- •1 Речевое воздействие как предпосылка манипулятивных технологий в социальных коммуникациях.
- •3 Языком и вниманием к «каждому вашему слову, которое может быть использовано против вас».
- •4 Сродни этому способу (аллитерации) и использование ритмизированных и рифмованных текстов. Такие тексты активнейшим образом используются во всех видах рекламы.
- •9 Рассматривается как эффективное бизнес-управление. Как и в хорошо налаженном бизнесе, успешное государственное управление должно тщательно следить за расходами и доходами.
- •10 Электоральных кампаний, значительно возрастает количество политических метафор. Метафора здесь является способом преодоления проблемных ситуаций и средством воздействия на процесс принятия решений.
1 Речевое воздействие как предпосылка манипулятивных технологий в социальных коммуникациях.
На предыдущих занятиях мы подняли вопросы манипуляций посредством визуальных образов как знаково-семиотических систем. Которые, впрочем, как и многие другие тексты, тонко манипулируя читателем, руководят им, направляя к заранее заданному смыслу.
Сегодня же рассмотрим некоторые аспекты манипулятивных технологий, основанных на речевом воздействии. В широком смысле — это воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами - с помощью сообщений на естественном языке. Иногда под понятие речевого воздействия подводят также использование сообщений, построенных средствами так называемых паралингвистических (т.е. «окололингвистических») семиотических систем, к которым относятся, прежде всего, жесты, мимика и позы (так называемая кинесика); а также эстетические коды словесного творчества (например, стилистические коды); а также, в случае письменной коммуникации, средства графического оформления текста.
В узком же смысле, который на практике встречается гораздо чаще, под речевым воздействием понимают преднамеренное использование особенностей устройства и функционирования перечисленных знаковых систем, и прежде всего естественного языка, с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание и поведение адресата..
Для обоснования узкого понимания необходимо указать на то, что слушающий имеет какие-то свои интересы и соображения, и не всегда бывает готов занять то место, которое уготовано ему в планах говорящего. Мало кто не размышляя готов выполнить приказ прыгнуть с десятого этажа; далеко не всякий человек гарантированно отреагирует на призыв голосовать за «Нашу Украину» или согласится считать пасту «Со1§а*е» лучшей в мире. Даже просто прослушать выпуск новостей или хорошо запомнить и в дальнейшем отличать название какой-нибудь фирмы склонен не каждый. Естественно, у нас существуют некие защитные барьеры.
Исходя из соображений здравого смысла, легко представить себе несколько основных способов преодоления защиты. Во-первых, барьер можно проломить, используя грубую силу, а часового так или иначе вывести из строя - хотя бы запугав или «отключив» его. Во-вторых, в барьере можно найти какие-то уязвимые места, воспользоваться оплошностью часового и т.д. В-третьих^ через барьер и мимо часового можно незаметно «просочиться». В-четвертых,
можно проникнуть через барьер открыто и при этом ненасильственно - скажем, сказа! пароль, предъявив пропуск, убедив часового в том, что защищать барьер вовсе не стоит, шн прикинувшись «своим». Наконец, в-пятых, часового можно подкупить, предложив ему некук компенсацию за невыполнение долга.
Эти основные случаи легко интерпретируются применительно к ситуации речевого воздействия. В частности, первый случай описывает использование массированного повторения и эмоционального давления, практикуемого в пропаганде, а также в рамках особо интенсивных рекламных кампаний. На нахождение уязвимых мест направлены всякого рода психологические приемы воздействия на людей, суггестивные техники, логические ловушки и т.д. Подкуп - это прежде всего облечение сообщения в привлекательную упаковку: эстетическое удовольствие служит компенсацией за готовность согласиться с предлагаемыми взглядами, оценками, трактовками и т.п. Что же касается «просачивания», то именно оно традиционно представляет основной интерес для теории речевого воздействия.
Элементы манипулирования посредством речевого воздействия присущи нашему повседневному общению.
Но существуют некоторые сферы жизни, в которых речевое воздействие, а часто и подлинное языковое манипулирование практикуются особенно часто и играют очень важную роль.
Прежде всего, следует назвать две обширных сферы, всегда привлекавшие и привлекающие к себе повышенное общественное внимание и лучше всего изученные с интересующей нас точки зрения. Это, с одной стороны, политическая, а с другой - рекламная коммуникация. Они, кстати, весьма близки, а в некоторых своих формах почти совпадают (в случае политической рекламы, которая во многом строится по образу и подобию коммерческой; существует также и такая специфическая сфера, как социальная реклама).
Элементы речевого воздействия, конечно же, присутствуют в обучении и воспитании — что остро переживается поборниками нестесненного развития человеческой личности. Непонятно, однако, можно ли здесь в принципе обойтись без воздействия и даже манипулирования, — уж очень его определение совпадает с самим представлением об образовании и социализации ребенка.
Роль речевого воздействия в современных западных обществах еще очень велика в такой сфере, как процессуальная и судебная практика соревновательного типа. Многократно воспетый в кино образец — это судопроизводство в США с его тщательно выработанным