Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Время и пространство.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
51.51 Кб
Скачать

Категории времени и пространства в литературоведении XX века

Начало теоретического изучения художественного времени и пространства было положено трудами Аристотеля. Ряд его основополагающих положений остается актуальным до сих пор. Но лишь в XX веке началось целенаправленное исследование художественного пространства и времени как элементов поэтики литературного произведения. Большой вклад внес М.М. Бахтин, впервые использовавший термин «хронотоп» в своей работе «Формы времени и хронотопа в романе». Хронотоп – это единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного художественного смысла. По М.М. Бахтину, хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. В этой связи он выделил два основных значения хронотопа: сюжетное (или сюжетообразующее), так как хронотоп является организационным центром основных сюжетных событий романа, и изобразительное, так как «сюжетные события в хронотопе конкретизируются, обрастают плотью, наполняются кровью».

В русской традиции для обозначения пространственно-временных отношений закрепился введенный М.М. Бахтиным термин «хронотоп», однако исследователи более поздних лет добавляли в это понятие дополнительные аспекты. Так, Р.И. Енукидзе представляет хронотоп как трехмерную систему: субъект-время-пространство.

Несколько иначе описывает эту категорию П. Х. Тороп, выделяя целых три хронотопа: топографический, психологический и метафизический. Топографический хронотоп связан с узнаваемостью в нем конкретного исторического времени и места, а также событий. Это хронотоп сюжета. С топографическим хронотопом тесно взаимосвязан психологический хронотоп - хронотоп персонажей. Сюжетный ход, подчеркнутый на первом уровне перемещением в пространстве и времени, совпадает на втором с переходом из одного душевного состояния в другое. Топографический хронотоп генерирован сюжетом, психологический хронотоп - самосознанием персонажей. Метафизический хронотоп - это уровень описания и создания метаязыка. Это то, что объединяет уровни сюжета и самосознания, приобретает в целом произведении метаязыковое значение, так как связано с идейным осмыслением всего текста, в том числе пространства и времени.

Однако, несмотря на устоявшееся в традиции понятие хронотопа, нетрудно не заметить, что в подавляющем большинстве исследований художественное пространство и время изучаются порознь. Так, Ю.М. Лотман в своих работах «Художественное пространство в прозе Гоголя» и «Структура художественного текста» рассматривает только категорию пространства. Согласно Ю.М. Лотману, «художественное пространство в литературном произведении - это континуум, в котором размещаются персонажи и совершается действие» («Художественное пространство в прозе Гоголя»). Это модель мира данного автора, выраженная на языке его пространственных представлений. Лотман подчеркивает, что художественное пространство не является пассивным вместилищем персонажей. Язык художественного пространства – «один из компонентов общего языка, на котором говорит художественное произведение».

Тенденция раздельного изучения этих двух эстетических феноменов указывает на то, что художественное время и художественное пространство - это два различных, хотя и взаимосвязанных модуса художественного мира произведения. Тем не менее многие понятия, считающиеся специфическими для художественного времени, применимы для описания художественного пространства, и наоборот.

Долгое время изучение пространственно-временной структуры литературных произведений проводилось в литературоведческом аспекте: М.М. Бахтин, Б.М.Гаспаров, Д.С. Лихачев, Ю.МЛотман и другие. Однако литературоведов нередко критиковали за интуитивный характер выводов и затруднительную количественную оценку результатов. С середины 20-го века развивается новый подход к изучению художественного пространства – комплексный. Цель этого метода – гармонизировать анализ текста как предмета искусства, совмещающего «эстетический объект» и «материальную лингвистическую данность». Теоретические основы данного подхода предложены в работах В.Г. Гака, И.Р. Гальперина, З.Я. Тураевой, Е.В. Падучевой, Г.А. Золотовой и других. В.В. Виноградов в своей работе «О теории художественной речи» также отмечал: "Тенденции к объединению лингвистических и литературоведческих концепций формы и содержания словесно-художественного произведения на основе углубленного синтеза их, на основе изучения смысла, идеи, замысла, как словесно-структурного элемента художественного целого плодотворна и перспективна».

Текст как произведение художественного творчества является вторичной моделирующей системой – здесь отражение реальной действительности тесно переплетается с авторским вымыслом. Язык художественного текста - особая знаковая система, которая характеризуется неоднозначностью (амбивалентностью) семантики, множественностью интерпретаций. Наблюдается приращение смыслов, которые не входят в семантическую структуру слова. В художественном мире складываются особенные отношения между тремя основными величинами: миром действительности, миром понятий и миром значений. Законы порождения художественного текста отличны от законов, создающих «естественный язык», первичную моделирующую систему.

В своей работе «Функциональная амбивалентность видо-временных форм в поэтическом тексте» М.Ю. Сидорова пишет: «Все больше внимания привлекает изучение целостной грамматической организации художественного текста с точки зрения участия грамматики в формировании картины мира, структурировании авторского замысла, ее роли в тактике и стратегии развития событий и мотивов в произведении».

Теория художественного времени и пространства в настоящее время находится в состоянии интенсивного развития. Возникают новые концепции, гипотезы. Наблюдается значительный рост количества работ, прямо или косвенно связанных с разработкой проблем функционирования категорий времени и пространства в художественном тексте. Такое внимание к этим категориям связано, прежде всего, с той основополагающей ролью, которую они выполняют, участвуя в построении сюжета, отражении авторского замысла.