
- •Модульний та підсумковий контроль орієнтовні питання
- •1. Становление информационного общества.
- •18 Регионализация Восточной Азии: истоки и основные модели
- •Асеан как центр интеграционных процессов в Восточной Азии
- •Современный этап восточноазиатской регионализации
- •Ваэс и фтаап
- •Позиции стран Восточной Азии в отношении перспектив экономической интеграции
- •Тема 1. Современный мир и региональные проблемы международных отношений.
- •Тема 2. Баланс сил на Ближнем и Среднем Востоке. Проблемы региональной безопасности
- •Тема 3. Межарабские отношения
- •Тема 4. Региональные конфликты на Ближнем и Среднем Востоке
- •Тема 5. Политика внерегиональных сил на Ближнем и Среднем Востоке
- •Проблемы развития.
- •Лига арабских государств (лаг)
- •[Править] Деятельность
- •Азиатский Банк Развития
- •Интеграционная ситуация в атр
- •Открытый регионализм и институционализация интеграционного сотрудничества
- •Влияние 11 сентября на интеграцию в Северо-Восточной Азии
- •Коллективная безопасность
- •Концепция коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности
- •I. Основы военной политики государств-участников
- •II. Основы обеспечения коллективной безопасности
- •III. Система коллективной безопасности. Основные направления ее создания
- •[Править] История
- •[Править] Перспективы развития
- •[Править] Цели и задачи
Проблемы развития.
Несмотря на хорошие результаты (по меркам интеграционных группировок развивающихся стран), МЕРКОСУР страдает от тех же проблем, которые тормозят развитие практически всех интеграционных объединений «третьего мира». Главные из них – это разнородность стран-участниц и относительно низкий уровень их экономического развития.
В рамках МЕРКОСУР крупные и относительно сильные «новые индустриальные страны» (Бразилия и Аргентина) пытаются интегрироваться с гораздо более слабыми Парагваем и Уругваем. Создание единых условий промышленной конкуренции ведет к тому, что изначально менее индустриализированные Парагвай и Уругвай рискуют оказаться в роли подчиненных у более сильных соседей. Поэтому для них устойчиво сохраняются некоторые исключения из правил либерализации торговли. Но все равно в малых странах Южного конуса сохраняется ощущение, что их держат «на положении бедного родственника» – в них охотно сбывают те товары, которые трудно экспортировать в более развитые страны, но иностранные инвестиции идут к ним весьма скупо.
Как и в ЕврАзЭС, в МЕРКОСУР есть абсолютный лидер – Бразилия, которая превосходит все другие страны-участницы вместе взятые. Это лидерство не внушает другим участникам интеграционного блока таких опасений, как лидерство России в ЕврАзЭС, но все же вносит некоторую напряженность.
Исследования экономистов показывают, что во взаимной торговле стран МЕРКОСУР преобладают товары, мало конкурентоспособные на мировом рынке. В результате взаимная торговля становится важным подспорьем для производителей, но не несет особых выгод потребителям, предпочитающим импортные товары из более развитых стран. Опыт других интеграционных группировок подобного рода (в том числе СЭВ и ЕврАзЭС) показывает, что взаимная торговля «второсортными» товарами не имеет долгосрочных перспектив. Правда, доля высокотехнологичных товаров во внутрирегиональном товарообороте стран Южного конуса имеет устойчивую тенденцию к росту: если в 1970 продукция машиностроения составляла лишь 3,4%, то в 1985 – 12,6%, в 1996 – 16,4% (для сравнения: в странах Андской группы она за этот же период возросла всего лишь с 0,4 до 3,1%).
Трудно сказать, насколько жизнеспособным окажется МЕРКОСУР в дальнейшем – ждет ли его благополучная судьба, как НАФТА, или же он окажется объединением-«пустоцветом», как большинство интеграционных блоков «третьего мира» (Восточноафриканское сообщество, Экономическое сообщество государств Западной Африки и др.). Двусторонние экономические связи «новых индустриальных стран», Бразилии и Аргентины, достаточно прочны, но их интеграция с более слабыми странами менее устойчива.
Лига арабских государств (лаг)
|
|
Организация создана под завершающие залпы Второй мировой войны 22 марта 1945 г. Изначально в нее вошли шесть стран с преимущественно арабским населением: Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия и Трансиордания (позже изменившая свое название на Иордания). В мае того же года седьмым членом ЛАГ стал Йемен. К концу 70-х годов организация уже включала более 20 государств. В 1974 г. в Лигу было принято первое государство с неарабским населением — Сомали. Позже подобными исключениями из правила стали еще и Джибути (1977 г.), и Коморские Острова (1993 г.). В 1969—1990 гг. в ЛАГ состоял Южный Йемен (Народная Демократическая Республика Йемен), прекративший свое членство в результате объединения с Северным Йеменом (Йеменская Арабская Республика). В 1976 г. в Лигу вошла арабская Палестина, представленная Организацией Освобождения Палестины (ООП).
Лига арабских государств создавалась в духе панарабизма на волне подъема межарабской солидарности, выразившейся в экономической и военной помощи палестинским арабам в борьбе за создание своей государственности. Предусматривалось, что в долговременной перспективе Лига сможет стать конфедерацией арабских стран. Однако противоречия между правящими элитами и разные внешнеполитические ориентации не позволили перейти к более тесной политической и экономической интеграции.
ЛАГ охватывает значительную часть Арабского мира. Среди ее членов как страны Магриба (Арабского Запада от Ливии до Марокко), так и государства Машрика (восточная часть ареала арабских народов). Штаб-квартира организации расположена в Каире. В 1979 г., когда Египет был временно исключен из ЛАГ за сепаратный мир с Израилем, резиденция перемещалась в Тунис (до 1989 г.).
Декларируемые главные цели ЛАГ — укрепление связей и всестороннего сотрудничества между государствами-членами; координация их совместных действий в области политического, экономического, культурного и социального сотрудничества. ЛАГ выступает за объединение действий арабских стран, направленных на прекращение израильской оккупации всех захваченных арабских территорий (Сектор Газа, Западный берег реки Иордан, Голанские высоты) и создание на территории Палестины арабского государства.
Руководящий орган ЛАГ — Совет Лиги, состоящий из глав государств, правительств или специально уполномоченных лиц. Он собирается на сессии два раза в год. Согласно Пакту Лиги, все решения ЛАГ требуют единодушного согласия стран-членов. Лишь в исключительных случаях для принятия решения требуется большинство в две трети голосов. Но тогда решение обязательно для выполнения только теми странами, что голосовали за них.
Ряд членов ЛАГ координируют свои усилия в рамках более узких региональных организаций, например, Союза арабского Магриба (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис) или Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия)
Союз арабского Магриба (Union du Maghreb Arabe UMA) — Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г. Соглашение о создании союза было заключено в 1989 г. Председателем совета поочередно становится каждая страна.
Все государства являются членами Лиги арабских государств, и, за исключением Марокко, Африканского союза. С точки зрения экономической интеграции договор о создании предусматривал создание зоны свободной торговли, затем таможенного союза. Доля взаимной торговли в общем объеме внешней торговли менее 10 %.