
- •Лекции по курсу истории россии
- •1. История как наука.
- •2. Восточные славяне. Догосударственный период в истории России.
- •3. Основные этапы истории и особенности социально-политического развития древнерусского государства.
- •1.1. История как наука
- •1.2. Восточные славяне. Догосударственный период в истории России
- •1.3. Основные этапы истории Древнерусского государства
- •Основные этапы в истории Древнерусского государства
- •1.4. Особенности социально-политического развития Киевской Руси
- •Вид и размер дани
- •Социальная структура Киевской Руси
- •1.5. Принятие христианства
- •Религиозно-политические реформы Владимира Святославича
- •Список литературы
- •1. Русь в состоянии политической раздробленности.
- •2. Русские земли в условиях монголо-татарского нашествия.
- •2.1. Эволюция восточнославянской государственности
- •2.2. Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства
- •2.3. Завоевание Руси монголо-татарами. Основные формы зависимости от Золотой Орды
- •Социальная структура монголов
- •Завоевательные походы Чингисхана
- •2.4. Социально-экономические и политические изменения в русских землях в период монголо-татарского господства
- •Список литературы
- •1. Становление централизованного государства при Иване III.
- •2. Внутренняя политика Ивана IV. Опричнина и её последствия.
- •3.1. Централизаторская политика Ивана III
- •Органы власти и управления Московского княжества
- •3.2. Светская и духовная власти: противостояние или взаимодействие?
- •2. Внутренняя политика Ивана IV Грозного.
- •3.3. Реформы конца 40-х — начала 50-х годов XVI в.
- •Реформы, осуществленные «Избранной радой»
- •3.4. Опричнина и ее последствия
- •Список литературы
3.2. Светская и духовная власти: противостояние или взаимодействие?
Формирование единого централизованного государства вызвало к жизни ряд серьезных проблем, и в их числе — проблему места и роли в нем православной церкви, принципов взаимоотношений и пределов светской и духовной властей. Как и раньше, в политических процессах, протекавших на Руси во второй половине XV — начале XVI в., деятельное участие принимала церковь, ратовавшая за объединение русских земель. За время монголо-татарского господства на Руси, благодаря льготам, полученным от завоевателей, весьма упрочилось материальное положение церкви. Доходы и богатства ее росли, увеличивалось церковное и монастырское землевладение, что не могло не вызывать беспокойства у светской власти и стремления к ограничению этих владений. Первый шаг в этом направлении был сделан Иваном III в результате присоединения Новгорода: у местных монастырей и архиепископской кафедры было конфисковано почти 50% принадлежавших им земель. Этого, конечно, было недостаточно, чтобы полностью лишить церковь ее экономического могущества, но указывало на зарождающуюся тенденцию в отношении светской власти к церкви и ее собственности. Одновременно усиливалось вмешательство великого князя во внутрицерковные дела. К тому времени церковная организация Руси претерпела определенные изменения. После подписания в 1439 г. Флорентийской унии русским митрополитом Исидором, он, по возвращении в 1441 г. в Москву, был объявлен еретиком и по приказу великого князя Василия II посажен под арест в Чудовом монастыре, откуда бежал в Рим. Оставшиеся без своего главы русские церковные иерархи, не осмелившиеся пойти на решительный и окончательный разрыв с Константинополем, тем не менее в 1442 г. избрали на пост митрополита рязанского епископа Иону. Таким образом, Русская православная церковь становится фактически автокефальной. Отныне русские митрополиты избирались и утверждались в Москве. При этом решающее слово было за великим князем московским. Наряду с другими последствиями это означало начало снижения политического влияния митрополитов, которые теперь не могли опереться на помощь, поддержку и авторитет Константинопольского патриарха, столкнувшись с неуклонно возраставшей властью великого князя.
Спустя 10 лет после обретения Русской православной церковью фактической автокефалии, в 1458 г. произошло разделение русской митрополии на Московскую и Киевскую. Это еще больше усилило зависимость церковных иерархов от светской власти в Москве. Падение в 1453 г. Константинополя под ударами турок, зарождение идеи о Москве как о Третьем Риме, брак Ивана III с Софьей Палеолог способствовали тому, что личность московского государя получала религиозное освящение и он воспринимался уже не просто как покровитель православной церкви, но и как ее глава. Фактически он решал вопрос не только о кандидатуре на замещение митрополичьей кафедры, но и о распределении епископских кафедр, а также о назначении игуменов и архимандритов крупнейших монастырей.
Ловко маневрируя, светская– власть использовала в своих целях также и идеологические противоречия, возникавшие в среде священников и монахов. Так, густо замешенным на политике было отношение Ивана III к ереси жидовствующих. Она возникла в конце XV в. в Новгороде и в дальнейшем получила распространение в Москве. Это была не первая ересь, зародившаяся в Новгороде. Столетием раньше здесь появилась ересь стригольников.
Стригольники (происхождение названия не выяснено) — религиозное движение в среде низшего духовенства, посадских и торговых людей в Новгороде и Пскове во второй половине XIV — начале XV в. Руководитель — дьяк Карп. Отвергали таинства, церковную иерархию, монашество. Отстаивали право мирян на проповедь, доступность «книжного учения». В 1375 г. подверглись казням и гонениям.
Ересь жидовствующих, во главе которых стоял некий Сахария, была в определенной степени сходна с ересью стригольников. Она представляла собой своеобразную смесь иудейства и рационального христианства. Сторонники ее отвергали таинство Святой Троицы, божественное происхождение Иисуса Христа, почитание канонизированных святых, поклонение иконам и мощам, церковную иерархию и монашество. Веру они рассматривали как дело внутреннего убеждения человека. Жидовствующие обличали мздоимство монахов, отвергали право монастырей на землевладение. Ивану III импонировали идеи о том, что монастыри не должны владеть землями, населенными крестьянами. Аналогичные взгляды на монастырское землевладение отстаивали также и нестяжатели — представители религиозно-политического течения, возникшего в конце XV — начале XVI в.
Нестяжатели выступали с осуждением ереси жидовствующих, но так же, как и еретики, отрицали право монастырей на земельные владения. Идейным вождем нестяжателей был церковный деятель Нил Сорский (в миру Николай Майков), утверждавший, что обладание обширными земельными угодьями, в которых трудятся крестьяне, развращает монахов, делает беззащитными перед мирскими соблазнами, отвлекает от выполнения их основного предназначения. Нил Сорский призывал монахов следовать евангельскому положению— «не трудящийся да не ест» и выступал за распространение монастырей скитского типа. В таких монастырях иноки поселяются по 2-3 человека, ведут аскетический образ жизни, существуя за счет собственного труда и подаяния. Нил Сорский также осуждал церковную роскошь, пышное убранство храмов, дорогие облачения священников. Нестяжатели пытались даже пропагандировать идею об отделении церкви от государства.
Свои взгляды они отстаивали в идейном противоборстве со сторонниками другого церковного деятеля, писателя и публициста Иосифа Волоцкого (в миру Иван Санин), которых именовали иосифлянами. Ожесточенно борясь против еретических движений в Русской православной церкви, Иосиф Волоцкий и его сторонники требовали принятия к ним самых суровых мер и в связи с этим достаточно резко критиковали Ивана III, проявлявшего по отношению к религиозным отщепенцам неоправданную, по их мнению, мягкость. Одновременно иосифляне вели и ожесточенную полемику с нестяжателями, доказывая необходимость для монастырей владеть обширными вотчинами. По мнению Иосифа Волоцкого, монастыри являлись не только местом спасения душ монахов, но выполняли также важнейшие общественные функции: моления за оставшихся в миру и усопших; общественного призрения и благотворительности; места накопления общественного богатства, используемого властью в критических ситуациях, и др. В 1503 г. на церковном соборе нестяжатели предприняли попытку поставить вопрос о секуляризации церковных земель, которая была поддержана Иваном III. Тем не менее последнее слово на соборе осталось за иосифлянами. Постепенно они утрачивали былую оппозиционность по отношению к светской власти и переходили к сотрудничеству с ней. Именно из их среды выходит теория «Москва— Третий Рим», ставшая идеологическим обоснованием самодержавия в России.
Таким образом, на протяжении второй половины XV в. при содействии светской власти идет процесс освобождения Русской православной церкви от власти Византии и превращение ее в национальную. Одновременно она все больше становится зависимой от светской власти.
П. Н. Милюков
«Покровительствуемая государством, национальная русская церковь воздала ему равносильными услугами за это покровительство. Делаясь национальной, она в то же время становилась государственной: она признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки московских правительственных учреждений».
Итак, во второй половине XV — начале XVI в. завершается процесс объединения русских земель вокруг Москвы и превращения ее в столицу единого централизованного государства. У истоков этого государства стоял Иван III, при котором в состав Московского княжества вошли такие крупные политические образования, как Новгород, Тверь, Вятка и др. В правление Ивана III были сделаны важнейшие шаги в направлении централизации государства, выразившиеся в издании общерусского Судебника, унификации органов управления и т. п. В этот период происходит окончательное освобождение Руси от власти монголо-татар, что способствовало складыванию единого централизованного государства. Во всех важнейших социально-политических процессах этого периода активное участие принимала церковь, приобретавшая национальный и государственный характер.