины на голове. Щёки будто «целуются внутри рта». Это лицо всегда степенно, сначала бледно, а затем покрыто густым загаром Кастильской равнины. С круглым щитом на тощей руке и с засохшим суком вместо копья он восседает на Росинанте. Rocin ante  - «прежняя кляча» - имя «по его мнению, благородное и звучное, поясняющее, что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире»

Надуманное, вымышленное во внешности Дон Кихота сочетается с настоящим – и натура его также двойственна. Хладнокровие, серьезность, степенность и самообладание составляют странный контраст с безумными припадками воинственной ярости. Он любит тишину и благолепие. Тщательно выбирает выражения. Строгий пурист: признаёт только

правильные обороты речи. Он целомудрен, потому что носит в сердце «дальнюю любовь» к Дульсинее Тобосской. В своих злоключениях видит козни волшебников. Прежде всего старается быть учтивым. Человек бесконечной храбрости, герой в подлинном смысле слова. Безоговорочно не терпит только одного — и малейшего сомнения в достоинствах Дульсинеи. По верному замечанию оруженосца, отношение Дон Кихота к Дульсинее религиозно. «Подобного рода любовью должно любить Господа Бога, — такую я слыхал проповедь, — сказал Санчо, — любить ради него самого, не надеясь на воздаяние и не из страха быть наказанным».

Сумасшествие, одержимость Дон Кихота заключается в том, что он, мирный сельский дворянин Алонсо, управлял своим поместьем, вставал на заре, был заядлым охотником. В пятьдесят лет он погрузился в чтение рыцарских романов и принялся есть тяжелые обеды, включая блюдо duelos у quebrantos («муки и переломы»), — «котелок варева, на которое идет мясо скотины, сломавшей шею, упав с обрыва». Под воздействием столь катастрофического меню Дон Кихот принимает благородное решение оживить и вернуть бесцветному миру яркое явление странствующего рыцарства с его особым строгим уставом, страстями и подвигами. Это решение он принимает как свою судьбу «трудов, тревог и сражений».

Санчо Панса: работяга, в юности пастух, одно время сельский старшина. Человек семейный, но бродяга в душе. От его восседающей фигуры веет тупой важностью и зрелостью лет. В дальнейшем его ум проясняется, но никогда не достигает отчетливости Дон Кихота. У Санчо густая, всклокоченная борода. Ростом он хотя и невелик, но с огромным пузом. Туловище у него короткое, ноги длинные — само имя Санчо, возможно, происходит от слова «Zankas» — голени или тонкие, как у цапли, ноги. Характер Санчо есть плод обобщения, а Дон Кихот создан по индивидуальной мерке.

По словам В. Набокова, Санчо - толстозадое дитя фарса, и больше ничего; но он верный товарищ, и Сервантес не шутя пользуется словом «благородство», говоря об обыкновении Санчо во всём быть заодно с хозяином. Привязанность к нему и трогательная любовь к ослику составляют – самая человечная его черта. Индивидуальным его делает гротескный отзвук рыцарской героики Дон Кихота. Безумие Дон Кихота и здравомыслие Санчо взаимно заразительны, и особенно во второй части книги Дон Кихот обретает рассудочность оруженосца, а Санчо обретает вкус к путешествиям и подвигам. Пока дух Санчо восходит от реальности к иллюзии, дух Дон Кихота спускается от иллюзии к реальности.