7.Сегодняшняя монархия.
Сегодня в мире 43 монархических государства: от второй по величине в мире Канады до крошечных Ватикана, Монако или Бутана. То есть каждое пятое государство мира. ООН оценивает уровень жизни как «выше среднего» в 64% монархических государств и лишь в 26,5% республик. Среди десяти самых благополучных государств мира восемь монархий: Швеция, Австралия, Люксембург, Норвегия, Канада, Нидерланды, Япония, Дания. Среди десяти самых благоприятных стран мира для ведения бизнеса семь монархий: Новая Зеландия, Канада, Норвегия, Австралия, Дания, Великобритания и Япония.
По уровню жизни в среднем монархии превосходят республики в 5 раз. Уровень преступности в среднем по республиканским странам в 5,5 раз выше, чем среди монархий. Три наименее криминализированные страны мира – монархии (Катар, Саудовская Аравия и Япония), а среди 40 самых криминальных стран мира только три монархии (Ямайка, Таиланд и Папуа-Новая Гвинея), то есть 7,5%. По уровню развития инноваций первые три места в мире занимают монархические государства: Нидерланды, Бельгия и Япония.
Монархисты за последнее время одержали ряд убедительных побед на самых различных выборах. В 1999 году на референдуме в Австралии народ с огромным перевесом голосов высказался за сохранение монархии. Монархию учредило Западное Самоа. На референдуме в 2003 году жители Лихтенштейна высказались за расширение полномочий своего Князя и усиление монархической власти.
В России
Организации и партии, выступающие за возрождение монархии в России: «Всероссийский Монархический Центр»[7], «Российское Монархическое общественное Движение»[8], «Российский Имперский Союз-Орден», «Память», «Союз Русского Народа», «РНЕ» (газета «Евпатий Коловрат» № 48), «Чёрная сотня», Ячейки Национал-Синдикалистского Наступления. Популяризация монархических идей содержится в «Проекте РОССИЯ», «Русской Доктрине» и в программе общественного движения «Народный собор».
Сегодня среди монархистов в России нет единого мнения относительно того, кто имеет права на российский престол и c помощью каких юридических процедур возможно возвращение к монархии. В российском монархическом движении можно условно выделить кириллистов, соборников, легитимистов-центристов. Основное различие между ними заключается как в отношении к проблеме престолонаследия, так и в преемственности национального права. «Кириллисты» признают права на престол за потомками Великого Князя Кирилла Владимировича — двоюродного брата Николая II. В настоящее время это Великая Княгиня Мария Владимировна и её сын Георгий Михайлович. Права этой ветви дома Романовых на российский Престол «кириллисты» обосновывают законом Российской империи о престолонаследии и Соборной клятвой 1613 года. В противовес им, «соборники» указывают, что за прошедшее с 1917 годавремя обстоятельства поменялись настолько кардинально, что сейчас уже нельзя руководствоваться данными законами. Основываясь на том, что в 1905 году Николай II намеревался лишить Кирилла Владимировича всех прав члена Императорской фамилии (включая права на наследование Престола)[9], а также на поведение Кирилла Владимировича во времяФевральской Революции[10], когда он демонстративно прикрепил красную ленточку, «соборники» не признают за его потомками прав на престол и полагают необходимым созыв Всероссийского Земского Собора, который определит новую династию.
Легитимисты-центристы, в основном представители Всероссийского Монархического Центра и др., к которым относятся, как правило, профессиональные российские юристы, историки, философы, прежде всего указывают на необходимость восстановления работы Всероссийского учредительного собрания, которое определит форму правления и решит вопрос правопреемства российского национального законодательства. Прежде чем поднимать вопросы о каких-либо кандидатах, легитимисты-центристы убедительно считают, что необходимо в первую очередь восстановить правопреемство России и Российской Империи, решить основополагающие юридические вопросы воссоздания монархической государственности, потому как на данный момент времени Российская Федерация имеет республиканскую форму правления и престола как такового не имеет.[7]
В сентябре 2006 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос на указанную тему[11].
Вопрос о восстановлении монархии считают актуальным 10 % опрошенных. Примерно столько же (9 %) считают монархию оптимальной для России формой правления. В случае всенародного голосования по данному вопросу, 10 % опрошенных отдали бы свои голоса в пользу монархии, 44 % проголосовали бы против, 33 % проигнорировали бы референдум. При этом, в случае, если на трон будет претендовать «достойный кандидат», в пользу монархии высказываются до 19 % опрошенных, ещё 3 % — сторонники монархии, уже определившиеся с личностью монарха.
В целом, монархические настроения сильнее среди лиц с высшим и незаконченным высшим образованием, чем среди лиц со средним и незаконченным средним[11]; сильнее у москвичей и петербуржцев, чем у жителей других городов[11].
В 2009 году один из ведущих американских центров изучения общественного мнения Pew Research Center провел социологическое исследование, приуроченное к 20-летию паденияБерлинской стены. Как сообщается, до 47 % опрошенных россиян согласились с тезисом, что «для России естественно быть империей»[12][13].
[править]На постсоветском пространстве
Наиболее
сильны монархические тенденции
в Закавказье.
В Грузии монархические традиции восходят
к периоду эллинизма. Династия Багратионов
оставили в народном сознании доброе
наследие, которое длится в Грузии даже
в современную эпоху. Качества и символы,
связанные с монархией Багратиони
сыграли решающую роль в становлении
грузинской нации и последующее
строительство национальной
истории. Монархизм
в Грузии имеет
глубокие корни. 8
февраля 2009
года в
столице Грузии Тбилиси, в соборе св.
Троицы состоялось венчание представителей
двух ветвей царского рода Багратиони — Давида
Багратиони-Мухранского и
Анны Багратиони-Грузинской
(Картли-Кахетинской)[14] Нынешний
президент ГрузииМихаил
Саакашвили нередко
заявлял о своей принадлежности к роду
Багратиони по женской линии.
В Беларуси политические
организации, имеющие цель свергнуть
или изменить существующий конституционный
строй (в том числе монархические),
официально запрещены.
По
мнению ряда аналитиков, предпосылки к
переходу к конституционной монархии
и практические шаги в этом направлении
наблюдаются в Литве[15].
[править]В Европе
Почти во всех европейских республиках, когда-либо бывших монархиями, существуют и имеют некоторое влияние монархические партии. В то же время в европейских монархиях есть сильные республиканские тенденции.
В
Великобритании ряд социалистических организаций
предлагают упразднить должности
короля/королевы и Принца Уэльского и
ввести должность президента,
переименоватьСоединённое
Королевство Великобритании и Северной
Ирландии в
Британскую Федерацию.
В Испании также
существуют партии, которые предлагают
вынести на референдум вопрос о
восстановлении республики.
В Швеции сильны
республиканские настроения как в левых,
так и в центристских кругах.
В Черногории, 12
июля 2011
года, Скупщиной был
принят закон «О
статусе потомков династии
Петровичей-Негошей»[16],
признавший официальный статус потомков
Черногорского королевского дома и
предоставивший Николе
Петровичу-Негошу,
старшему наследнику династии мужского
пола, статус «Представителя
потомков династии».
Во многих странах, которые с момента образования до настоящего времени были республиками (Швейцария, Словакия, Сан-Марино), вопрос о введении монархической формы правления не ставится.
[править]В Азии
Монархисты
сильны в исламских странах.
В Китае, Вьетнаме, Лаосе и КНДР монархические
взгляды диссидентов связаны
с антикоммунизмом.
24
сентября 1993
года,
через 14 лет после свержения маоистов,
в Камбодже была
восстановлена монархия — королём
стал Нородом
Сианук.
28
мая 2008
года решением Учредительного
Собрания Непала король Гьянендра был
низложен, а Непал стал
Федеративной Демократической Республикой.
В Таиланде в
ответ на попытку ограничить монархию
начались промонархические выступления
по всей стране. Впоследствии
началась гражданская
война (см. Политический
кризис в Таиланде (2008))
31
марта 2011
года захваченная Аль-Каидой мухафаза
Абьян объявлена
независимым «исламским эмиратом».[17]
[править]В Африке
В 2010 году появились
сообщения о возможности коронации
нынешнего президента Гамбии Яйя
Джамме[18].
