Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
047436_A82C5_kostandi_v_v_tvorcheskie_liki_epoh...docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
2.88 Mб
Скачать

1.2. Значение железнодорожного ведомства

в развитии концертной деятельности в России

Говоря о русской исполнительской школе нельзя не упомянуть о значении железнодорожного ведомства в развитии концертной деятельности в России.

Минувший 2007 год был богат знаменательными датами, связанными с Российскими железными дорогами: 170 лет основания железных дорог в России, 110 лет Дальневосточной железной дороге. Ведомство, начинавшееся как игрушка, забава для аристократического сословия, превратилось в мощного транспортного гиганта не только России, но и мира. Достаточно сказать, что Транссиб и мост через Амур были признаны инженерно-техническими чудесами ХХ века.

Забава забавой, но при этом железнодорожное ведомство явилось и первой филармонической организацией в России – на 20 лет раньше Русского Музыкального Общества…

А все началось с того, что 6 января 1835 года молодой чешский инженер Франтишек-Антонин фон Герстнер (1793–1840) подал Николаю I «Записку» о «выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск». Ученик своего отца Ф.И. фон Герстнера, основателя и профессора Пражского политехнического института, молодой Герстнер получил хорошее инженерное образование. В 1832 г. вместе с отцом он построил первый в Австрии железнодорожный путь между Будвейсом и Линцем, привилегия на постройку которого выдана была еще в 1824 году (за год до того, как в 1825 г. открылась первая железная дорога в Англии). «Записка» получила одобрение и была напечатана «для всеобщего распространения». Через год, 21 марта 1836 года, «Компания по постройке Царскосельской железной дороги» выдала концессию. Немедленно начались земляные работы по всей намеченной линии от Павловска до набережной Введенского канала, возле Загородного проспекта в Петербурге, где наметили возвести здание железнодорожной станции.

«Забава по моде» – железная дорога – казалась неким необычным аттракционом, сулившим к тому же хороший доход. Работы по укладке рельс производились так быстро, что уже через месяц состоялось первое «катание» публики. Проба была устроена, чтобы показать «удобство и легкость этого способа сообщения», – писала Е.А.Карамзина сыну Андрею за границу 29 сентября 1836г. Поезд состоял из четырех «экипажей», сцепленных попарно: двух открытых шарабанов и двух крытых вагончиков. «Пара еще не было, поэтому в каждые два экипажа, где по приглашению Герстнера размещалось около ста пассажиров, впрягли «гусем» двух лошадей. Направляемые форейтором, они помчались галопом, экипажи покатились по рельсам, и через четверть часа поезд оказался в Царском Селе. К удовольствию публики катание продолжалось до сумерек», – продолжала описание Е.А.Карамзина.

С ноября 1836 года на том же участке железной дороги, между Павловском и Царским Селом, пустили в ход первый в России паровоз. «Стоявшие по сторонам дороги зрители изумились, видя… ровное и скорое движение этого «северного слона». Не можем изобразить, как величественно сей грозный исполин, пыша пламенем, дымом и кипячими брызгами, двинулся вперед!» – писал корреспондент «Северной пчелы» 6 ноября. А 29 января 1837г., в день кончины А. Пушкина, та же газета сообщала о том, что только за воскресенье 24 января по железной дороге проехало 1833 человека (из них 782 – по билетам за 80 коп. серебром, и 1051 – по билетам за 40 коп. серебром).

Новая часть дороги была готова к 25 сентября 1837 года, а 30 октября состоялось торжественное открытие всего пути от Петербурга до Павловска. В поезде, управляемом Герстнером, разместилось блистательное общество: «главнейшие сановники, дипломатический корпус, литераторы, художники, негоцианты, множество любезных дам. Под оглушительный рев огненного коня, застилающего путь густою пеною [!], поезд примчался в Царское Село за 30 минут и за 27 минут вернулся в Петербург» – писала «Северная пчела».

Популярность железной дороги возросла настолько, что до 1 мая 1838 года по ней проехало уже 13923 пассажира. Открытие «воксала» стало для Правления насущной необходимостью. После того, как все трудности по сооружению были преодолены, 22 мая 1838 года вокзал открыл двери публике. В статье «Павловский вокзал (открытое письмо М.И. Глинке)», датированной 25 мая 1838 г. и опубликованной в «Северной пчеле» на следующий день, Нестор Кукольник, известный литератор и поэт писал: «Вообрази себе огромное здание, расположенное в полукруге, с открытыми галереями, великолепными залами. […] Большая зала с необыкновенным искусством расположена архитектором… украшена множеством четырехгранных колонн, с обширными хорами и весьма затейливым фонтаном, вся уставлена столами и снабжена двумя роскошными буфетами. Направо две биллиардные залы, налево залы для желающих за обедом некоторого удаления от прочих посетителей. На хорах музыка. А что если бы на хоры возмостился маэстро Штраус со своим магическим оркестром? […] Но уже и теперь его оглашают приятные звуки заезжих музыкантов и полковой музыки, которая вчера с двух часов прекрасно исполняла разные пиесы, между прочим, некоторые из твоей оперы…».

Из описания Кукольника видно, что музыка постепенно завоевывала Павловский вокзал. Праздники с фейерверками сменялись балами «без особой платы за вход». Иллюминация бывала по словам «Северной пчелы»… «истинно изящна. Разноцветные фонари обвивали арки галерей и всего здания, которое изнутри ликовало светом… Музыка довершала очарование». «Ныне, в Петербурге, уже никто не боится железной дороги, и все убедились, что дикий зверь, которого пронзительный свист пугал самых отважных амазонок, послушнее выезженной дамской верховой лошади». «Паровозы беспрестанно катаются из Петербурга в Павловск и обратно в назначенные часы, а в некоторые поездки в каретах были заняты все 24 места, и кондуктору приходилось оттеснять желающих ехать». В конце 1838 г. Публика за несколько часов раскупила в нотном магазине Гольца, на Екатерининском канале, все экземпляры только что вышедшей в свет «Паровой мазурки "Локомотив"».

Успех Павловского вокзала требовал от Правления создания новых развлечений для его посетителей. Поданная Н. Кукольником мысль была претворена в жизнь. Попечительное Правление приготовило для посетителей вокзала новинку: в середине декабря 1838 года в Петербург из «отечества вальса», Вены, приехал прославленный «директор музыки», дирижер Йозеф Герман со своим бальным оркестром. Сначала Европа танцевала под звуки неспешных вальсов И. Ланнера, а затем закружилась в быстром вальсе, послушная «волшебному смычку» Иоганна Штрауса-отца. Герман обратил внимание и на сочинения русских композиторов. М.И. Глинка вспоминал в «Записках», что Павловский «директор музыки» переложил на свой оркестр его «Вальс-фантазию». Это замечательное произведение, созданное для Е.К. – Екатерины Керн, проникнутое лирическими интонациями бытового русского романса пушкинской эпохи, имело большой успех. Его прозвали «Меланхолическим», или «Павловским вальсом».

Концертная деятельность Павловского вокзала была разнообразна: на смену оркестра Германа был приглашен хор московских цыган, У крыльца играла военная музыка, а летом 1841 г. Правление пригласило Хор пиренейских горцев. Это было яркое музыкальное событие. Гастролеры сменяли друг друга, а летом 1843 г. В «Листке для светских людей» маэстро Герман возвестил, что по четвергам оркестр будет исполнять симфонии Бетховена и фуги Моцарта, и с тех пор в этот день съезжается в Павловск столько публики, что сад, отведенный для воксала едва вмещает в себя плотную массу гуляющих. В один из последних четвергов по железной дороге приехало в Павловск до 3000 пассажиров». Кроме симфоний оркестр Германа исполнял галоп «Паровоз» и увертюру «Бронзовый конь» композитора Обера. Журнал «Иллюстрация» отмечал, однако, тщательную отделку исполняемых произведений, хороший выбор репертуара и то, что русскую музыку Герман «играл не хуже западной». Даже его «Музыкальные скандалы» – железнодорожные галопы «со стуком, свистом, шумом» – отличались «красотой музыкального рисунка». А 31 авг. 1844 г. В Павловском вокзале состоялся первый в его истории сольный концерт, к тому же артиста с европейским именем. Выступление знаменитого бельгийского виолончелиста, которого называли «Паганини виолончели» – Франсуа Серве сделалось «истинным праздником для дилетантов» – писал Ф. Булгарин. «Среди слушателей музыки в вокзале очень выделялись И. Тургенев и Соллогуб: оба высокого роста и оба со стеклышками в глазу, они с презрительной гримасой смотрели на простых смертных».

В 1853–1854 гг., во время Крымской войны в музыкальной жизни Павловска на некоторое время наступило затишье. В Финском заливе появилась франко-английская эскадра.

Следующая примечательная дата в истории Павловского вокзала – появление на его эстраде знаменитого «короля вальсов» Иоганна Штрауса. Приглашенный Правлением, он бессменно с большим успехом дирижировал в Павловске в течение десяти лет. Деятельность Штрауса завершила первый период существования вокзала и стала важной ступенью в превращении его из ресторана, где обедали под музыку, в Павловский вокзал, где, прежде всего, слушали музыку. Штраусу принадлежит заслуга создания в Павловском вокзале концертного зала и концертных условий. Он подготовил почву для преемников, с течением времени утвердивших за Павловским вокзалом значение видного русского музыкального центра, где безраздельно властвовала музыка.

Так Правление железных дорог в России стало по существу первой филармонической организацией. Уже в 1840-х годах Павловский вокзал стал первым публичным концертным залом, значение которого для культурной жизни страны неоценимо. А, как известно, Русское Музыкальное Общество, которое занималось филармонической деятельностью, было основано в 1860-х годах. Этот небольшой экскурс в историю становления РЖД показывает, что ведомство одним из первых занялось рекреационной деятельностью, связанной с организацией досуга граждан, при этом эстетико-культурному компоненту уделялось огромное значение.

На рубеже XIX–XX столетий завершился длительный и сложный процесс освоения русскими музыкантами традиций, стилей и жанров европейской культуры. К концу XIX века Петербургская и Московская консерватории стали солидными учебными заведениями. Из их стен вышли все выдающиеся композиторы той эпохи и немало исполнителей. Русское оперное и балетное искусство покорило европейскую публику. Знаменитые «Русские сезоны», организованные Дягилевым в Париже, представили самобытную русскую культуру. Балеты Стравинского «Петрушка» и «Весна священная» развивали языческие славянские сюжеты. В развитии музыкального театра важную роль сыграли Императорский Мариинский театр в Петербурге и Московская частная русская опера, созданная российским промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым (1841–1918).

В русской музыке рубежа XIX–XX веков переплелись черты позднего романтизма и импрессионизма. Велико было влияние литературно-художественных направлений, и, прежде всего, символизма. Однако крупные мастера вырабатывали собственные стили. Их творчество трудно отнести к какому-либо определенному течению, и это – доказательство зрелости русской музыкальной культуры. Самыми яркими фигурами были С.В. Рахманинов (1873–1943) и А.Н. Скрябин (1872–1915).

[1] Ромен Роллан. Собрание сочинений. Т. 2. 1954. С. 82

[2] Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. 1. М., Искусство, 1968. С. 294.

[3] Музыкальная культура Италии подробно рассмотрена в 3 главе п. 3.3 «Образы Италии».

[4] В третьей главе мы даем подробную характеристику эпохи барокко в сценарных решениях: «Образы Италии», «Образы Испании», «Образы Германии».

[5] Рококо – от фр. Rocaille (рокайль) – раковина. Название раскрывает самую характерную черту стиля – пристрастие к сложным изысканным формам и линиям, напоминающим прихотливый силуэт раковины. Искусство рококо обращено к миру человеческих чувств, неуловимых, тонких оттенков настроений. Этот стиль просуществовал недолго – примерно до середины XVIII в. Стиль рококо часто называют стилем «галантных празднеств» монархического абсолютизма, заказчиком которого был «король-солнце» – Людовик XIV.

[6] Музыкальной культуре барокко посвящен специальный сценарий в третьей главе.

[7] Танцы, используемые в аристократическом быту, соединялись в сюиты. Сюита – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей (фр. Suite – последовательность). Форма сюиты возникла в XVI в. как объединение медленного танца – паваны и быстрого – гальярды. Такие сюиты часто встречались в сборниках танцев для различных инструментов. В XVI – XVIII вв. сложилась форма так наз. Старинной сюиты, состоящей из четырех танцев: аллеманды в умеренном темпе, оживленной куранты, медленной сарабанды и быстрой жиги. Нередко в старинную сюиту включались менуэт, гавот, буре и др., а также нетанцевальные пьесы – прелюдия, ария, рондо, фуга и пр. Все части старинной сюиты писались в одной тональности.

[8] Художественный стиль классицизм (от лат classicus – первоклассный, образцовый) – представляет собой наивысшее выражение идеи композиционной целостности, ясности, завершенности, уравновешенности. Эти принципы были сформулированы древнеримским архитектором Витрувием: «совершенно то, в чем ничего нельзя изменить, ни прибавить, ни убавить, не испортив целого».

[9] Традиционно периодом классики в культуре Древней Греции принято считать V век до н.э., – после победы над персами, когда архистратигом Афин был назначен Перикл.

[10] Муратов П. Образы Италии. М.: Республика, 1994. С. 223.

[11] Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб.: Кольна, 1995. С. 282.

[12] Распространенный в XVII–XVIII вв. жанр итальянской оперы на мифологический сюжет (ит. Seria – серьезная). В музыке опер главное место занимало виртуозное сольное пение, оснащенное богатыми и разнообразными украшениями; хор и балет отсутствовали. Крупнейшие мастера оперы-сериа – А. Скарлатти и Г. Гендель.

[13] М.С. Березовский (1745–1777), Е.М.Фомин (1761–1800), Д.С.Бортнянский (1751–1825), В.А.Пашкевич.

[14] Венская классическая школа – принятое в музыковедении название творческого направления, сложившегося в Австрии во второй половине XVIII в. – 1-й четверти XIX в. К этому направлению относят трех величайших композиторов указанного периода – Йозефа Гайдна (1732–1809), Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791) и Людвига Ван Бетховена (1770–1827) (творчество каждого из них тесно связано с Веной). Подытожив достижения многих европейских национальных школ, венская классическая школа раскрыла огромные потенциальные возможности едва ли не во всех музыкальных жанрах, главным образом в жанре симфонии, оперы, сонаты, концерта, квартета. Тем самым она оказала колоссальное влияние на все последующее развитие музыкального искусства.

[15] Соната – произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла (слово «соната» – от ит. Sonare – играть на каком-либо инструменте), основе которого чередование разнохарактерных частей, как правило, их три: allegro – andante (lento) – presto. Соната вышла из сюиты.

Симфония – от греч. Symphonia – созвучие) – в современном понимании – произведение для оркестра, написанное в форме сонатного цикла, но в отличие от сонаты, которая 3-хчастна, симфония – 4-хчастна. Встречаются симфонии в виде расширенного цикла – до 6-7 частей и в виде неполного цикла – до одночастных.

[16] Симфонии № 39 – ми-бемоль мажор, № 40 – соль минор, № 41 – до мажор.

[17] Все симфонии (41 симфония) написаны в мажорных тональностях и только две – № 25 и № 40 в тональности соль минор.