Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по ст. 264.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
218.62 Кб
Скачать

Нарушение правил эксплуатации тс

Эксплуатацию ТС можно определить как деятельность, которая направлена исключительно на обеспечение надлежащего технического состояния, технической исправности ТС, как совокупность технических условий по обеспечению транспортной безопасности. Именно в этом смысле категория "эксплуатация" используется в ст.ст. 264 и 268 УК РФ.

А нарушение правил Э. - нарушение требований, предъявляемых стандартами и нормами к обслуживанию таких средств и обеспечивающих безопасность их использования.

В бланкетную диспозицию ст. 264 УК РФ, так же как и в ст. 263 УК РФ, включена далеко не вся совокупность правил эксплуатации, содержащихся в соответствующих нормативных актах, а только те, которые выражают основную задачу (цель) этой статьи ( так же , как и в ст. 263 – Э.).

Правила эксплуатации  механических транспортных средств также можно классифицировать на две группы и в зависимости от наличия либо отсутствия связи правил эксплуатации ТС с безопасностью дорожного движения: 1. правила эксплуатации, непосредственно связанные с безопасностью движения и 2 . правила эксплуатации, непосредственно не связанные с безопасностью движения:

1. правила эксплуатации, непосредственно связанные с безопасностью движения транспорта

Виновный может подлежать ответственности по ст. 264 УК РФ, если он нарушил

  1. правила эксплуатации именно механических ТС, их деталей, агрегатов. Нарушение правил эксплуатации, к примеру, светофоров, систем сигнализации железнодорожных переездов, иных объектов дорожно-эксплуатационной сети, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, но может при наличии к тому оснований квалифицироваться по ст.ст. 267, 268 или другим статьям УК РФ.

  2. является именно лицом, управляющим ТС. Исключает ответственность: 1. Нарушение правил эксплуатации транспорта иным лицом (не осуществляющим управления его движением) исключает применение ст. 264 и при наличии к тому оснований влечет ответственность по статьям УК РФ о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта либо против жизни и здоровья. 2. Нарушение одних лишь правил Э. без управления самим транспортным средством ( в отличие от ст. 263 УК) лежит за рамками данного состава П9.

  3. диспозиция ст. 264 УК РФ включает в себя только ту часть правил эксплуатации транспорта, нарушение которых создает угрозу транспортной безопасности. К таким правилам эксплуатации следует отнести совокупность требований и предписаний:

  • о содержании в технически исправном состоянии деталей и агрегатов транспортного средства, обеспечивающих безопасность перемещения (тормозной системы, системы рулевого управления, колес и шин, световых и светосигнальных деталей, омывателя лобового стекла, запирающих устройств дверей и бортов кузова, буксировочных и сцепных устройств);

  • о надлежащем размещении груза и недопущении перегруза транспортного средства;

  • о надлежащем техническом обеспечении буксировки ТС;

  • о перевозке опасных, тяжеловесных и громоздких грузов, а равно пассажиров на рельсовых и безрельсовых маршрутных ТС;

  • управление ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также в болезненном или утомленном состоянии и т.д.

Например,

Верх-Исетским районным судом г. Екатеринбурга был осужден Д., который нарушая п.2.3.1 ПДД РФ, управляя технически неисправным автобусом, движение на котором запрещалось в связи с имевшимися техническими неисправностями, в частности, рабочей тормозной системой, в соответствии с требованиями п.1.3 ПДД РФ, являясь участником дорожного движения, и, был обязан знать и соблюдать относящиеся к нему требования Правил, перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. При этом Д. имел возможность своевременно обнаружить перечисленные неисправности и, зная, что движение с имеющимися на автобусе неисправностями категорически запрещалось, в нарушение п. 1.5 ПДД РФ, создавая реальную опасность для жизни и здоровья других участников дорожного движения, проявляя преступную небрежность, следовал на этом технически неисправном  автобусе по проезжей части.  

Подъезжая к перекрестку, Д. обнаружил пешехода М., пересекавшую проезжую часть справа налево по ходу движения автобуса. В соответствии с п.10.1 ПДД РФ, Д. применил экстренное торможение, но, в силу имеющейся неисправности рабочей тормозной системы, в совокупности с применением небезопасного маневра поворота автобуса влево с выездом на встречную полосу ( в нарушение п.9.1 ПДД РФ) , допустил наезд  на пешехода М.

Если бы Д. двигался на технически исправном автобусе со скоростью 30-35 км/ч, то в условиях данного происшествия водитель располагал бы технической возможностью предотвратить наезд на пешехода экстренным торможением с момента реакции на опасность.

В результате преступных действий Д., нарушившего п.п. 2.3.1, 1.3,1.5, 9.1 ПДД РФ, пешеходу М. был причинен тяжкий вред здоровью, от которых она скончалась.

Соответственно, УО по ст. 264 УК РФ исключается в случаях нарушений правил эксплуатации, прямо не связанных с транспортной безопасностью, хотя бы эти нарушения непосредственно касались самого транспорта или были допущены в процессе его движения:

1) использование ТС, создающего угрозу окружающей среде (в частности, когда содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом);

2) использование ТС , не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственный тех. осмотр, с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков, имеющего скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов, водителем, не имеющим при себе необходимых документов, без медицинской аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки и других специальных средств, предназначенных для устранения или минимизации возможных последствий дорожно-транспортного происшествия или предупреждения об опасности, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов и т.п.;

3) нарушения, допущенные при ремонте ТС, его хранении, в процессе осуществления погрузочно-разгрузочных работ, при производстве горных, дорожных, промышленных, сельскохозяйственных, строительных и других работ, не имеющих своим основным назначением перемещение (перевозку) пассажиров и грузов. Нарушение указанных правил эксплуатации ТС квалифицируется также , как при Нарушении правил Э., которая связана с обеспечением ИНЫХ ФУНКЦИЙ деятельности Т. на иных видах Т. – 6 вариантов кв. ( см. тему : ст. 263 УК РФ).

Необходимо отметь, что ряд нормативных предписаний в области транспортной безопасности содержит требования комплексного характера, относящиеся как к эксплуатации, так и движению. К примеру, п. 2.3.1 ПДД запрещает движение при неисправной тормозной системе.

Правила же эксплуатации, содержащиеся в приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, устанавливают, при каких технических условиях считается, что автомобиль имеет неисправную тормозную систему. К таковым условиям относятся , например случаи, когда

  • тормозной путь менее 14,7 м,

  • или установившееся замедление менее 5,8 м/с2 для легковых автомобилей (п. 1.1 Основных положений),

  • или нарушена герметичность гидравлического тормозного привода (п. 1.2 Основных положений) и др.

По сфере действия правила эксплуатации механических ТС можно условно классифицировать на следующие виды:

  • общие - те, которые действуют в отношении всех механических транспортных средств на всей территории РФ. К ним относятся Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (с приложением перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств), утвержденные постановлением Правительства РФ 23 октября 1993 г.; Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденные приказом Министерства транспорта РФ 9 марта 1995 г. и др.

  • типовые , т.е. правила эксплуатации моделей ТС и их модификаций - такие, которые определяют правила эксплуатации определенного типа ТС. Эта разновидность правил эксплуатации содержится, в частности, в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном приказом Министерства транспорта 8 января 1997 г. К правилам эксплуатации моделей транспортных средств и их модификаций следует отнести правила эксплуатации определенного вида (модели, модификации) транспортного средства, агрегата транспортного средства или его детали. Так, предприятия-изготовители издают руководства и инструкции по эксплуатации каждой модели (и их модификации) легкового автомобиля, выпускаемого на территории России.

  • Специальные - такие правила эксплуатации, которые обеспечивают транспортную безопасность на определенной территории, местности, предприятии или связаны с особенностями перевозки отдельных грузов и пассажиров. Это, к примеру, Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (приказ N 73 Минтранса РФ от 8 августа 1995 г).; Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ( приказ Минтранса РФ 27 мая 1996 г.; Типовая инструкция N 20 по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (ТОЙ Р-200-20-95) : приказ N 16 Департамента автомобильного транспорта РФ 27 февраля 1996 .

Преступные последствия.

В ч. 1 ст. 264 УК РФ к ним отнесен тяжкий вред здоровья (Правила его определения и критерии установлены Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 52210 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»).

На практике нередко возникают ситуации, когда в результате транспортного преступления вредные последствия различной степени тяжести причиняются нескольким потерпевшим. ПП ВС РФ от 9.12. 2008 г. ( п. 9, 10, 15) разъяснил, что в «тех случаях, когда в результате ДТП пострадало два и более человек, действия лица, нарушившего правила ДД при управлении транспортным средством, подлежат квалификации по той части статьи 264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 17 УК РФ совокупностью преступлений признаются только те действия (бездействие), применительно к которым признаки преступлений предусмотрены двумя или более статьями УК РФ.

Если из-за нарушения ПДД или Э. ТС по неосторожности был одновременно причинен ТВЗ нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 264 УК РФ.

Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим ТС, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности, поездка на мотоцикле без мотошлема и т.п.), эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание, за исключением случаев, когда водитель не выполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (пункт 2.1.2 Правил).

По совокупности преступлений деяния с  указанными различными последствиями должны квалифицироваться лишь в тех случаях, когда они совершены в разное время и наступившие последствия явились результатом нескольких взаимно не  связанных нарушений правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Проблема !

В настоящее время ( после того, как ФЗ РФ от 8.12. 2003 принята новая редакция ч.1 ст. 213 К РФ. С признаками оружия и проч., а была редакцияч – без этих признаков) не ясно, как квалифицировать подобные случаи ( ранее квалифицировались как идеальная совокупность ч. 1 ст. 213 и ч. 1 ст. 264 УКРФ):

Например, М., управляя в нетрезвом состоянии автомашиной ЗИЛ-130, из хулиганских побуждений на большой скорости начал преследовать автомашину ГАЗ-53, заезжал то справа, то слева от нее, чем подвергал опасности находившихся в машине людей. При очередном обгоне М., подставив задний борт своей машины, ударил в левый борт автомашину ГАЗ-53. От полученного удара она съехала в кювет, а находившимся в кузове пассажирам были причинены телесные повреждения различной степени тяжести.

В тех случаях, когда лицо, управлявшее ТС, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК РФ о преступлениях против личности.