Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Путешествие Ал.1 сокращ..doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
73.73 Кб
Скачать
  1. Путешествие через Каргополье.

Александр 1 начал путешествовать с детства, и первую большую поездку по стране совершил в девятилетнем возрасте со своим младшим братом Константином из Царского Села в Москву с благословения своей бабушки Екатерины Великой. Впоследствии, будучи императором, он много времени проводил в нескончаемых поездках по России и Европе и к концу жизни как-то сказал, что проехал более двухсот тысяч вёрст.

По окончании войны с Наполеоном и возвращении с Венского конгресса Александр ещё более чем прежде увлёкся путешествиями, особенно по территориям собственной державы.

Поездку из столицы в Архангельск и обратно император совершил в 1819 году, преодолев свыше 3000 вёрст. Более половины пути его пролегало по Олонецкой губернии, из них более 300 вёрст – по Каргопольскому уезду. Предпринимая путешествие, государь выразил высочайшую волю в следующем: чтобы дороги, мосты и переправы по всему тракту были приведены в наилучшее состояние…

3.1. Подготовка к путешествию.

Маршрут императора пролегал по тракту от Санкт-Петербурга через Новую Ладогу, Вытегру, Каргополь и Холмогоры в Архангельск и обратно. Специальным людям было поручено тщательно проверить, как состояние дороги, так и имеющиеся на ней мосты и переправы. И если обнаружится хотя бы малую неисправность, то, требовать, немедленно всё исправить и привести в наилучшее состояние.

Для подготовки проезда императора по тракту 13 июля 1819 года из Санкт-Петербургского почтамта было отправлено открытое предписание всем почтмейстерам, почтовым экспедиторам и станционным смотрителям, находящимся на этом тракте. В маршруте предписывалось иметь на всех почтовых станциях лошадей и всё нужное для проезда императора в готовности и исправности.

Поезд состоял из десяти экипажей государя и его свиты, разбитых на три отделения.

В коляски всех экипажей впрягались по шесть лошадей, а в фельдъегерскую – три, таким образом, всего для поезда требовалось 57 лошадей. Все экипажи императорского поезда имели собственные номера. Под собственный экипаж его императорского величества приказывалось впрягать лучших почтовых объезженных и смирных лошадей. Выполнение этих условий возлагалось на личную ответственность станционных смотрителей. Ямщиков для экипажа его императорского величества необходимо было выбирать самых надёжных. Там, где между станциями расстояние составляло более 25 вёрст, необходимо было выставить на половине дороги подставу экипажей. Прогоны за всё число лошадей оплачивалось в двойном размере.

Выезд экипажей из Санкт-Петербурга предусматривался в следующие дни: первого отделения – 21 июля (для него потребно было 18 лошадей), второго отделения – 22 июля в ночь (30 лошадей), третьего отделения – 23 июля (9 лошадей).

Земские и городские власти, получив предписание, немедленно приступили к подготовке проезда государя. Волостным правлениям вотчин, приходы которых располагались по Архангельскому тракту: Павловскому, Вохтомскому, Архангельскому, Бережнодубравскому и Устьмошскому также были направлены приказы с приложением маршрута путешествия императора и список экипажам свиты. Волостным головам Ивану Волкову, Петру Карпунину, Ивану Сластикову, Ивану Теплухину и Степану Серебренникову предписывалось привести дороги и мосты в «наилучшее положение», «дабы отнюдь ни малейшего трясения и беспокойствия не было при проезде государю императору». Чтобы везде на мостах установлены были перила, а также на косогорах и там, где есть около дороги овраги и ямы. Чтобы везде были выставлены верстовые столбы. И главное, заготовить на каждой станции «значущееся по расписанию количество лошадей из обывательских сверх почтовых, а между большими станциями на половине иметь запасных лошадей для перемены усталых». Предписывалось строго наблюдать при высылке лошадей, чтобы были выбраны самые лучшие и крепкие, «худых же и тощих отнюдь не высылать». Требовалась хорошая и крепкая упряжь. Необходимо было «нарядить» проводников трезвого поведения и совершенно благонадёжных и опытных в езде, которые бы были опрятно и одинаково одеты.

Приказывалось в означенных по маршруту местах приготовить самые лучшие и выгоднейшие квартиры, которые должны быть чисты и опрятны во всех отношениях. Необходимо было запасти достаточно свежих продуктов, разумеется, за деньги. «Чтобы по селениям, на дорогах лежащим, отнюдь не были помещаемы у домов под окнами дрова, и соблюдена была во всех местах должная чистота, в соответствии с правилами 1817 года изданными».

Для проезда императора и свиты было выставлено не менее 600 лошадей на шести станциях уезда, на подставу между станциями и в городе Каргополе, а с ними около 600 хозяев. Среди фамилий крестьян, выставивших лошадей, были и прапрапрапардеды наших односельчан. Например, на Устьвельской (Усачёво) кучером был Иван Трихинин, а форейтором Тимофей Парамонов, а на нашей Архангельской – кучером Фёдор Бодухин, а форейтором Филимон Лёхов.