Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СИ_для студентов.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
08.09.2019
Размер:
114.69 Кб
Скачать
  1. Первая парадигма системного мышления: исследование равновесных систем

Реальная интенсивная разработка системной проблематики началась после Второй мировой войны. В общей теории систем и кибернетике основные акценты были сделаны на:

• построении универсальных теоретических концепций, описывающих все возможные типы систем (общая теория систем) или общие свойства живых и неживых систем (кибернетика);

• широком использовании метода моделирования, а впоследствии — компьютерного моделирования;

• ориентации на биологические, технические, социальные, частично психологические приложения — одним из важных побудительных мотивов разработки общей теории систем и кибернетики являлась провозглашаемая возможность добиться на системно-кибернетической основе существенного прорыва именно в этих областях знания.

На первом, раннем этапе развития системных исследований была сформулирована первая основная парадигма системного мышления, для которой характерны два основных момента.

Это, во-первых, — совершенно четкое понимание того, что основные задачи системного и кибернетического исследований лежат в плоскости нахождения способов равновесия (в самом широком смысле этого термина) исследуемых систем.

Теория систем при этом совершила важный шаг вперед по сравнению с классической термодинамикой, имеющей дело только с закрытыми системами, т. е. такими, в которые не поступает и из которых не выделяется вещество (учитывается лишь возможный обмен энергией). Закрытая система, как известно, в ходе ее эволюции — без внешнего воздействия на нее — обязательно переходит в состоя­ние равновесия, когда прекращаются все макроскопические процессы в ней и все ее макроскопические величины оказываются неизменными.

Кибернетику и общую теорию систем интересуют, прежде всего, более сложные — открытые — системы, в которых постоянно происходит ввод и вывод не только энергии, но и вещества. Такие системы, как было установлено в рамках общей теории систем и кибернетики, в ходе своей эволюции могут переходить в состояние подвижного равновесия, при котором все макроскопические величины системы остаются неизменными, но непрерывно продолжаются макроскопические процессы ввода и вывода вещества.

Исследование равновесных состояний различных типов систем — это основная исследовательская задача системного мышления 40-70-х гг. И кибернетика Н. Винера, и «общая теория систем» Л. фон Берталанфи, и математическая общая теория систем М. Месаровича, и системно-кибернетические концепции У. Росс Эшби, А. Рапопорта, К. Боулдинга и многих других — все они ориентированы на исследование способов достижения равновесия систем. Кардинальный поворот в этом отношении произошел лишь в последней четверти XX в.

Второй существенный момент, характерный для первого этапа развития системного мышления в XX в., касается понимания в тот период статуса системных исследований или системного мышления. Обсуждение возникающих в этой связи вопросов занимает видное место в работах 50-70-х гг. Н. Винера, Л. фон Берталанфи, У. Росс Эшби, Р. Акоф-фа, А. Рапопорта, М. Месаровича, В. И. Кремянского, И. В. Блауберга, Э. Г. Юдина, А. И. Уемова и многих других.

Если говорить о разработке концептуального аппарата системного исследования, то в этот период развития системных исследований были предложены различные теоретические и методологические концепции, связи которых с парадигмой устойчивости и равновесия варьируются от жесткой зависимости до весьма свободного сосуществования.

Эти концепции нашли свое выражение в классических работах Л, фон Берталанфи по теории открытых систем и эквифинальных уравнений, Н. Винера и У. Росс Эшби по кибернетическим системам с обратной связью, М. Месаровича по математической теории систем, а также трудах А. Рапопорта, К. Боулдинга, Р. Акоффа, Л. Заде, И. В. Блауберга, Г. Н. Поварова, А. И. Уемова, Ю. А. Урманцева, Э. Г. Юдина, ранних работах Дж. Клира и многих других, в частности, в многочисленных работах по системному анализу как специфической системной методологии принятия управленческих решений. Можно считать, что этот этап завершился к концу 70-х гг.

Неправильно было бы недооценивать предложенные и разработан­ные в этот период модели и теории систем. Достигнутый в 40-70-е п. интеллектуальный прорыв в понимании окружающего нас мира, включая социальную сферу и область познавательной деятельности, трудно переоценить. И в то же время предложенные в то время модели и теории были очень общими, поверхностными и грубыми, концентрировались только вокруг свойств равновесия и устойчивости систем, сложность стремились мак­симально упростить, в них был еще очень силен не целостно-системный, а механистический и элементаристский дух и т. д.

Одним словом - с таким системным инструментарием можно было «ухватить» только самые общие и предельно простые системные аспекты объектов окружающего нас мира. И естественно, что на смену этому периоду пришел другой с гораздо более глубоким проникновением в системность и целостность исследуемых объектов - сложных систем.