Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Еліта-пряжніков-підр.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
2.3 Mб
Скачать

19.3. Элитарен ли Иисус Христос?.. «Внешняя свя­тость» и «внутренняя элитарность»

О достаточно сложных представлениях о взаимоот­ношении элитарного и священного (божественного) го­ворят результаты одного нашего несложного исследова­ния. В первой группе мы предложили обследуемым сту­дентам оценить и выписать в убывающем порядке «са­мых элитарных» исторических персонажей и литератур­ных героев по своему усмотрению. Практически никто (кроме двух случаев — около 3% от общего числа опро­шенных) не назвал Иисуса Христа или Бога. Но когда в другой группе таких же студентов было предложено оце­нить «степень элитарности» по заранее составленному перечню персонажей, куда был включен и Иисус Хрис­тос, то у подавляющего большинства опрошенных (у 95%) он уверенно возглавлял список. Когда мы обрати­лись к самим студентам с просьбой объяснить, почему в первом случае о Христе большинство даже не вспомни­ли, многие сказали, что «даже не подумали о том, что И исус Христос может быть назван «элитой» (см. подроб­нее — главу 21)...

Еще ранее, при рассмотрении психологических гра­ниц «пространства» элитарности (см. главу 9), было по-

13*

387

казано, что «верхней границей» такого «пространства» как раз и является «божественное», тогда как «нижней границей» — откровенное слабоумие. Но как отмечалось в главах 6-й и 16-й, между гениальностью и слабоумием (безумием), а также между развитым интеллектом и глу­постью существуют очень непростые и даже парадокса­льные взаимоотношения. Но еще более сложные взаи­моотношения существуют между «божественным» и «слабоумным», ведь недаром во многих религиях к сла­боумным относились как к «Божьим людям».

Интересные размышления по поводу возможного соотношения «святости» и «юродства» можно найти у М.А. Рюминой: «Источник выбора юродского жития, по-видимому, лежит в древнем библейском образе «не­винного страдальца»... Самым безгрешным страдальцем был Богочеловек Иисус Христос... строго говоря, в зем­ной жизни Иисуса Христа нельзя усмотреть проявления юродства, так как он никогда не выдавал себя за другого и никого этим не искушал. Он никогда не лгал, но гово­рил вещи, столь выпадающие из общего ряда истин, что апостол Павел имел полное право сказать: «Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти ве­рующих» (Рюмина, 1993. С. 200—201).

При этом само юродство рассматривается как «скры­тый подвиг», не предполагающей награды или почестей при жизни, что и превращает юродивого в «святого». Ес­ли обозначить разницу между «юродством» и «шутовст­вом», то оказывается, что «шут лечит пороки смехом», а «юродивый провоцирует к смеху аудиторию, перед кото­рой разыгрывает свой спектакль». Но когда юродивый разыгрывает этот спектакль, то «смеяться над ним могут только грешники, не понимающие сокровенного, душе­спасительного смысла юродства». «Рыдать над смеш­ным - вот благой эффект, к которому стремится юроди­вый», — пишет М.А. Рюмина (Рюмина, 1993. С. 203—204). Но как уже отмечалось, никогда не смеялся и сам Иисус Христос, потому что «он был, в отличие от всех людей, безгрешен» (там же. С. 121).

Для рассмотрения соотношения элитарного и священ­ного можно было бы построить новое «пространство», образуемое на пересечении двух осей. Первая ось — ось «святости», где на одном полюсе находится «внешняя святость», а на другом полюсе — «внутренняя святость».

388

Сама «святость» понимается как «полная безгреш­ность». «Внешняя святость» — это образец, пример без­грешной жизни, который и продемонстрировал миру Иисус Христос, т.е. это святость — для других как обра­зец и пример для подражания. «Внутренняя святость» — это своя собственная убежденность в своей полной «без­грешности», когда ни одна часть души (или тела) не мо­жет быть названа несовершенной...

Вторая ось — ось элитарности, на одном полюсе ко­торой находится «внешняя" элитарность», а на другом — «внутренняя элитарность». Напомним, что сама идея элитарности имеет смысл, когда имеется иерархия ка­ких-то ценностей, т.е. признается, что имеется что-то более совершенное, а что-то — менее совершенное. «Внешняя элитарность» — это демонстрация своего пре­восходства по каким-то конкретным параметрам (в от­личие от «святости», здесь возможно и какое-то несо­вершенство по другим параметрам, что часто и позволя­ет элите оправдывать свои пороки), а также реальное по­ведение (и вся жизнь), позволяющее занять человеку определенное место в общественной иерархии. «Внут­ренняя элитарность» — это иерархия ценностей и смыс­лов в душе конкретного человека, когда он способен для самого себя разобраться, что для него лично является бо­лее важным, а что — менее важным. Нередко «внутрен­няя элитарность» позволяет самому человеку увидеть несовершенство (или дисгармонию) своей собственной души или ее отдельных составляющих и стать основой для подлинного самосовершенствования.

Если в таком условно обозначенном «пространстве» попытаться расположить различных людей и самого Господа Бога, то могло бы получиться примерно следу­ющее. На пересечении крайних точек «внешней свято­сти» и «внутренней элитарности» можно было бы помес­тить Господа Бога, который, оставаясь для многих людей «безгрешным» (точка «внешней святости»), тем не менее для себя осознавал бы несовершенство окружающего мира, который он сотворил. А если учесть, что «сотворил Бог людей по Своему образу и подобию» (Библия, Бы­тие, 1:22-2:13, 1998. С. 2;) и что «Богживет» в каждом че­ловеке, «кто соблюдает заповеди Божьи» (там же, 1-е Иоанна, 3:19-5:5. С. 1044), то дела и проблемы людские он так же переживает, как и свои собственные, иначе он не способен был бы на сострадание и «всепроникаю-

389

щую» любовь. Можно также предположить, что для са­мого Господа Бога высшими «иерархами» его собствен­ной души были бы Совесть, Любовь к миру и Доброде­тель. Но раз мы можем допустить иерархию души самого Бога, то тогда мы вправе говорить и о «внутренней эли­тарности», о которой, правда, не должны знать те, кто убежден в полной, абсолютной, т.е. и внешней, и внут­ренней, «безгрешности» Господа Бога. Поэтому мы мо­жем лишь предполагать существование Его «внутренней элитарности».

Ближе к точке «внешней элитарности» можно распо­ложить псевдоэлиту. Причем если псевдоэлита стремит­ся подчеркнуть свою «внешнюю святость» («безгреш­ность»), т.е. продемонстрировать свою сопричастность к самым высшим и влиятельным силам, то можно гово­рить о ее хитрости и манипулятивности по отношению к тем массам, которые ей удается таким образом «очаро­вать» и обмануть. Но ведь еще в книгах Нового Завета сказано: «Если мы говорим, что безгрешны, то обманы­ваем себя, и нет в нас истины... Если мы говорим, что безгрешны, то превращаем Бога в лжеца и не принимаем его послание» (Библия, 1-е Иоанна, 2:18-3:18). Если псевдоэлита больше тяготеет к точке «внутренней свято­сти», т.е. сама себя убеждает в своей «безгрешности», то тогда это можно было бы соотнести с откровенной глу­постью (более подробно о психологическом «феномене дурака» — см. главу 16). В этом случае представители та­кой псевдоэлиты просто превращаются в самодоволь­ных «жлобов», уверенных в своей «непогрешимости» и «благополучии» даже тогда, когда они выстраивают свое «благополучие» за счет страданий окружающих людей (в этом суть «жлобовства»).

Если же говорить о настоящем слабоумии, то таких людей можно было бы поместить на противоположном полюсе по отношению к Господу Богу, т.е. на пересече­нии крайних точек «внешней элитарности» и «внутрен­ней святости». «Внешняя элитарность» таких людей объясняется их явно необычным поведением и внешним видом, т.е. откровенной «антимассовостью», а «внут­ренняя святость» вполне объясняется тем, что в силу своей интеллектуальной ущербности они вряд ли могут понять Священное Писание и потому могут быть про­щены... Но то же самое можно было бы сказать и в отно­шении самодовольного «жлоба», также не способного

390

понять, а главное — принять душой сакральный смысл Священного Писания.

Наконец, подлинную элиту можно было бы поместить ближе к «внутренней элитарности», ибо только настоя­щая элита способна к нравственной рефлексии, т.е. спо­собна выстраивать в своей душе и сознании иерархии смыслов и ценностей и остро переживать несовершенст­во отдельных частей своей души. При этом для подлин­ной элиты скорее всего чужда уверенность в собствен­ной «святости» (на нашей условной схеме — это точка «внутренней святости»), хотя в сознании некоторых лю­дей представители подлинной элиты могут наделяться чертами «непогрешимости» (на схеме — это ось «внеш­ней святости»). И в этом смысле человек, действительно претендующий на подлинную элитарность, в чем-то приближается к Самому Господу Богу, и иногда, не обя­зательно даже отцы церкви, но и окружающие его люди объявляют такого человека «святым». Поэтому и в Писа­нии сказано, что «тот, кто делает людей святыми, и те, кто становятся святыми, — одного происхождения», «вот почему Иисусу не стыдно называть их братьями и сестрами» (Библия, К евреям, 2:4—3:10. С. 1122).