Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5ballov-70709.rtf
Скачиваний:
6
Добавлен:
30.08.2019
Размер:
2.44 Mб
Скачать

-Победа революции-

Борьба повстанцев постепенно превратилась в борьбу всего народа против военно-поли­цейского режима. Отряд Ф. Кастро совершал успешные нападения на подразделения правительственных войск и получал все растущую помощь населения. Ряды его увеличивались.

В 1955—1956 гг. на основе студенческого движения в Гаванском университете был создан Революционный директорат — организация, близкая по программе и методам действия «Движению 26 июля», но предпочитавшая готовить восстание в самой Гаване. Организацию возглавил 20-летний студенческий лидер Х.А. Эчеверрия. 13 марта 1957 г. члены «Революционного директората» атаковали президентский дворец, намереваясь захватить Батисту, но потерпели неудачу. Многие участники восстания погибли, в том числе и Эчеверрия. Уцелевшие от расправ возродили организацию под названием «Революционный директорат 13 марта». Возглавил её Фауре Чомон.

Революционное движение ширилось. После убийства 30 июля 1957 г. полицией в Сантьяго Франка Паиса, возглавлявшего революционное подполье в городе и много сделавшего для поддержки повстанцев в первые, самые трудные для них месяцы, в Сантьяго стихийно вспыхнула забастовка против репрессий диктатуры, распространившаяся и на другие города. Забастовка была подавлена, но она показала шаткость позиций режима. 5 сентября 1957 г. восстал гарнизон военно-морской базы в Сьенфуэгосе. Революционные моряки захватили город, вооружили население и несколько часов вместе с жителями оборонялись против стянутых к городу превосходящих правительственных сил.

В феврале 1958 г. Ф. Кастро посылает партизанскую колонну во главе с Раулем Кастро на восток от Сантьяго, где возник «Второй фронт имени Франка Паиса» с обширной освобожденной зоной. В других районах провинции Орьенте вскоре были созданы еще два фронта. В центре острова, в горах Эскамбрай (провинция Лас-Вильяс) начали действовать повстанцы «Революционного директората 13 марта».

Народно-социалистическая партия, солидаризируясь с целями Ф. Кастро, долгое время осуждала его методы борьбы как «путчистские», отстаивая свою прежнюю позицию. Но ход событий побудил коммунистов в начале 1958 г. признать ошибочными свои оценки и расчеты. НСП признала Повстанческую армию во главе с Фиделем Кастро главной силой революции и призвала всех коммунистов включиться в борьбу под его руководством. В провинции Лас-Вильяс стал действовать партизанский отряд, организованный коммунистами. В мае—июле 1958 г. 300 бойцов Ф. Кастро в Сьерра-Маэстре разгромили генеральное наступление многократно превосходивших их по численности и вооружению батистовских войск, потерявших 1 тыс. человек. Успехи Повстанческой армии заставили деятелей буржуазно-демократической оппозиции признать ее реальной силой и в июле 1958 г. заключить соглашение с Ф. Кастро о поддержке его борьбы. Они надеялись подчинить повстанческое движение своему политическому руководству и с его помощью прийти к власти. Для Ф. Кастро же это соглашение должно было изолировать диктатуру.

В августе Ф. Кастро направил на запад две колонны под командованием К. Сьенфуэгоса и Че Гевары, которые в октябре достигли провинции Лас-Вильяс и соединились с местными повстан­ческими силами. В ноябре Повстанческая армия в Орьенте спустилась с гор и начала общее наступление, в ходе которого все 4 фронта повстанцев на востоке острова соединились. Деморализованная батистовская армия разваливалась. Повсюду население с энтузиазмом присоединялось к повстанцам. К концу декабря почти вся провинция Орьенте оказалась в руках Повстанческой армии, блокировавшей в Сантьяго 5-тысячный гарнизон правительственных войск. Гевара начал штурм Санта-Клары — центра провинции Лас-Вильяс.

В этих условиях Батиста связывал основные надежды с под­держкой своего режима Соединёнными Штатами Америки. Практически до конца 1958 г. США оказывали ему всестороннюю помощь, не ис­ключая при этом возможности неизбежного ухода диктатора с политической сцены.

Гибкая тактика повстанцев, исключавшая ка­кие-либо резкие антиамериканские выступления, не давала Белому дому сколько-нибудь серьёзных поводов для тревоги. По признанию резидента Центрального разведывательного управления в Гаване Уильяма Колдуэлла, в 1958 г. главными вопросами, с которыми к нему обращались в Ва­шингтоне, были: кто есть Кастро и что пред­ставляет собой его программа?

Президент США Дуайт Эйзенхауэр отмечал в мемуарах такой факт: «Только в конце 1958 г. ЦРУ впервые предположило, что победа Фиделя Кастро будет не в интересах Соединённых Шта­тов. Один из моих советников рекомендовал опять сделать ставку на Батисту, как наименьшее из двух зол. Я отверг этот план. Если Кастро настолько плох, как предполагает наша разведка, то нашей единственной надеждой остаётся недиктаторская третья сила, не связанная ни с Кастро, ни с Батистой».

В последние дни 1958 г. определилась схема действий антиреволюционных сил. С согласия Батисты его генералы осуществляют военный переворот, создают военную хунту, а затем временное правительство — третью силу, которая должна предотвратить приход Фиделя Кастро к власти.

31 декабря диктатор устроил новогодний приём. На нём присутствовали министры, лидеры буржуазных партий правительственного блока, высший командный состав. «Чокнулись бокала­ми, — рассказывал очевидец. — Батиста был театрален до последней минуты. Церемонию встречи Нового года он закрыл в своей обычной манере словами: "Привет! Привет!". Потом пристально посмотрел на генерала Эулохио Кантильо, только что назначенного им главнокоман­дующим армией. Генерал был по-солдатски краток: "Господин президент, мы — командую­щий и офицеры армии — считаем, что Ваше отречение от поста президента будет способство­вать установлению мира, который так необходим стране. Мы взываем к Вашему патриотизму"».

В последний раз на кубинской земле Батиста лицемерно говорил о любви к родине, интересах народа и соблюдении конституции. Около часа ночи он ушёл из банкетного зала, сославшись на то, что его знобит и он должен переодеться. В это время в одном из кабинетов его ожидали наиболее влиятельные генералы. «Два часа ночи. Военачальники дискутировали недолго. Все сошлись на том, что дальше бороться невозможно», — так описал диктатор последнее совещание со своим генералитетом.

В ночь на 1 января 1959 г. Батиста бежал. Це­лая вереница автомобилей направилась к усиленно охраняемому военному аэродрому, где диктатора и его приближённых ожидали четыре самолёта.

В мемуарах Батиста писал, что уже на борту самолёта долго колебался, не зная, куда лететь. Испания и некоторые другие страны отказали в визе, США в нём больше не нуждались. Когда один из пилотов доложил ему, что кончились кубинские тер­риториальные воды, Батиста, к удивлению всех пассажиров самолёта, приказал направиться в Доминиканскую республику.

В начале января в Гавану вошли повстанческие части, воз­главляемые Че Геварой и Сьенфуэгосом, а 8 января 1959 г. в столицу вступили основные повстанческие колонны во главе с Фиделем Кастро. Церковные колокола вызванивали гимн победы, залпы батарей приветствовали победите­лей, торжественно звучали сирены празднично украшенных кораблей, парадным строем над городом пролетали военные самолёты. Революция победила!

Выступая на миллионном митинге, Фидель Кастро сказал, что триумф революции отнюдь не означает немедленного решения всех проблем Кубы, а также того, что каждый будет иметь теперь по дворцу и в будущем жизнь будет толь­ко лёгкой прогулкой. «Первого января, — подчеркнул тогда лидер революции, — мы толь­ко завоевали право начать».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]