Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Shepelev_BFOP_posobie_2010.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
1.07 Mб
Скачать

2. Развитие института банкротства в России.

Исторические корни института несостоятельности (банкротства) в России достаточно глубоки. В Древней Руси зачатки конкурсных отношений можно наблю­дать в Русской Правде, Судебниках XV-XVI вв. Соборном Уложе­нии 1649 г. Так, в Русской Правде было установлено, что долж­ника, который не в состоянии заплатить нескольким кредиторам, необходимо продать, а полученные средства разделить. Там же определялась очередность погашения долгов: князю, иногородним и иностранным кредиторам, остальным.

Хотя само слово "банкротство" появилось в российском праве значительно позднее, положения, касающиеся несостоятельности, имеются уже в Русской правде (одном из первых русских законодательных актов, действовавшем в Древней Руси в XI-XII вв.). Анализируя основные положения Русской правды, необходимо отметить, что при определении банкротства Русская правда не склоняется ни к одному из критериев несостоятельности (неоплатности или неплатежеспособности), а говорит лишь о невозможности погашения должником требований кредиторов. Русская Правда закрепи­ла дифференцированный подход к оценке несостоятельности. Несостоятельность могла быть:

  • безвинной - потери не зависели от воли должника;

  • злостной - вследствие пьянства, пари и т. п.;

  • особо злостной - должник бежал от уплаты долгов в другое государство.

В первом случае должнику предоставлялась рассрочка в выпла­те долгов, во втором рассрочка могла быть дана только с согласия кредиторов, в третьем случае должник подлежал либо передаче в рабство кредитору, либо продаже на торгах. Этот порядок весьма близок к римскому праву.

Интересен тот факт, что уже тогда появились "наметки" установления очередности удовлетворения требований кредиторов. Анализируя ст. 55 Русской правды, ряд ученых приходят к выводу о том, что требования князя удовлетворялись в первую очередь, затем удовлетворялись требования иностранных купцов и только после этого - требования соотечественников. Но в то время этот вопрос мог быть решен и по-другому. Так, по договору Смоленска с Ригой (1229 г.) иностранные купцы имели право первоочередного удовлетворения своих требований из конкурсной массы.

Первые законы, регулирующие конкурсные отношения, в Рос­сии появились в XVIII в., что связано с ростом капиталистических отношений после реформ Петра I. В России того времени при отсутствии конкурсных уставов сло­жились основные элементы института банкротства. К 1740 г. было составлено несколько проектов Устава о банкротах, один из которых - Проект Президента коммерц-коллегии барона Менгдена, принятый и окончательно утвержденный 15 декабря 1740 г. Основные положения этого Устава сводились к следующему:

  • обратная сила действия;

  • применение только к субъектам, ведущим торговую деятель­ность (неторговой несостоятельности не существовало);

  • использование критерия неоплатности;

  • принятие двух видов несостоятельности - несчастной и злост­ной (неосторожное банкротство отождествлялось со злостным);

  • в качестве последствия могла применяться смертная казнь.

В Уставе 1740 г. определялась очередность удовлетворения тре­бований кредиторов, в соответствии с которой существовало пять классов:

1) долги казне, церкви, школе;

2) расходы, связанные с конкурсом, и плата служителям долж­ника на текущий год;

3) долги по векселям, сохранившим силу вексельного права;

4) долги сиротам и кредиторам, права которых обеспечены за­логом, не находящимся в их владении;

5) остальные требования, включая долги по векселям, потеряв­шим силу вексельного права, комиссионным сделкам, когда самих вещей, отданных в комиссию, не сохранилось, и др.

В 1753 г. Сенатом был разработан проект Банкротского устава, который по сути представлял собой переработанный Устав 1740 г. Следующий проект Устава о банкротах был подготовлен к кон­цу 1763 г., состоял из четырех глав, включавших 55 статей. Наибо­лее интересными положениями проекта Устава были следующие:

  • банкротами, помимо купцов, могли быть признаны заводчи­ки и фабриканты;

  • несостоятельность наступала не просто, когда имущества должника не хватало для удовлетворения всех требований, а когда на уплату долгов недоставало 25 %;

  • конкурс учреждался, если сумма требований всех кредиторов превышала 3000 руб.;

  • кредиторы, пропустившие срок для заявления требований (двухнедельный для местных и четырехмесячный для ино­странных), могли просить о восстановлении срока до окон­чания раздела конкурсной массы.

В 1800 г. принимается новый Закон - Устав о бан­кротах. Устав 1800 г. состоял из двух частей, первая из которых на­зывалась «Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться векселями», вторая - «Для дворян и чиновни­ков», где устанавливались правила неторговой несостоятельности. Остановимся подробнее на основных положениях Устава о бан­кротах 1800 г.:

  • устав вводился в действие с обратной силой;

  • определялись различия между торговой и неторговой несостоятельностями;

  • определялось три вида несостоятельности: несчастная, неос­торожная, злостная;

  • устанавливалась обязанность должника заявить о своем бан­кротстве, если на рубль кредиторской суммы ему недостава­ло до 30 %;

  • вводились определенные сроки для заявления кредиторами претензий: 3 месяца для тех, кто проживает в одном с банк­ротом городе, 9- для иногородних, 18 - для всех остальных;

  • для кураторов, избираемых из среды кредиторов, устанавли­валось, что они должны быть люди «добрые и неподозри­тельные» и не относиться к лицам духовного звания, меща­нам, крестьянам, крепостным;

  • в состав конкурсной массы имущество жены банкрота не включалось;

  • мировое соглашение могло заключаться в любое время, что влекло освобождение банкрота от всех последствий. Для за­ключения мирового соглашения необходимо решение боль­шинства кредиторов с большей суммой требований.

В 1832 г. в России был принят Устав о торговой несостоятельно­сти, который действовал до 1917 г. Этот Устав вводился в действие без обратной силы и применялся только к случаям несостоятельности лиц, осу­ществляющих торговлю. Особое внимание в Уставе уделялось ста­тусу торгового предприятия должника.

Однако он оказался менее удачным, чем Банкротский устав 1800 г. Так, новый устав установил сложную систему родов и разрядов долгов, в частности, преимущественное положение имели церкви и монастыри. Во вторую очередь удовлетворялись требования по оплате труда рабочих и лишь затем требования казны и конкурсных кредиторов. В уставе 1832 г. не указаны также точные сроки начала и окончания конкурсного производства. Вместе с тем данный устав ввел ряд новелл по сравнению с ранее действовавшим законодательством. В частности, одним из способов наиболее эффективного удовлетворения интересов кредиторов стало выделение из общего числа кредиторов так называемых кураторов, руководивших работой общего собрания, а также выполнявших некоторые функции по управлению имуществом должника. За кураторами закреплялось право на признание недействительными сделок должника и отказ от исполнения текущих договоров.

Революция 1917 г. внесла коррективы в законотворческий процесс. Основные преобразования происходили в области государственного права. Тем не менее даже в реформировании правоотношений, регулируемых государственным правом, находили отражение вопросы несостоятельности. Важным этапом в развитии института несостоятельности (банкротства) было принятие в 1922 г. Гражданского кодекса РСФСР, в 1923 г. - Гражданского процессуального кодекса РСФСР. Законодателем были детально регламентированы отдельные положения, в частности, касающиеся условий признания сделок недействительными, правил зачета взаимных требований, отказа управляющего от исполнения неисполненных договоров и т.д. С 1930-х гг. в России правоотношения, связанные с несостоятельностью предприятий, практически не регулировались. Официальная доктрина не признавала институт банкротства, поскольку при плановой социалистической экономике, как утверждалось, нет места несостоятельности. Более того, в начале 1960-х гг. нормы о банкротстве вообще были исключены из законодательства СССР.

В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление в 1992 г. в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закон о банкротстве 1992 г.), а затем в ст. 61 и 65 ГК РФ.

Таким образом, главными причинами необходимости реформирования законодательства о банкротстве явилось отсутствие опыта его применения и нецелесообразность заимствования практики у иных, более развитых в экономическом и политическом плане стран без учета российской специфики. За шесть лет применения Закона о банкротстве 1992 г. в нашей стране выявился ряд объективных оснований, способствовавших принятию в 1998 г. нового закона о банкротстве, учитывающего как опыт ведущих зарубежных стран, так и специфику российской действительности. В результате этого была создана российская правовая система регулирования несостоятельности (банкротства), не уступающая мировым аналогам. Вместе с тем следует заметить, что данный закон не смог в полной мере обеспечить эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов. В результате он из средства оздоровления экономики превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий. Нередко кредиторы были заинтересованы не в осуществлении мер по финансовому оздоровлению предприятий, а в их банкротстве и овладении их имуществом.

Эти и многие другие обстоятельства вызвали необходимость разработки и принятия нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 г.

Как видим, в ходе исторического развития регулирование отно­шений собственности в связи с неплатежеспособностью отдельных субъектов первоначально был выработан специальный институт торгового права - конкурсное производство. Конечная цель дан­ного правового института - соразмерное удовлетворение требо­ваний кредиторов несостоятельного должника и освобождение последнего от долгов с предоставлением возможности снова при­ступить к коммерческой деятельности. Дальнейшее развитие ин­ститута несостоятельности связано с распространением процедур банкротства на другие сферы бизнеса, за пределы торговли.

Постепенно законодательство всех стран качественно меняло свои установки, перенося акценты на имущественное обеспечение долга и его реальный возврат. Предприниматель, лишившись рас­проданного для погашения долгов имущества, но, сохранив жизнь и здоровье, мог начать новое предпринимательское дело с учетом накопленного им опыта.

Со временем, наряду с физическими лицами, участниками тор­гового оборота все активнее становились юридические лица, кото­рым в настоящее время принадлежит основная роль в коммерче­ском обороте. Деятельность многих организаций (градообразуюших, финансовых, стратегических, субъектов естественных монополий, транснациональных и т. п.) влияет на экономические интересы не только определенных кредиторов, но также регионов государства и мировой экономики в целом.

В этих условиях целью законодательства о банкротстве стано­вится не только зашита интересов кредиторов, но и решение мик­роэкономических задач, обеспечивающих жизнедеятельность чело­веческого общества. Таким образом, помимо процедуры конкурсного производства, значительное место в современной судебной практике занимают восстановительные процедуры, включая фи­нансовое оздоровление и внешнее управление имуществом долж­ника.

В настоящее время основная задача института банкротства в развитых рыночных странах связана с сохранением предприятия, а значит, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа. Государство и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия-должника, а в восстановлении его платежеспособно­сти посредством специальных процедур, предусмотренных законо­дательством о несостоятельности (банкротстве).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]