ЯНУШ КОРЧАК (1878- 1942) — польский педагог, детский писатель и публицист, общественный деятель, врач-педиатр. Работал в детской больнице, был воспитателем в летних детских колониях, вышли его книги «Современная школа», «Школа жизни» (1905, 1908 гг.). На средства от пожертвований создал в Варшаве «Дом сирот», с 1911 г. стал его директором. Во время первой мировой войны, находясь в действующей армии, написал одно из главных своих произведений — «Как любить детей» (часть её в 1922 г. была издана в СССР с предисловием Н.К. Крупской).
Затем заведовал «Домом сирот», интернатом «Наш дом», преподавал в Институте специальной педагогики, Свободном польском университете, на Высших педагогических курсах, выступал экспертом по делам несовершеннолетних. В 1929-1939 гг. издал книги: «Право ребёнка на уважение», «Правила жизни», «Шутливая педагогика», «Упрямый мальчик. Жизнь JI. Пастера» и др.
При фашистской оккупации, пытаясь сохранить «Дом сирот», перемещённый в конце 1940 г. на территорию варшавского гетто, вместе с ближайшей помощницей С. Вильчинской, 200 своими воспитанниками и всем персоналом детдома погиб в газовых камерах концлагеря Треблинки.
Центральное место в его педагогическом творчестве занимает идея самоценности детства как по-своему полноценного этапа жизни человека, а не просто периода подготовки к «взрослой» жизни. Он считал педагогику наукой не о детях, а о людях; относился к ребёнку прежде всего как к человеку, с уважением и доверием, развивая его самостоятельность и человеческое достоинство, способность к самоусовершенствованию. Для этого необходим самоуправляемый детский коллектив, обеспечивающий полноту жизни ребёнка, его социальный опыт. Самоуправление в его детдоме включало свои «Кодекс», детский сейм, совет самоуправления, детский суд и др.
А. Левин, работавший в 1938 г. в «Доме сирот» вос- питателем-практикантом, говорил, что Я. Корчак тогда дал ему «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко (на рус. яз.), сказав, что это необычная книга, написана подлинным педагогом, лучшая из всех произведений о воспитании беспризорных детей в России и что она хорошо отражает то, что он сам видел в военное время на Украине (Международные макаренковедческие исследования. Макаренко на Востоке и Западе. Вып. III / Под ред. Э. Вайтца и А. Фролова. Н. Новгород, 1994. С. 198).
Печатается по книге: Корчак Я. Воспитание личности. М., 1992 (с. 43-59, 110-149; цифровые обозначения сняты ).
Как любить ребёнка Ребёнок в семье
(...) Я хочу научить понимать и любить ребёнка чудного, полного жизни и светлой, озаряющей, неожиданной радости. Я хочу наполнить все сомнения творческим смыслом по отношению к нему...
Главное, чтобы родители поняли, что ни одна книжка, ни один врач не заменят вашей собственной наблюдательности, предчувствий и мыслей. (...)
Одной из основ воспитания я считаю любовь и духовность семейных отношений, и это прежде всего нужно детям. Каждый в такой семье уважает мнение другого, ценит человеческую личность; строптивости и неподатливости семья не выдержит — рухнет.
В семьях встречаются разные подходы к воспитанию. Рассмотрим один из них — догматический.
В такой семье от ребёнка требуют беспрекословного подчинения авторитету старших, традициям, обрядам. Выполнение требований ребёнком по приказу взрослых становится жизненным императивом.
От ребёнка требуют дисциплинированности, добросовестности, соблюдения порядка. Он должен сохранять душевное равновесие, невозмутимость, идущую от внутренней воли, должен быть уверенным, непоколебимым в своей правоте. Должен научиться самоограничению, преодолению себя. Работа и стремление отдаваться работе должно стать для него жизненным законом, а соблюдение правил и требований морали — привычкой.
Он должен стать благоразумным и рассудительным, подходить к оценке законов и истин со своей точки зрения. Не принимать того, в чём ещё сам не уверен.
Хорошо, если уверенность не перейдёт в самоуверенность и зазнайство. Тогда плодотворная воспитательная среда и окружение помогут избавиться от ненужных качеств, вылепят воистину прекрасного человека, который всё осознаёт и будет благодарен за то, что с ним не заигрывали, а подсказали, как перестроиться.
Как бы ни были плохи условия жизни, они не должны отражаться на духовной сфере. Иначе быт превратится в тяжкий и бесконечный труд, ослабнут и исчезнут стремления, а неспособность найти выход из создавшегося положения перерастёт в ожесточённость, тогда утратится вера в справедливость и не станет доверия к людям.
Апатия — это не проявление слабости, а снижение духовных сил, когда человек не может противостоять чужой воле.
Догматом веры могут быть земля, родина, Бог, порядочность и греховность. Как догму можно рассматривать приверженность к научной, политической, общественной деятельности. Человек должен верить, что его деятельность несёт пользу. Нет человека без веры в себя.
Идейная сфера
Её энергия заключается не в стойкости духа, а в порыве, броске, стремлении. Тут не работа, а жажда деятельности. Человек творит, а не выжидает. Нет понятия «я должен», есть другое — «мне очень хочется»... Человек сдерживает и подавляет в себе то, что противно и грязно, он стремится к моральному эстетизму. (...)
Отважный, смелый в своих поступках и действиях, он слушает и впитывает то, что слышит вокруг, с интересом ожидая завтра новых удивлений и необычайностей, познаний, заблуждений, сомнений, мнений и суждений других людей.
Если догматическая сфера формирует пассивного ребёнка, то идейная сфера способствует развитию активных детей. Я считаю, что и тут и там болезненные неожиданности исходят из одного источника: одному ребёнку дают сто указов и приказов, а другого направляют для самостоятельных поисков истины.
Родительский подход к воспитанию основывается на стремлении «сделать из ребёнка человека», а должен идти от вопроса: «Каким ты можешь быть, человек?»
Некоторые семьи живут по принципу: «нам хорошо, и слава Богу». Они довольны тем, что имеют, но не отказались бы и от большего. Работа для них не что иное, как средство для извлечения выгод...
Ребёнок из такой семьи не может постоять за себя и отстоять свои убеждения, у него нет желания к поискам и стремлениям. Довольствуясь своим благополучием, он живёт, плывя по течению жизни; такое отношение остаётся у него и в будущем. Он безразличен к явлениям, происходящим в обществе, и занят только собой.
Такая линия поведения формируется у ребёнка под влиянием взрослых, их разговоров между собой, бесед, их жизненных оценок, их миропонимания.
Прибавьте к этому ещё и безудержную родительскую любовь...
Самое страшное для ребёнка в такой семье, когда родители ссорятся. (...)