- •Памятники градостроительства и архитектуры в историко-культурном туризме
- •Введение
- •Лекция 1. Основные понятия курса
- •Лекция 2. Памятники архитектуры и градостроительства
- •Лекция 3. Объекты культурного наследия как исторический источник
- •Лекция 4. История строительства и развития планировки городов прикамья.
- •Лекция 5. Культовая архитектура пермского края
- •Лекция 6. Традиционная деревянная архитектура пермского края.
- •Лекция 7. Промышленная архитектура пермского края
- •Лекция 8. Памятники истории и архитектуры перми
- •Лекция 9. Памятники истории и архитектуры перми. Лекция 2-я.
- •Лекция 10. Памятники истории и архитектуры соликамска.
- •Лекция 11. Памятники истории и архитектуры чердыни и ныроба.
- •Лекция 12. Памятники истории и архитектуры кунгура
- •Лекция 13. Памятники истории и архитектуры усолья
- •Лекция 14. Памятники градостроительства и архитектуры городов-заводов прикамья.
- •Лекция 15. Архитектурно-этнографический музей хохловка
- •Лекция 16. Использование объектов культурного наследия в историко-культурном туризме.
- •Заключение
- •Примерная тематика курсовых работ
- •1. Основная
- •2. Дополнительная:
Лекция 10. Памятники истории и архитектуры соликамска.
По богатству своего архитектурного наследия Соликамск не уступает городам Золотого Кольца, и лучшим доказательством этого является включение большинства объектов наследия в Государственный список недвижимых памятников градостроительства и архитектуры федерального значения. Соликамск, стоявший на Бабиновской дороге, связывавшей Европейскую Россию и Сибирь, в XVII-XVIII вв. был крупным экономическим и культурным центром. Отражением расцвета Соликамска и стал сформировавшийся здесь на грани XVII-XVIII вв. замечательный архитектурный ансамбль, сохранившийся поныне. Ядро города составляют четыре главных ансамбля: центральный, ансамбль на месте соликамского кремля, женский и мужской монастыри на бывших окраинах города. В городской ансамбль органически входили жилые каменные здания и деревянные промышленные здания соляных промыслов.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ посада расположился полукольцом вокруг Соборной площади. Очень разные по величине, оформлению фасадов, назначению здания расположены свободно, но и расчетливо: учтены и рельеф местности, и направление ветра, и вид с Усолки. Здесь находятся редкий по декоративной отделке Крестовоздвиженский собор, четкая вертикаль соборной колокольни, скромная, но уместная здесь Воскресенская церковь, величественный Троицкий собор. Замечательная своей отделкой Богоявленская церковь и воеводский дом замыкают ансамбль с востока. Существующий ныне зрительный разрыв между Богоявленской церковью и Троицким собором был заполнен жилым домом.
Троицкий собор (1684-1697) на подклете, с галереей, приделами и крыльцами поставлен на холме так, что он венчает центральный ансамбль Соликамска. Он очень сложен по композиции, но впечатления дробности не производит. Храмовые крыльца, ступенчатые подъемы с «ползучими» арками, храмовая галерея, алтарные полукружия, боковые приделы, постепенно повышаясь, зрительно подготавливают резкий подъем центральной части собора и вознесенного ввысь мощного пятиглавия. Главное в этом соборе — идея взлета, обращенности к небу, воплощенной в камне.
Богатое декоративное убранство храма также подчеркивает эту идею. Его вертикальное структурирование, килевидные кокошники окон, утонченный декор легких барабанов подчеркивают повышательное движение архитектурных форм. Каменные «гирьки», висящие посредине двойных кирпичных арок, визуально противоречат законам тяготения, тем самым создавая эффект, если не невесомости, то легкости огромного каменного здания.
Богоявленская церковь (1687-1695) замыкает полукружие центрального ансамбля с востока. Зодчий живописно сгруппировал разновеликие объемы в единое целое: в центре величавый главный храм, с востока — маленький алтарь, с запада — просторная трапезная и колокольня, с юга небольшой придельный храм во имя Владимирской богоматери.
Фасады центрального куба храма украшены затейливой резьбой. Северный вход оформлен уступчатыми рядами уходящих в глубину арок, которые искусно украшены поясками, полуколонками, различными жгутиками и орнаментом из плетенки, каменными бусинами. Большинство элементов узора повторяются в наличниках окон, но всякий раз по-новому. Разнообразнейшие фигуры, соединенные с абсолютным вкусом из одних и тех же декоративных элементов, создают впечатление стилевого единства. Вокруг всего храма идет пояс из архитектурных украшений, а под ними двойной ряд изразцов, украшенных причудливыми цветами и птицами, составляющий непрерывную красочную ленту — «рапорт». Ниже пущен жучковый орнамент, дополняющий игру цвета, игрой светотени. Межоконные проемы храма подчеркнуты двойными, а углы здания тройными кирпичными балясинами, точно выточенными из дерева – прием, почерпнутый из традиции деревянной архитектуры. Главный храм увенчан традиционным пятиглавием со стройными барабанами, которые украшены декоративными глухими арочками и изразцовыми поясками. Главы Богоявленской церкви были крыты муравленой черепицей.
Просторная трапезная связывает храм с шатровой колокольней, которую по желанию солепромышленника М. Суровцева для установки часов выстроили в три яруса. Композиция колокольни — «восьмерик на четверике», переход оформлен весьма оригинально: свободные углы заняты маленькими «крещатыми бочками». Декоративные приемы здесь использованы те же, что и в главном храме, но они более сдержаны.
Дом воеводы (1688) — древнейшее гражданское здание в Прикамье. По своему прямому назначению (как приказная изба) дом использовался вплоть до упразднения Соликамского воеводства в 1781 г. Внешний облик здания, размещение оконных проемов на фасадах не только подчинены роли дома в ансамбле, но и отражают его внутреннюю планировку. Здание прямоугольное с небольшим уступом на северной стороне. Строители использовали здесь традиционную планировку деревянных хором — так называемую трехкамерную связь. Роль сеней выполняют коридоры, связанные узкими внутристенными лестницами.
Каждый фасад дома решен оригинально, но между ними идет как бы перекличка: на южном и западном фасадах располагаются квартеты, а на восточном и южном — триады окон. Обработка порталов усложняется снизу вверх: порталы первого и второго этажей украшены порезками, под аркадным валом проходит ряд круглых бусин, спускающихся к боковым колонкам. Сочетание этих декоративных элементов и гладких строгих стен очень выразительно. Наиболее эффектно здание выглядит с юго-запада, с Соборной площади и реки.
Крестовоздвиженский собор (1698) расположен несколько в стороне от Соборной площади, в низине на берегу Усолки, но органично включается в композицию всего комплекса. Одноэтажный каменный храм расположен на подклете. Основной храм и трапезная — двустолпные, к ним примыкают одна пониженная абсида и притвор без колокольни. Подклет состоит из ряда «палаток» — сводчатых складских помещений с отдельными входами (в палатках хранились купеческие товары). При несколько архаичном решении плана зодчие внесли много оригинальных элементов в оформление фасадов. Главный храм со всех сторон опоясан аркатурой. Крупный рисунок деталей на гладкой стене при солнечном освещении придает особую нарядность всему зданию.
Соборная колокольня (1713) должна была служить звонницей для Троицкого и Крестовоздвиженского соборов, поскольку на ее строительство израсходована часть государственных средств, отпущенных по царскому указу для Троицкого собора. Построена колокольня на «палатах каменных» — двухэтажном кубе на подклете. В двух верхних этажах размещались магистрат, городская дума, суд и училище. В подклете, состоящем из восьми палаток (сводчатых складских помещений с отдельными входами), хранились купеческие товары. Это конструктивное решение не имеет подобных в древнерусской архитектуре. Соликамский зодчий блестяще справился с нелегкой задачей поставить меньший восьмерик на больший четверик при значительных высотах и того и другого.
Общая высота колокольни до основания креста достигает 60 м. По высоте башня делится на три части. Нижняя часть прорезана узкими окошками-впадинами. Они создают впечатление аркатурного пояса. Средняя часть состоит из волнистых лучей, напоминающих длинные языки пламени. Крестообразные ниши третьего яруса значительно облегчают верх восьмерика. Башня завершается аркадой и перекрывается тремя ярусами кокошников, расположенных вперебежку.
Воскресенская церковь (1714-1752) расположена между соборной колокольней и Троицким собором и была выстроена позднее всех сооружений древнего ансамбля посада. Если архитектурное убранство Рождественского придела (1721) еще напоминает о богатом декоре XVII в., то строгие наличники летнего храма (1752) свидетельствуют о резкой перемене вкусов, о новых влияниях в архитектуре послепетровского времени. До наших дней не сохранились главы обоих храмов и многоярусная колокольня. С утратой этого памятника «вся композиция ансамбля потеряла бы свой характер и смысл», — отметил исследователь древнего Соликамского ансамбля Ф.М. Тольцинер.
АНСАМБЛЬ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ замечательное произведение архитектуры, состоящий из Введенского и Преображенского храмов. Эти церкви украшены скромнее храмов центрального городского ансамбля, вероятно, из-за относительной скромности средств заказчика (Евдокии Щепоткиной) и условий женской обители.
Введенская церковь (1713) — небольшой зимний (отапливаемый) храм, без колокольни, с одним алтарем. Кажется, что постройка намеренно создана очень скромной. Соликамский зодчий олицетворил предание о введении богородицы во храм, используя исключительно архитектурные приемы. Среди других городских храмов церковь Введения — дитя посреди монастырского двора. Верх Введенской церкви «крестной», кровля крыта на четыре ската. Пропорции главы по отношению к величине здания усиливают сходство с ребенком. Большой знаток древнерусского зодчества Ф.Ф. Горностаев писал, что сравнительно скромный декор фасадов Введенской церкви производит «впечатление нежности кружевного узора при однообразии мотива».
Спасо-Преображенская церковь (1683-1692) каменная, пятиглавая расположена рядом с Введенской. С западной стороны к ней пристроен небольшой притвор с одноярусной шатровой колокольней. Кладка стен, наличники выполнены мастерски, но без бьющей через край художественной фантазии, которой блещут детали Богоявленской церкви. Церковь производит впечатление своей «монашеской» простотой. Строгий каменный шатер, увенчанный кирпичной главкой, и пять шлемоподобных глав основного храма подчеркивают гармоничную сдержанность постройки. Стараниями ученых удалось установить не только имя заказчика, но и зодчего – подмастерья Логинка Корсакова.
АНСАМБЛЬ НА МЕСТЕ СОЛИКАМСКОГО КРЕМЛЯ возник на месте сгоревших в 1672 г. городских укреплений, где были выстроены две отдельные церкви и колокольня. Нарядный летний храм, и более простой зимний хорошо дополняют друг друга. Высокая шестиярусная колокольня на низком четверике объединяет весь ансамбль.
Спасская церковь (1689) пятиглавая, одноэтажная, с двухсветным основным храмом и абсидой, без трапезной и колокольни. Наружные стены имеют богатую отделку из лекального и тесаного кирпича. Многие конструктивные и декоративные приемы сближают эту церковь с другими памятниками Соликамска (двустолпие, как в Крестовоздвиженском соборе, кокошники и наличники окон, изразцы в кокошниках и на барабанах глав, как в Богоявленской церкви). Однако она имеет очень простую композицию (отсутствует трапезная) и необыкновенно декоративна (сохранились остатки гирьки в алтарном окне). Алтарь имеет три полукружия, отделенные друг от друга кирпичной двухметровыми стенами с арками, что позволило в небольшом храме устроить (в алтаре) обособленные приделы — северный (Иоанна Богослова) и южный (Симеона Столпника).
Архангельская церковь (после 1712) зимняя, по сравнению с летней очень проста: одноглавая, одноэтажная. К основному храму примыкают с востока алтарная апсида, с запада — трапезная с папертью. Несложный рисунок карниза, строгие наличники — все подчинено одной задаче: оттенить великолепие летнего храма.
Тридцатиметровая каменная колокольня, достигавшая 30 м высоты, объединяла обе церкви в единый ансамбль. Восьмигранный столб хороших пропорций был установлен на низкий четверик. Ярус звона имел аркаду из трехлопастных арок. По сложности и совершенству — это второй ансамбль Соликамска.
ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится на левом берегу Усолки в западной части города, и прежде был живописно окружен густой зеленью. Его древние здания обнесены каменной стеной. Монастырь основан в конце XVI в. В 1764 г. он был упразднен, а в 1771 г. в него перевели Троицкий монастырь из села Истобенского на реке Вятке.
Вознесенская церковь (1704) каменная летняя построена на месте деревянной церкви, основанной еще в 1613 г. Одноглавая одноэтажная церковь стоит на подклете. Основной храм двусветный, к нему примыкают одна пониженная абсида и трапезная с притвором.
Несмотря на поздние перестройки, храм является замечательным памятником древнерусского зодчества с характерной для Соликамска XVII-XVIII вв. традиционной формой плана, точно найденным силуэтом здания и богатым арсеналом декоративных приемов. Великолепная обработка оконных проемов идентична наличникам Крестовоздвиженского собора.
Церковь Михаила Малеина (1731) построена на месте деревянной надвратной церкви. Поэтому особенностью постройки является расположение колокольни над основным храмом. Церковь не раз горела (1743, 1806). После пожара 1806 г. она 45 лет находилась в запустении, и лишь в 1851 г. был восстановлен нижний храм, а в 1852 г. — верхний. План и смету на поправку монастырской ограды составлял в 1846 г. строгановский крепостной архитектор Трофим Тудвасев.
ГРАЖДАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА Соликамска в лучших своих каменных образцах сложился в конце XVIII – начале XIX в., когда храмовые ансамбли уже были сформированы. Бабиновская дорога (как официальный путь в Сибирь) потеряла исключительное значение в 1764 г., Соликамск утратил значение транспортной развязки, но еще сохранял свою экономическую значимость.
Постройки Турчанинова – комплекс жилых зданий, возведенных в конце XVIII в. Их местоположение на плане и взаимное расположение в направлении центра посада представляет собой продуманную пространственную композицию. Облик домов претерпел существенные изменения, но без них невозможно получить полное представление о городском ансамбле Соликамска XVIII в.
Жилой дом по ул. 20-летия Победы, 95 (не позднее 1781). Здание двухэтажное, из большемерного (31,5х15х7,5 см) кирпича. Подклет перекрыт сводом. На втором этаже перекрытие деревянное. Довольно простые по рисунку профили выполнены из лекального кирпича. Архитектурная отделка — наличники окон и пилястры, — вероятно, не раз переделывалась.
Дом по ул. Советской, 47а (до 1770) состоит из двух смежных палат. Квадратные в плане, они перекрыты четырехсторонними сводами. В этом, очевидно, административном здании очень любопытно сочетание традиционных конструктивных приемов (сомкнутые своды с железными коваными затяжками, распалубки над окнами, акцентирование углов) с новыми веяниями — оформлением фасада упрощенной, но своеобразно трактованной ордерной системой (близкой к тосканскому ордеру). Все профили выполнены из лекального кирпича.
Дом по ул. Советской, 47. Западная часть здания имела два этажа — основной и подклет. Перекрытие над подклетом сводчатое, над основным этажом деревянное по балкам. Простые фасады декорированы лекальным кирпичом.
Дома начала XIX в. По конструкциям и планировке они близки жилым зданиям XVIII в., но в отделке фасадов уже проступают веяния нового. Эти дома характеризуются хорошими пропорциями, четкой композицией.
Жилой дом по ул. Заречная, 72. Дом построен или перестроен в 1807 г., о чем свидетельствует надпись, высеченная на среднем пилястре южного фасада. В планировочном решении чувствуется традиция деревянного зодчества. Жилые помещения в обоих этажах имеют деревянные перекрытия. Сени и северные палаты подклета и основного этажа покрыты цилиндрическими сводами. У оконных проемов на восточном фасаде сохранились остатки из кирпичного обрамления, с арочным верхом. Часть проемов находится на месте первоначальных, но меньшего размера. Профиль цоколя и карниза из лекального кирпича. Снаружи здание побелено. В интерьере сохранились изразцы разобранных голландских печей.
Жилой дом по ул. Карла Либкнехта, 60 (до 1830). Этот интересный дом на правом берегу Усолки, придающий кварталу неправильную форму — живой памятник перепланировки древнего города. Зодчие стремились сохранить связь новой застройки с природой, в частности, приспособить уличную сеть к изгибам реки. Архаичная форма плана вступает в явное противоречие с несколько модернизированным фасадом дома. Здание уникально по своей планировке и является редким памятником жилой архитектуры города начала XIX в.
