Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Корчак.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
29.04 Кб
Скачать

ЯНУШ КОРЧАК (1878- 1942) — польский педагог, детский писатель и публицист, обществен­ный деятель, врач-педиатр. Рабо­тал в детской больнице, был воспи­тателем в летних детских колони­ях, вышли его книги «Современная школа», «Школа жизни» (1905, 1908 гг.). На средства от пожерт­вований создал в Варшаве «Дом си­рот», с 1911 г. стал его директором. Во время первой ми­ровой войны, находясь в действующей армии, написал од­но из главных своих произведений — «Как любить детей» (часть её в 1922 г. была издана в СССР с предисловием Н.К. Крупской).

Затем заведовал «Домом сирот», интернатом «Наш дом», преподавал в Институте специальной педагогики, Свободном польском университете, на Высших педагоги­ческих курсах, выступал экспертом по делам несовершен­нолетних. В 1929-1939 гг. издал книги: «Право ребёнка на уважение», «Правила жизни», «Шутливая педагогика», «Упрямый мальчик. Жизнь JI. Пастера» и др.

При фашистской оккупации, пытаясь сохранить «Дом сирот», перемещённый в конце 1940 г. на террито­рию варшавского гетто, вместе с ближайшей помощни­цей С. Вильчинской, 200 своими воспитанниками и всем персоналом детдома погиб в газовых камерах концлагеря Треблинки.

Центральное место в его педагогическом творче­стве занимает идея самоценности детства как по-сво­ему полноценного этапа жизни человека, а не просто периода подготовки к «взрослой» жизни. Он считал пе­дагогику наукой не о детях, а о людях; относился к ре­бёнку прежде всего как к человеку, с уважением и дове­рием, развивая его самостоятельность и человеческое достоинство, способность к самоусовершенствованию. Для этого необходим самоуправляемый детский коллек­тив, обеспечивающий полноту жизни ребёнка, его соци­альный опыт. Самоуправление в его детдоме включало свои «Кодекс», детский сейм, совет самоуправления, детский суд и др.

А. Левин, работавший в 1938 г. в «Доме сирот» вос- питателем-практикантом, говорил, что Я. Корчак тог­да дал ему «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко (на рус. яз.), сказав, что это необычная книга, написана под­линным педагогом, лучшая из всех произведений о воспи­тании беспризорных детей в России и что она хорошо отражает то, что он сам видел в военное время на Укра­ине (Международные макаренковедческие исследования. Макаренко на Востоке и Западе. Вып. III / Под ред. Э. Вайтца и А. Фролова. Н. Новгород, 1994. С. 198).

Печатается по книге: Корчак Я. Воспитание лично­сти. М., 1992 (с. 43-59, 110-149; цифровые обозначения сняты ).

Как любить ребёнка Ребёнок в семье

(...) Я хочу научить понимать и любить ребёнка чудного, полного жизни и светлой, озаряющей, неожи­данной радости. Я хочу наполнить все сомнения творче­ским смыслом по отношению к нему...

Главное, чтобы родители поняли, что ни одна книжка, ни один врач не заменят вашей собственной на­блюдательности, предчувствий и мыслей. (...)

Одной из основ воспитания я считаю любовь и ду­ховность семейных отношений, и это прежде всего нуж­но детям. Каждый в такой семье уважает мнение друго­го, ценит человеческую личность; строптивости и непо­датливости семья не выдержит — рухнет.

В семьях встречаются разные подходы к воспита­нию. Рассмотрим один из них — догматический.

В такой семье от ребёнка требуют беспрекословно­го подчинения авторитету старших, традициям, обря­дам. Выполнение требований ребёнком по приказу взрослых становится жизненным императивом.

От ребёнка требуют дисциплинированности, доб­росовестности, соблюдения порядка. Он должен сохра­нять душевное равновесие, невозмутимость, идущую от внутренней воли, должен быть уверенным, непоколеби­мым в своей правоте. Должен научиться самоограниче­нию, преодолению себя. Работа и стремление отдавать­ся работе должно стать для него жизненным законом, а соблюдение правил и требований морали — привычкой.

Он должен стать благоразумным и рассудитель­ным, подходить к оценке законов и истин со своей точ­ки зрения. Не принимать того, в чём ещё сам не уверен.

Хорошо, если уверенность не перейдёт в самоуве­ренность и зазнайство. Тогда плодотворная воспита­тельная среда и окружение помогут избавиться от не­нужных качеств, вылепят воистину прекрасного челове­ка, который всё осознаёт и будет благодарен за то, что с ним не заигрывали, а подсказали, как перестроиться.

Как бы ни были плохи условия жизни, они не должны отражаться на духовной сфере. Иначе быт пре­вратится в тяжкий и бесконечный труд, ослабнут и ис­чезнут стремления, а неспособность найти выход из со­здавшегося положения перерастёт в ожесточённость, тогда утратится вера в справедливость и не станет дове­рия к людям.

Апатия — это не проявление слабости, а снижение духовных сил, когда человек не может противостоять чужой воле.

Догматом веры могут быть земля, родина, Бог, по­рядочность и греховность. Как догму можно рассмат­ривать приверженность к научной, политической, об­щественной деятельности. Человек должен верить, что его деятельность несёт пользу. Нет человека без веры в себя.

Идейная сфера

Её энергия заключается не в стойкости духа, а в по­рыве, броске, стремлении. Тут не работа, а жажда дея­тельности. Человек творит, а не выжидает. Нет понятия «я должен», есть другое — «мне очень хочется»... Чело­век сдерживает и подавляет в себе то, что противно и грязно, он стремится к моральному эстетизму. (...)

Отважный, смелый в своих поступках и действиях, он слушает и впитывает то, что слышит вокруг, с инте­ресом ожидая завтра новых удивлений и необычайностей, познаний, заблуждений, сомнений, мнений и суж­дений других людей.

Если догматическая сфера формирует пассивного ребёнка, то идейная сфера способствует развитию ак­тивных детей. Я считаю, что и тут и там болезненные не­ожиданности исходят из одного источника: одному ре­бёнку дают сто указов и приказов, а другого направляют для самостоятельных поисков истины.

Родительский подход к воспитанию основывается на стремлении «сделать из ребёнка человека», а должен идти от вопроса: «Каким ты можешь быть, человек?»

Некоторые семьи живут по принципу: «нам хоро­шо, и слава Богу». Они довольны тем, что имеют, но не отказались бы и от большего. Работа для них не что иное, как средство для извлечения выгод...

Ребёнок из такой семьи не может постоять за себя и отстоять свои убеждения, у него нет желания к поис­кам и стремлениям. Довольствуясь своим благополу­чием, он живёт, плывя по течению жизни; такое отно­шение остаётся у него и в будущем. Он безразличен к явлениям, происходящим в обществе, и занят только собой.

Такая линия поведения формируется у ребёнка под влиянием взрослых, их разговоров между собой, бе­сед, их жизненных оценок, их миропонимания.

Прибавьте к этому ещё и безудержную родитель­скую любовь...

Самое страшное для ребёнка в такой семье, когда родители ссорятся. (...)