Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Коменский.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
28.71 Кб
Скачать

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ

(1592-1670) — чешский мысли­тель-гуманист, педагог, обществен­ный деятель. Ведущий представи­тель чешской реформаторской церкви. Возглавлял протестант­скую общину Чешских братьев, свя­щенник и проповедник, руководи­тель и учитель братской школы, преподавал в гимназии. Активный участник антифеодального и национального движения, борьбы против католической церкви. В ходе 30-летней войны (1618-1648) вынужден был скрываться, свыше 40 лет провёл в других странах (Англии, Швеции, Венг­рии, Голландии), занимаясь социально-педагогической де­ятельностью. Похоронен в Амстердаме.

Его философия и социально-педагогические взгляды сложились под влиянием идей Платона, Аристотеля, Ф. Бэкона, Б. Спинозы, Т. Кампанеллы, Т. Мора, религиоз­ных мыслителей. Методология его творчества в педаго­гике основана на идее универсального параллелизма, т.е. общности главных принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью (принцип природосообразности). Обращаясь к христианскому идеалу «вечной жизни», искал пути его осуществления не в потусторон­нем, а земном существовании. Его стремление наметить основную линию эволюции человека и общества, создать интегрированную систему познания (позднее развитую Г. Лейбницем) определило важное направление в разви­тии европейской культуры.

Рассматривая человека в космическом плане, Я.А. Коменский считал его развитие первоосновой совер­шенствования мира, материального и духовного воспро­изведения человечества. Его вера в непрерывность усо­вершенствования всех и всего путём творческого труда и познания, с помощью единого метода совершенствова­ния личности и общества привела к созданию демокра­тической программы всеобщего воспитания и образо­вания.

Выступая против схоластики средневековой школы, ЯЛ. Коменский создал педагогическую систему, основан­ную на сочетании чувственного восприятия, разума и ре­лигиозной веры. Цели и методы воспитания и обучения он ставил в зависимость от предназначения человека, его по­ложения в обществе, необходимости правильно ориенти­роваться в жизненной практике, постигая законы и смысл жизни. В системе нравственных качеств ведущими счи­тал справедливость, мужество, умеренность.

Его основные труды: «Лабиринт света и рай серд­ца», «Открытая дверь языков», «Материнская школа», «Великая дидактика», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Правила поведения», «Мир чувствен­ных вещей в картинках», «Законы хорошо организован­ной школы».

Установка Я.А. Коменского на переустройство ми­ра и человека, изменение всех главных социальных инсти­тутов на основе равноправия, правильного соотношения между свободой и порядком; идеи «пансофии» (обучения всех всему и везде) и «панпедии» (универсального воспи­тания и обучения человека в «школе жизни» на всех эта­пах его жизни, включая и «школу старости») считались в то время утопическими и были по достоинству оцене­ны лишь в XX в.

Освоение в его наследии преимущественно лишь «Великой дидактики» привело к формированию и разви­тию педагогической науки в основном как «дидактичес­кой педагогики», обслуживающей «школу учёбы».

Печатается по изданию: Коменский Я.А. Избран­ные педагогические сочинения. Т. 2. М., 1982 (части тре­тья, с. 375-382; и четвёртая, с. 386-397, указанного ни­же произведения ).

Всеобщий совет об исправлении дел человеческих Часть третья. Пансофия

Глава I. Что такое нравственный мир и каковы его первоначала

(...) Основание нравственного мира — тождество, или равенство, человеческой природы, требующее, чтобы все люди жили человечно, а не животно или по-зверино­му. Это будет, если все, в каком бы положении и услови­ях они ни жили, научатся жить разумно и мудро. (...)

Глава II. О строителе нравственного мира, чело­веческом благоразумии

Благоразумие есть искусство с помощью надёжных средств и должных способов их применения заботиться о душевном спокойствии, своём и других людей. (...)

Общие законы нравственного благоразумия:

  1. Не предпринимай никакого дела без предвари­тельного обдумывания. (...) (Как говорит народная муд­рость, в трудном деле посоветуйся, в опасном помедли, в срочном полагайся на свою расторопность, в сомни­тельном на опыт.)

  2. Обдумывая любое решение, имей в виду полез­ную цель. (Целью пусть всегда будет что-либо поистине прекрасное и полезное, а при возможности также и при­ятное — такое, о достижении чего тебе не придётся по­том жалеть.)

  3. Нельзя ставить себе цель, не имея пригодных средств её достижения. (Надо позаботиться, чтобы эти средства были по возможности 1) надёжными и безот­казными... 2) легкоприменимыми: трудное считается невозможным; 3) и лучше немногочисленными, чем многочисленными...

  4. При всяком средстве должен быть простой спо­соб применения...

  5. Благоразумию присуще наблюдать случайные обстоятельства и пользоваться ими (всему есть своё время, Еккл. 3, 4; у случая длинная борода и т.д.). А бла­горазумное использование случайных обстоятельств за­ключается в том, чтобы (1) всегда за ними следить («куй железо, пока горячо»; корабль идёт, пока можно и пока дует ветер); (2) бережно их применять, не захватывая их силой, чтобы они словно сами шли в руки, и не отклады­вая ничего, чтобы не упустить возможность (а её часто упускает слишком опасливый человек, чересчур раз­думчивый в выжидании подходящего момента)...

    1. высшее благоразумие и чуть ли не божественная му­дрость в том, чтобы создавать самому себе случай;

    2. благоразумию присуще пользоваться всем возника­ющим и существующим для приращения добродетели (как члены нашего тела служат орудием живущего в нём духа, так всё телесное должно по праву служить орудием добродетели, будь то богатство, почёт, достоин­ство, красота; иначе они уподобятся отмершим членам).

  6. Первая ступень благоразумия — предвидение последствия вещей, вторая — умение предотвратить зло и позаботиться о добре, третья — способность прислу­шаться к дающему подобные советы.

  7. Благоразумию присуще учиться мудрости на примере других...

  8. Благоразумию присуще до полного знакомства с делом сдерживать своё суждение о вещах, тем более — свои слова и поступки.

  9. Высокое благоразумие есть и в том, чтобы по ме­ре возможности утрачивать благоволения людей...

  10. Благоразумию свойственно приспосабливать | достоинства и] добродетели к состоянию человека, места, времени и к обстоятельствам: без соблюдения этого доб­родетель утратит или своё существо, значение, или, по крайней мере, уместность и красоту. И нельзя просто тре­бовать от всех одной и той же кротости, умеренности, ще­дрости обходительности, доблести, но — применительно к положению лица и другим условиям. В печальные време­на необходима большая умеренность, чем в радостные...

  11. Благоразумию присуще смягчать противное противным. Если донимает холод, умерь его теплом...

если боишься зависти, устрани то, что её разжигает, по­делись своим добром, приобрети смирение; если знаешь в себе наклонность к какому-то пороку, с особым упор­ством упражняйся в противоположной добродетели.

  1. Благоразумию присуще разбираться, что, кому, когда, сколько (сено — быку, попугаю — сахар).

  2. Благоразумно не всегда говорить истину, но всегда — уместное. Не то что дозволяется лгать, но ведь кроме истины и неистины есть ещё и третье, умолчание истины...

  3. Благоразумно не спешить с решениями и по­ступками. (...)

  4. Благоразумно брать на себя чуточку меньше, чем можешь (при принятии обязательств, при обещани­ях и т.д.).

  5. Благоразумно не сравнивать других между со­бой, это возбуждает ненависть... и себя с другими...

  6. Благоразумно из двух неприятностей больше отклонять большую, а из двух выгод — больше забо­титься о большей.

  7. Не делай ничего бесполезного. Нечего показы­вать что-то тому, кто всё равно не увидит, скажем, брев­ну или слепому; нечего говорить с тем, кто всё равно не услышит. (...)

  8. Не делай ничего на авось. (...)