Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МОДУЛЬНИЙ ТА ПІДСУМКОВИЙ КОНТРОЛЬ.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
26.08.2019
Размер:
170.33 Кб
Скачать

1. Становление информационного общества.

Популярный ныне термин «информационная эпоха» как никакой другой пригоден для характеристики нашего времени. Уверен в том, что XXI век будет в первую очередь веком информации, информационной революции.

Фактически она уже началась. Но с какого времени вести ее отсчет?

Многовековая эволюция средств коммуникации содержит немало эпохальных событий, начиная с возникновения письменности, появления бумаги, создания печатного станка Гутенберга, распространения газет, изобретения телеграфа. В конце XXI века почти одновременно совершается открытие радио и киноизображения, затем создается телевизионная трубка. Вторая половина XIX века и весь ХХ век прошли под знаком бурного прогресса в развитии средств коммуникации.

По поводу перечня этих действительно эпохальных событий сразу напрашивается пара замечаний. Во-первых, их последовательность, точные даты их открытия – вещь весьма относительная. Например, бумага появилась в Европе почти на 10 веков позже, чем в Китае – с какого времени считать? Да и книгопечатника немца И.Гутенберга китайцы и корейцы опередили с изобретением литер на несколько веков.

Второе замечание касается скорости и объема передачи информации, особенно скорости. На протяжении многих тысячелетий пределом здесь была скорость верблюда или лошади. Даже построенный в 1825 г. первый паровоз «мчался» со скоростью около 20 км. в час, а лучшие парусники тех времен плавали вдвое медленнее. Рекорды скорости принадлежали почтовым голубям. Написанная сто с небольшим лет назад книга Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» относилась, как известно, к литературе научной фантастики.

Поэтому первое, что открывало новую эпоху и что поражало сознание людей в прогрессе коммуникации, была скорость. Прорывом здесь стало изобретение телеграфа. В 1858г. был впервые использован межконтинентальный телеграфный кабель между Европой и Северной Америкой и впервые появилась возможность мгновенной передачи сообщений на такое расстояние. Это событие великий писатель Стефан Цвейг включил в перечень описанных им «Звездных часов человечества». Там он писал: «В течение тысяч, а может быть, и сотен тысяч лет, прошедших со времени появления на земле удивительного существа, именуемого человеком, мерилом скорости была скорость бегущей лошади, катящегося колеса, корабля, идущего на веслах или под парусами. Все вместе взятые технические открытия, сделанные за весь тот короткий, освещенный сознанием промежуток времени, который мы называем мировой историей, не привели к сколько-нибудь значительному ускорению ритма движения.

И только девятнадцатый век коренным образом меняет ритм и мерило скорости на земле… Мы, более позднее поколение, никогда не сможем до конца понять восхищение тех, кто был свидетелем первых успехов электрического телеграфа, их безмерного и восторженного удивления перед тем, что та же самая, едва ощутимая искра лейденской банки, которая еще вчера преодолевала лишь расстояние в один дюйм…, превратилась вдруг в могучую силу, способную проложить себе путь через равнины, горы и целые материки; что едва додуманная до конца мысль, не успевшая еще просохнуть запись на бумаге в те же секунды принимается, читается, понимается за тысячи миль…

Знаменательный для всего мира… год, когда телеграф впервые связал воедино разобщенные человеческие судьбы, лишь изредка упоминается авторами наших школьных учебников, которые, к сожалению, все еще считают более важным повествовать о войнах и победах отдельных полководцев или государств вместо того, чтобы говорить о всеобщих – единственно подлинных – победах человечества. И, однако, новая история не знает другого такого события, которое могло бы по своему психологическому воздействию сравниться с этой переоценкой самого понятия времени. Мир стал другим…».

К этим восторженным и ярким словам так и хочется добавить: если бы Стефан Цвейг мог заглянуть в конец ХХ века!

В своей интересной книге «Власть информации» известный французский журналист Жан-Луи Серван-Шрейбер следующим образом оценивает ключевые события в сфере коммуникации, происходившие в течение XIX – начале ХХ в. «За одно столетие, с момента изобретения телеграфа и до начала второй мировой войны, была создана техническая база для всех современных средств массовой информации, – пишет он. – Вот те фундаментальные открытия, которые стали вехами на этом пути: телеграф, ротационная типографская машина (1847г.), телефон (1870г.), беспроволочный телеграф (1922г.) и, наконец, телевидение (1930г.). В то же время крушение авторитетных королевств и империй ввело повсюду в моду – если не в силу – свободу самовыражения. Таким образом, назрела, наконец, вся совокупность материальных и политических условий для взрыва в области информации и произошел переворот в образе мыслей и действий людей. Из скудной информация становилась обильной, из запоздалой – мгновенной, из дорогостоящей – дешевой…»

7 мая 1895 г. началась эра радио. В этот день на заседании Русского физико-химического общества преподаватель Кронштадтского минного офицерского класса А.С.Попов сообщил о создании им средства для сигнализации без проводов с помощью электромагнитных волн – то, что мы называем теперь радиосвязью или просто радио. Работам Попова предшествовала длинная цепь научных открытий, сделанных англичанами М.Фарадеем и Дж.Максвеллом, немецким физиком Г.Герцем, французом Э.Бранли. Можно сказать, что изобретение радио, как и большинство других великих открытий в истории, было подготовлено всем ходом научно-технического развития человечества. И все же честь самого изобретения и его практического применения принадлежит, несомненно, русскому ученому, русской научной школе. Более чем через год после демонстрации Поповым своего прибора заявку на патент аналогичного изобретения подал итальянский исследователь Г.Маркони, много сделавший впоследствии для развития и широкого применения радиотехники, в частности для организации радиосвязи между Европой и Америкой.

Параллельно с радиотехникой с конца предыдущего столетия начинает развиваться кинематограф. Первый киносеанс, организованный братьями Люмьер в Париже 28 декабря 1895 г., назывался «Живая фотография». Это открытие особенно импонировало людям, вызвало кинолихорадку, продолжавшуюся десятки лет. Известно, что 85% всей информации человеческий мозг получает с помощью зрения и именно зрительные образы усваиваются им наиболее продуктивно. Недаром издревле говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Человечество постепенно подходило к открытию того средства коммуникации, которому было суждено стать самым сенсационным, а в перспективе – и самым массовым. Оно остается таковым и по сей день. Речь, конечно, идет о телевидении.

Многие ученые, особенно специалисты непосредственно в этой области, именно прогрессом коммуникации объясняли этапы развития человечества, а не, скажем, прогрессом промышленности или сельского хозяйства. Еще с 20-х – 30-х гг. ХХ века ряд ученых предсказывал закат «индустриальной цивилизации», приход «общества информации и услуг», выделение «информационного производства» в важнейший национальный продукт.

В середине века наибольший вклад в создание и развитие теорий «постиндустриального общества», «информационного общества» и другие схемы, где коммуникациям отводилась ключевая роль, в предсказании перспектив развития на этом направлении принадлежала таким ученым, как М.Маклюэн (Канада), Е.Масуда (Япония), Д.Белл и Э.Тоффлер (оба – США). Последний, например, видел в средствах коммуникации главный двигатель человеческого прогресса за всю его историю и называл нынешнюю информационную революцию «третьей волной» эволюции человеческой цивилизации. А Д.Белл предсказывал внедрение информатизации в развитие всех сторон жизни общества на основе компьютерных технологий и даже утверждал, что в будущем рынок будет заменен организованным обменом на основе компьютерных сетей.

Великий Альберт Эйнштейн говорил вскоре после Второй мировой войны: человечество пережило в 1945 году атомный взрыв, но к концу столетия ему предстоит пережить не менее важный – информационный взрыв. Он и начался вскоре после этих слов, с изобретением транзисторных радиоприемников, запуском искусственных спутников Земли, началом международного телевещания.

За несколько десятилетий (если перескочить из тех лет к сегодняшнему дню) сложилась следующая картина наличия на Земле традиционных средств массовой информации: телевизоров в мире сегодня – 1,2 млрд. штук, радиоприемников – более 2 млрд., ежедневных газет – около 10 тыс. названий, кинофильмов выпускается до 4 тыс. в год, суммарный тираж книг – около 10 млрд. экз. Некоторые телевизионные передачи, например финальные игры первенства Европы по футболу 2000г., смотрели более 7 млрд. зрителей на всех широтах, на первенстве было аккредитовано 5400 журналистов.

Созданную Тэдом Тернером ровно 20 лет назад программу CNN смотрят во всех странах одновременно десятки или даже сотни миллионов людей, которые моментально узнают о всех событиях в мире.

30 лет назад родилось еще одно информационное чудо – Интернет. В декабре 1969г. три компьютера в Калифорнии и один в штате Юта были соединены друг с другом. Этот момент может считаться официальным началом сети, которая постепенно превратилась в Интернет.

В 1989г. ученый-компьютерщик из Оксфорда Тим Бернерс-Ли изобрел новую технологию свободного доступа в Интернет – World Wide Web (Всемирная Паутина).

Существует множество определений, что такое Интернет – как совпадающих, так и противоречащих друг другу. Вот одно из них: «Это сложная транспортно-информационная система из грибовидных (дипольных) структур, шляпка каждой из которых (собственно диполи) представляет собой мозг человека, сидящего за компьютером, в совокупности с самим компьютером, который как бы является искусственным продолжением мозга, а ножки – например телефонная сеть, соединяющая компьютеры, или эфир, через который передаются радиоволны». (Басин М., Швилович И. Синергетика и Internet. – С.-Пб.: Наука, 1999, с. 29).

Появление Интернета породило массу публикаций, множество книг. Их авторы спорят не только о технических сторонах и перспективах, но и в более широком плане о воздействии компьютерной и информационной революции на жизнь человечества. Так, президенту корпорации «Интел» ближайшее будущее человечества видится следующим: 1 миллиард высокопроизводительных компьютеров, соединенных сетями и обеспечивающие триллионы надежных контактов по всему земному шару. Через эти сети будет осуществляться все: финансовые операции, образование, обмен научными открытиями и достижениями культуры, личная переписка, все заказы на продукты, билеты, сводки погоды, в общем – все. Один пример: в Великобритании в 2000г. 20% всех продаж производилось непосредственно через Интернет.

Меняется и образ жизни миллионов людей. В США, например, во многих средних и мелких фирмах до 90% сотрудников работают на дому, используя компьютерные терминалы. На Западе давно уже канули в Лету времена, когда говорилось о «пролетариате», о «классах» и «классовой борьбе», теперь здесь 2/3 рабочей силы заняты в информационно-сервисных секторах, и этот процесс продолжается. Считают, что число рабочих мест, связанных с Интернетом, вырастет к 2005 г. на 7%.

Публикуемые данные о том, сколько в мире пользователей Интернета, как и в целом компьютеров, заметно разнятся между собой. Считается, что в 2000г. пользователей Всемирной Паутиной должно быть около 450 миллионов на всем земном шаре. Однако для того, чтобы Интернет превратился в фактор прогресса, должен начать действовать закон больших чисел. Для этого, считают специалисты, количество пользователей должно достичь не менее 10% населения страны. По данным на конец 1998г., эта норма достигнута или превышена, т.е. Интернет уже превратился в неизбежную социальную реальность, в следующих странах: США – 40% взрослого населения, Канада – 36, Австралия – 28, Нидерланды – 22, Германия – 20, Великобритания – 20, Бельгия – 14, Южная Корея – 13, Япония – 12%. Заметим, что и эти данные за прошедшие два года устарели, цифры существенно выросли. В США считают, что Интернетом пользуются у них уже 50% взрослого населения. 10%-ный барьер преодолели Франция, Испания, Чили. Странным образом в этом списке опущены такие небольшие, но очень развитые, особенно в области компьютеризации, страны, как Финляндия (35% взрослого населения), Норвегия (32%), Исландия (45%), а также ряд других стран (Швеция, Дания и др.).

Считается, что к 2002г. число Интернет-пользователей во всем мире составит 1 миллиард (в 1993г. было 90 тыс.). Особенно быстро будет расти электронная торговля; в том же 2004г. она превысит 7 трлн.долл.

Но не только через Интернет ощущает простой человек информационную революцию. В последние годы наиболее бурное развитие получило уже становящееся привычным новейшее средство коммуникации – мобильные телефоны. Сегодня услугами сотовой связи пользуются 470 млн. чел., из них 150 млн. в Европе. К 2004г. число владельцев мобильных телефонов в мире достигнет 1 млрд. чел. По мнению аналитиков, буквально в течение первых десятилетий XXI века в развитых странах будет охвачено сотовой связью 60-90% населения.

К 2010г. оборот на мировом рынке телекоммуникаций прогнозируется на уровне 3,3 триллионов долларов.

В самое последнее время происходит еще один интереснейший и весьма перспективный процесс – соединение мобильных телефонов с Интернетом. «Мобильная революция» – называют это специалисты. Она отражает доминирующую мировую тенденцию – главным товаром становится информация, и телекоммуникационные инфраструктуры приспосабливаются к тому, чтобы максимально способствовать перемещению гигантских объемов информации, причем в самой удобной для потребителя форме. Соединение «мобильников» с Интернетом творит чудеса. В Германии, например, уже сегодня можно, находясь в движущемся автомобиле, вызвать на дисплей своего сотового телефона из Интернета список всех ближайших ресторанов и кафе, заказать себе столик и понравившиеся блюда.

Мобильные телефоны становятся неотъемлемой частью персонального компьютера, мобильная связь все теснее переплетается с Интернетом. Мобильный телефон превращается в передвижной офис.

По разным оценкам, уже через 3-4 года потенциал мобильного Интернета составит 300 млрд.долл. Его услугами будут пользоваться (опять удивительный разброс данных) от 150 до 700 млн. человек.

Говоря об Интернете, компьютерах, информационном взрыве в целом, следует признать, что Россия, к сожалению, сильно отстала в этой области, хотя в последнее время темпы информатизации и у нас быстро растут. Основная вина отставания уходит корнями в наше социалистическое прошлое, когда Норберта Винера и его вышедшую в 1948г. книгу «Кибернетика» (где он фактически провозгласил начало информационной революции) поносили у нас как «буржуазную лженауку», «мракобесие». На самом же деле Винер доказывал, что если в ходе первой, промышленной, революции человек увеличил свою силу (физическую) за счет машин, то в ходе второй – информационной революции он усилил свой интеллект с помощью компьютеров. И предела этому усилению интеллекта пока не видно, учитывая, сколь ничтожный процент клеток и потенциал своего мозга ныне использует человек. Особенно тот человек, который по сей день недооценивает или даже добавим, противится компьютеризации. А таких у нас еще не мало, кто не сознает, что основные беды нашей страны за последние десятилетия были вызваны тем, что мы выпали из мирового научно-технического прогресса.