Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС 2 семинар.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
94.72 Кб
Скачать

3.2. Особенности социальной структуры Древней Индии

Сложившаяся в Древней Индии в ведический период соци­альная структура общества представляла собой наиболее закон­ченный вариант социальной стратификации в древнем мире. Основными стратами были четыре варны (санскр. — категория, качество), каждая из которых представляла собой одно из наи­более многочисленных сословий, оформившихся в период раз­ложения первобытнообщинного строя.

Варны составляли главные ступени социальной лестницы древнеиндийского общества, каждая из них имела четко опреде­ленный статус, санкционированный властно-идеологическим ме­ханизмом. Происхождение варн трактовалось с точки зрения официальной религии, связываю­щей общественный строй с незыблемыми основами мироздания (создание варн верховным божеством древнеиндийского пантеона — Брахмой, «ради процветания миров»). Само возникнове­ние варн преподносилось в наивно-материалистическом смысле. Согласно ведам основные элементы космической и социальной организации возникли в результате жертвенного расчленения Пуруши (первочеловека — инертной, многосоставной первожертвы). Так, каждой варне соответствовала определенная часть тела Пуруши (Брахмы), причем социальная иерархия увязыва­лась с традиционной для древних религий оппозицией верха и низа, а также цветовой иерархией.

Брахманы по преданию произошли из уст Пуруши. Они сто­ят на высшей ступени древнеиндийского общества, (ст. 96—97 за­конов Ману). Это жреческая аристократия. Основное занятие брахмана — изучение священных книг, суд, управление, выра­ботка законов. Он может пользоваться всем, что видит и что по­желает. Его цвет белый. Единственные наказания для брахмана — изгнание и острижение.

Кшатрии, произошедшие из рук Пуруши, — представители светской аристократии. Из ее среды выходили цари, военачаль­ники, сановники. Они носили одежды красного цвета.

Вайшьи, произошедшие из бедер божества, были крестьяна­ми, ремесленниками, торговцами. Их цвета желтый и синий.

Шудры, произошедшие из ступней Пуруши, могли быть обнищавшими крестьянами, оказавшимися вне общины, т.е. при­шлые люди, отпущенные на волю рабы. Шудры находились на полузависимом положении. Они могли иметь семью, их дети могли наследовать имущество, но их нельзя было убить произ­вольно, как рабов. При благоприятном стечении обстоятельств у шудров была возможность разбогатеть, во всяком случае закон­ных препятствий к этому не существовало, и тем не менее они не были вполне свободны. Их можно было продавать и поку­пать, но даже отпущенные на волю, были зависимы от хозяина. Фактически каждая варна представляла собой замкнутое со­словие с четко определенным профессиональным, экономиче­ским и т.д. статусом. Варновый статус передавался по наследст­ву и не мог быть изменен. Члены первых трех варн относились к «дважды рожденным», поскольку в отличие от шудр и представи­телей нижестоящих сословных групп они проходили в детстве особый религиозный обряд, считавшийся вторым рождением.

Вне варнового строя находились представители низших со­циальных групп — чандалы, швапачи и др., на которых было воз­ложено выполнение работ, позорных для всех варн (умерщвление осужденных преступников, уборка нечистот и т.д.). Представите­лям варн было запрещено всякое общение с этими людьми, ко­торые не могли жить в их селениях, иметь собственность (кроме особо оговоренной в законе) и т.д. Для обозначения всех ино­странцев, чуждых культуре и религии индоарийцев, использовал­ся термин «млеччха» (санскр. — инородцы, дикари, варвары).

Рабство не получило в Индии большого распространения, большую часть рабов (даса; первоначальное значение — чужак, враг) составляли пленники, захваченные в военных походах. Бы­ло семь категорий рабов: захваченные под знаменем; раб за со­держание; рожденный рабом; купленный; подаренный; перешед­ший по наследству; раб в силу наказания. По своему статусу раб представлял собой двипада (двуногое), ничем не отличался от ра­бов в других регионах Древнего мира и приравнивался к домаш­нему скоту (чатушпада — четвероногий).

Хотя смешанные браки представителей разных варн запреща­лись, тем не менее имели место случаи рождения детей, родители которых принадлежали к разным варнам. Так, в Артхашастре приведена довольно подробная классификация смешанных каст, возникших согласно официальной религиозной теории от брач­ных связей лиц разных варн. Рожденные «в правильном поряд­ке», т.е. отец принадлежал к более высокой варне, чем мать. К ним относились амбаштха (от брахмана и вайшийки), нишада или парашава (от брахмана и шудрянки), угра (от кшатрия и шудрянки). Рожденные «против правильного парядка» (отец ниже по варне): айогава (от шудры и вайшийки), кшаттар (от шудры и кшатрийки), чандала (от шудры и брахманки), магадха (от вай­шьи и кшатрийки), вайдехака (от вайшьи и брахманки), сута (откшатрия и брахманки) и т.д. Потомки этих бастардов также име­ли свои названия: вайна (от женщины вайдехака и амбаштхи), кушилава (от женщины амбаштха и вайдехаки), швапака (от женщины кшаттар и угры).

Дифференциация была одним из принципов образования каст (джати — род, рождение, происхождение). Однако фактически происхождение джати было более сложным и многоплановым явлением. Джати возникали как социальные группы: определен­ных территорий (магадха — житель Магадхи); отдельных племен (амбаштха, нишада)\ профессионального (кушилава — актер) или социально-политического происхождения (сута — придворные сказители и колесничие). Кастовое деление не только юридически закрепляло строгое социальное размежевание, но и создавало определенную социально-психологическую атмосферу в индий­ском обществе вокруг представителей различных каст. Так соз­давалось пренебрежительное отношение к людям определенных профессий, принадлежащих к касте неприкасаемых.

Джати — более точное и конкретное, чем варна, определение социально-профессионального сообщества. Традиционные за­коны чистоты требовали, чтобы каждая джати не имела соци­ального взаимодействия с другими, особенно совместных трапез и перекрестных браков. Надо полагать, что такое разделение людей наряду с другими факторами (переселение душ и др.) объ­ясняет и то, что в Индии практически отсутствовали крупные вы­ступления социальных низов, как это было в других государст­вах Древнего мира, да и в последующие периоды.

В то же время эта система обеспечивала высокий стандарт профессионального мастерства, чувство принадлежности каждого к сообществу, целостность семьи и религиозно-культурную пре­емственность. Так, до настоящего времени существует большая группа людей, называемых чандалами, джатихитами, хариджана­ми, составляющими касту неприкасаемых. Они не принадлежат ни к одной из варн. Это люди, чья деятельность связана с самой грязной работой. К неприкасаемым джати относятся такие профессии, как нишада (охотник), кайварта (рыбак), каравара (кожевенник). По данным на начало 80-х гг. XX в., они составляли одну седьмую часть населения Индии.

Само по себе кастовое деление существует в любом социаль­ном социуме, но только в Индии оно достигло такого высокого уровня и значения для всего общественного устройства. Каждая из социальных групп имела свою варна-дхарму — своеобразный социальный долг перед своей общностью, обязывающий придер­живаться принятых в ее среде принципов доброго поведения. Варна-дхарма действовала на двух взаимосвязанных уровнях. В узком смысле — на уровне варн, охватывая четыре сословия, в более широком, сохраняющемся до настоящего времени, — на уровне джати (каст). Здесь более 3 тыс. профессиональных групп.

Переход из одной джати в другую во всех индуистских об­щинах мира ограничен. Однако он возможен в случае заключе­ния брака между представителями различных каст либо при смене профессии. При этом только в третьем поколении на­следники переменившего касту обретают полноправный статус в новом сообществе.