Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Права человека во Франции (Люшер).doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
142.34 Кб
Скачать

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. – М., 1993.

Глава I Отсылочные нормы

Конституционно гарантированные права и свободы следует оты­скивать прежде всего в тексте самой Конституции, но не только в ее статьях, но также и в преамбуле, а она в свою очередь отсылает к Декла­рации 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конститу­ции 1946 г., которая, как известно, «торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанные законами Республики».

Закономерно возникает вопрос: не следует ли присовокупить к этим четырем источникам — Конституции 1958 г., Декларации 1789 г., Конституционной преамбуле 1946 г., законам Республики — также и судебную практику Конституционного совета, коль скоро на него возложена функция по выявлению принципов законодательст­ва, имеющих конституционное значение без какой-либо отсылки к конкретным нормам?

Раздел 1 Конституция

Исключая преамбулу и статью 1, Конституция 1958 г. предус­матривает организацию государства и распределение в нем власт­ных прерогатив, куда более подробно, чем это сделано по проблеме прав и свобод человеческой личности. Это и понятно, если учесть, что эти статьи возлагают на органы государства ответственность и обязанности, предполагающие наличие корреспондирующих им гражданских прав и свобод или, напротив, предусматривающие их ограничение. Более того, в некоторых из них содержится оговорка о том, что законодатель при разработке соответствующих норм, инс­титутов и гарантий должен позаботиться о незыблемости конститу­ционных принципов.

Одно и то же право или гражданская свобода могут возникать в различных статьях, а в одной и той же статье могут определяться одновременно и объем свободы, и ограничивающие ее рамки. При рассмотрении конституционных норм, очевидно, следует концент­рировать внимание прежде всего на тех из них, которые сохраняют свою актуальность и поныне, а это означает, что переходные поло­жения, содержащиеся в статьях 76, 90, 91 и 92, равно как и положе­ния о Сообществе (статьи 77—87), такую актуальность утратили.

Что касается преамбулы, то она представляет значительный ин­терес для защиты прав и свобод, но по преимуществу в силу дейст­вия тех актов, на которые она ссылается.

I. Конституционно закрепленные права и свободы

1. Прежде всего, это индивидуальные права: право на равенство (ст.1), свобода личности (ст.66), хранительницей которой является судебная власть, право на сохранение личного статуса (ст.75).

2. Далее следуют права гражданина. Таковыми являются граж­данские права и в особенности избирательное право (ст.З) и право французов, проживающих за пределами Франции, быть представ­ленными в Сенате (ст.24), право объединяться в политические пар­тии, которые способствуют выражению мнений в ходе выборов.

Вслед за тем упоминаются политические права, например жить в условиях демократии (ст.2 и 3) и республиканской формы прав­ления (ст.89), ответственных за свое ведомство министров (ст.19) и правительства, ответственного перед парламентом (ст.20,49,50), — все это вытекает из смысла ст.15 Декларации 1789 г.1.

3. Далее идут права гражданина как участника судебного процес­са в условиях независимой судебной власти и несменяемости судей (ст.64); принцип необратимости в прошлое действия уголовного за­кона (ст.8 Декларации 1789 г.), исключая действия министров, по отношению к которым закон может сохранять обратную силу.

4. Наконец, это свободы, предоставляемые некоторым видам коллективных объединений: например, по отношению к территори­альным представительным органам Республики это принцип сво­бодного управления выборными советами (ст.72) и их представи­тельства в Сенате (ст.24); по отношению к заморским территориям это признание «их собственных интересов в общей совокупности интересов Республики» и гарантия «особой организации», которая не может быть изменена без предварительных консультаций с заин­тересованным территориальным представительным органом (ст.74); по отношению к политическим партиям это свобода их об­разования и беспрепятственное осуществление их деятельности (ст.4); по отношению к местным жителям это гарантия того, что принадлежащая им территория не может быть уступлена «без со­гласия заинтересованного населения» (ст.53).

5. Статья 55 Конституции, определяющая, что «договоры или со­глашения, должным образом одобренные или ратифицированные... имеют силу, превышающую силу внутренних законов, при условии применения такого договора или соглашения другой стороной», позволяет считать, что среди отсылочных норм в гуманитарной обла­сти должны значиться все европейские и всемирные соглашения, к которым Франция присоединилась. Однако Конституционный со­вет отказался выступать в роли арбитража, объявив себя некомпе­тентным в вопросах оценки соответствия внутренних законов меж­дународным обязательствам.

П. Принципы, ограничивающие свободы

1. Некоторые из этих принципов вытекают из структурной ха­рактеристики государства.

Так, из неделимости Республики (ст.2) и национального сувере­нитета (ст.З) следует ограничение свободы территориальных кол­лективов в части их возможных притязаний на федеральное уст­ройство; целостность территории (ст.5, 16 и 89) не допускает права на отделение со стороны тех же территориальных коллективов; пре­емственность государства (ст.5) предполагает соблюдение нормаль­ного функционирования конституционных государственных вла­стей (ст.16). Последний принцип ставит преграды на пути к реали­зации некоторых свобод, в частности права на забастовку.

2. Другие ограничивающие принципы вытекают из функций го­сударства, осуществление которых требует определенных ограниче­ний. Например, в связи с обеспечением национальной независимо­сти (ст.5 и 16) и национальной обороны (ст.21). Отсюда следует, что граждане лично и режим их имущества могут подпадать под не­которые ограничения (ст.34), которые лимитируют одновременно пользование индивидуальной свободой и собственностью.

Обеспечивая нормальное функционирование государственных властей, государство может быть вынуждено принимать ограничи­тельные меры по отношению к свободам или в обстоятельствах, предусмотренных статьей 16, или в силу введения осадного положе­ния, предусмотренного статьей 36.

На ограничение свобод могут быть нацелены и международные соглашения, гарантом соблюдения которых является глава государ­ства (ст.5) и которые, будучи надлежащим образом одобрены или ратифицированы (ст55), имеют силу, превышающую силу внут­ренних (даже конституционных) законов.

Наконец, социальный характер Республики (ст.2) и вытекающая из этого установка на сокращение фактического неравенства могут оправдывать некоторые принудительные меры в пользовании иму­ществом, перераспределении некоторых видов ресурсов, что сопря­жено с посягательством на право собственности.

3. Специальные положения ограничивают свободы некоторых коллективов: например, политические партии обязаны «уважать принципы национального суверенитета и демократии» (ст.4); тер­риториальные коллективы подлежат административной опеке со стороны представителя правительства, на которого возложен контроль за соблюдением государственных интересов и законов (ст.72).