Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Алфёров А.С. Маркетинг для радиоинженеров. СПб....doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
3.04 Mб
Скачать

1.4.1. Торговля

Многие учебники определяют рынок как место купли – продажи. В качестве товаров рассматриваются лишь объекты купли и (или) продажи. Акты купли и продажи называют сделками.

Сделка коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Для этого нужно, чтобы сторона А передала стороне Б объект 1 и получила от нее объект 2. Скажем, Иван дает Петру 4000 руб. И получает телевизор. Это – денежная сделка. При бартерной сделке в обмен на телевизор Петр даст Ивану монитор. Вместо товаров в ходе бартерной сделки могут обмениваться услуги, например, когда юрист составляет завещание врачу в обмен на медицинское обследование.

Сделка предполагает наличие нескольких условий:

  • по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов;

  • согласованных условий ее осуществления;

  • согласованного времени совершения;

  • согласованного места проведения.

Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.

Участников сделки называют партнерами, а их деятельность – коммерцией. Понятие «коммерсант» не используется в отечественных СМИ по неизвестным причинам. Чаще говорят «бизнесмен», хотя это более общее понятие, так как дело может быть без коммерции. Не нравятся авторам СМИ и русские «торговец», «купец», «делец». Самое привлекательное для них – «предприниматель». Недавно партию создали «союз промышленников и предпринимателей», оккупировав предпринимательство для коммерции.

Понятие «сделка» имеет на сегодня более широкий смысл, чем купля и продажа, т.е. акты, в которых непременно присутствуют деньги. Сделки могут быть торговыми, т.е. с деньгами или, например, бартерными.

Деньги, как известно, выполняют три функции: меры, обращения и накопления. Благодаря первой функции осуществляется шкалирование признаков, важных для участников рынка. Денежное шкалирование является основой экономических моделей. Применение единственного количественного признака делает оптимизационные задачи, решаемые при управлении, простыми и однозначными. Все прочие признаки названы в учебниках неценовыми.

В итоге, «мир черно–бел» как в старом телевизоре. В одноцветном мире все доступно детерминированному моделированию. Монетаризм гарантирует успешное управление. Требуется лишь заменить специалистов в руководстве заводов на экономистов. И чтобы правительство не вмешивалось. Все.

Однако реальный мир характеризуется не только одним, пусть и универсальным признаком. Люди не выстраиваются по росту содержимого их кошельков. И монетарное зомбирование действует далеко не всюду. И у людей и у предприятий есть другие интересы. Требуются для принятия решений стохастические модели с несколькими критериями оптимизации, многозначными оценками, с рисками ошибок. Так уж положено – модель подбирать под реальность, а не наоборот.

Декларируемый в начале «реформы» монетаризм был тем самым бюрократическим регулированием, против которого сыпались проклятия в лозунгах. Авторы «реформы», имеющие дипломы докторов экономических наук, щедро делились с населением своими знаниями. Им заворожено внимали, пока не лишились всех своих сбережений, даже старики, копившие себе на похороны.

Затем последовала «прихватизация», в итоге которой государственная собственность перешла в руки лиц с кличкой «новые русские». Отличие «новых» от прежней Русской буржуазии в вандализме по отношению к новой собственности – из-за некомпетентности или с подачи зарубежных конкурентов.

Последнее десятилетие внесло в Российскую историю события беспрецедентные, для лояльных граждан нетерпимые. Россияне получают гуманитарную помощь, выделяемую богатыми странами для нищих. Правительство выпрашивает кредиты за рубежом и не может выплачивать долги. При этом из России ежегодно вывозится более двадцати миллиардов долларов, т.е. более ста долларов от каждого жителя, включая новорожденных и пенсионеров. «Реформа» началась с обещаний президента «лечь на рельсы» и главного банкира «отрубить себе руки». Культивирование обманов направило хозяйственную деятельность в сторону от рынка, в русло классического тезиса «грабь награбленное». Подмена рыночных понятий типа «отъем» вместо «обмена» действует уже на международном уровне. Попытки отмыть грязные деньги являются криминалом во всем мире, но российских преступников – «мойщиков» задерживает лишь Швейцария. Подмена рыночных понятий может привести только к недоверию участников мирового рынка, которым претят и грязные деньги, и грязные сделки.

Любой реальный рынок характеризуется риском участников не осуществить свою цель – удовлетворение потребностей путем обмена. Однако риск неудач для участников рынка не может превысить некоторое предельное или критическое значение, выше которого рыночная деятельность прекращается. Некоторые специальные рынки информируют участников об их рисках. Например, средства планирования семьи – если публикуется риск более 1%, то потребители ищут других поставщиков. Риск при покупке спирта для приема внутрь никогда не сообщался, в итоге скончались скоропостижно десятки тысяч Россиян. Причины рисков могут замалчиваться во имя личной выгоды, быть следствием некомпетентности, являться неизвестными для специалистов. Уровни информированности участников рынка, характеризующие долю от достаточной информации для принятия решения имеют предельное значение Рниж. Этот предел снизу, недостаточная информация исключает рыночную деятельность. Менталитет, проявляющийся в лозунгах: «махнем, не глядя», «кот в мешке», «русская рулетка» не совместим с рынком.

Риски участников и уровни их информированности не являются общепринятыми рыночными понятиями. Однако они вытекают из определения рынка, данных основоположниками «экономикс».

Затруднения с использованием термина «сделка» вызваны общепринятыми разъяснениями монетарной природы этого понятия и, главное, наличием изменения формы собственности партнеров: владельцев, пользователей, распорядителей. Целесообразно рассмотреть две экстремальные ситуации:

Ситуация 1. Некто купил яхту, оформив документы на бабушку. Бабушка, чьей рукой подписаны документы, стала владельцем, т.е. стала партнером состоявшейся сделки.

Ситуация 2. Приятели поменялись ключами от яхты и от коттеджа, не оформляя никаких документов. Смены собственников не произошло, денег не было, значит, нет сделки. С юридической точки зрения все так и есть. Маркетолог скажет, что бабушка – просто дезинформация, а между приятелями налицо обмен.

Среди общепринятых терминов в литературе о рынке основополагающими являются предложение и спрос. Ограничения на эти термины обычно не вводятся. У авторов публикаций, оперирующих этими терминами, обычно есть чувство меры. К примеру, никто не пишет о «предложениях грабежей или самопальных взрывателей». Однако спрос на эфтаназию или наркотики иногда упоминают. Между тем, рыночные термины не могут быть отнесены к явно вредоносным объектам. «Торговец смертью» – это литературный образ.

Несколько размыты границы для предложений интимных услуг, – вред для участников есть далеко не всегда. В подобных случаях логично говорить о нелегальном рынке, или неофициальном, или теневом. И соответствующих им неофициальных: предложении и спросе – для материалов с ограниченным доступом.