Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
биоэтика в высшей школе.docx
Скачиваний:
50
Добавлен:
11.08.2019
Размер:
238.81 Кб
Скачать

Истоpия отношения человека к животным

Люди, будьте гуманны! Это ваш первый долг. К чему вся ваша мудрость без милосердия? Ж.-Ж. Руссо

История взаимоотношений человека и животных показывает, что привычные формы отношения к животным, традиции в этой области никогда не были чем-то постоянным. Более того, они далеко не всегда оправданы. Многие из них не выдерживали критики с точки зрения этики и были осуждены в последующие эпохи. История развития отношений человек-животное дает урок того, что привычные ориентиры могут оказаться ошибочными, что в вопросах нравственности и гуманности следует опираться на принцип справедливости, на чувство милосердия.

Идея единства человека и животных

Традиционно человек всегда ощущал свою близость с животными, свою принадлежность к единой природе. У людей, живших в далекие эпохи в гармонии с природой, это чувство было гораздо острее. У охотничьих племен существовал ритуал испрашивания прощения у животных, которых убили на охоте; у американских индейцев племена назывались именами различных животных; животным поклонялись. Если в древности люди были жестоки к животным, то и к людям они были жестоки тоже, но они признавали значимость животных, считали их чувствующими и разумными существами, имеющими сходство с человеком.

Из древних цивилизаций, которые отвели в своей системе ценностей место животным и весьма почетное место, - следует упомянуть Древний Египет. Культ животных в Древнем Египте объяснялся в определенной степени тем, что такое животное, как кошка, охраняла кладовые с зерном от грызунов и тем самым спасала людей от голода. Поэтому кошка считалась священным животным. Священным был белый бык. Обожествление животных в Египте достигло значительного развития: богиня Хатор часто изображалась как корова, бог Луны Тот как бабуин или ибис, бог Бастер как кошка, Анубис как шакал, Хорус как сокол. В Египте гуманоидные формы божества обычно имели человеческие тела и головы животного. Позднее в Греции было наоборот: греки придавали человеческие головы торсам животных - кентаврам, "сиренам и гарпиям. Такие гибриды указывали, по-видимому, на тесную связь человеческого и звериного, как это наблюдается в индусской скульптуре по сей день.

За убийство животных в Египте, особенно священных животных, по закону полагалось суровое наказание вплоть до смертной казни. Геродот утверждает, что в позднейшие годы все дикие животные в Египте считались священными и их убийство наказывалось казнью.

В античную эпоху люди продолжали видеть связь между человеком и животными. Такие писатели-классики, как Лукреций, Цицерон, Гораций полагали, что человек постепенно развился из животного состояния. Однако, это мнение не помешало людям совершать жестокие поступки по отношению к животным. Римское общество той эпохи получило печальную славу крайне жестокими развлечениями. То, что они поддерживались правителями Римской империи, было неслучайно: Древний Рим был воинственной державой; в милитаристском обществе, воспитывавшем воинов, чувствительность старались подавлять. Бессчетные тысячи животных гибли на арене цирка для развлечения народа. Животные, доведенные до безумия раскаленным железом и стрелами, концы которых окунали в горящую смолу, затравливались до смерти. В Колизее (цирк в Риме) при Титусе ежедневно умирало пять тысяч животных: львы, тигры, слоны, даже жирафы и бегемоты.

В дни Плутарха для улучшения вкуса мяса животных их подвергали жестоким мучениям: топтали и жгли вымя у коров, которые должны были отелиться, зашивали глаза лебедям и журавлям, протыкали живых свиней раскаленными вертелами.

Тем не менее, и в Риме были писатели-гуманисты, которые проявляли сострадание к животным. В 55 г. д. н.э. Цицерон писал другу о том, как слоны трубили от боли, медленно погибая на арене. Они возбудили сострадание зрителей, которые проклинали императора за его жестокость. Цицерон добавляет, что это зрелище в цирке вызывало не только жалость, но и чувство, что слон связан с человеком. Рассказывалась история о рабе Андрокле, брошенном льву в ров. Его узнал лев, из лапы которого он ранее удалил шип. Лев приветствовал Андрокла и не стал его есть. Случалось, что и император обнаруживал признаки милосердия: Марк Аврелий (161-80) не любил публичные представления; их жестокость отталкивала его.

Хотя средние века также отличались жестокостью и к людям, и к животным, многие люди в эпоху Средневековья в Европе продолжали ощущать родственную близость к животным, часто испытывали естественное сострадание к ним и действовали побуждаемые этим чувством.

Известно, что животных украшали колокольчиками и лентами, с ними разговаривали, их называли по именам. Их поведение оценивалось как моральное или аморальное.

Показательным был обычай заставлять животных нести ответственность за преступление. В европейских странах, особенно во Франции, суды над животными были обычной вещью. Как правило, животных казнили через повешение. Так, была повешена собака в Нидерландах в 1595 году, и ее тело оставалось на виселице в назидание другим собакам, чтобы они знали, что нельзя кусать детей.

За оскорбление средневековой церкви полагалось наказание: так, несколько воробьев в 1499 году были отлучены от церкви за то, что они оставили свои следы на скамьях в церкви Св. Винсента.

Но, по крайней мере, можно сказать, что средневековые животные имели то преимущество, что их судили по закону; их не уничтожали массами, как это делалось позднее. С ними, по крайней мере, обращались до некоторой степени уважительно как с "людьми", а не с неодушевленными вещами.

В средние века животных рассматривали как часть большой классовой системы, и отношения между крестьянином и его помещиком (лордом) представлялись аналогичными отношениям между животным и его господином. В определенной степени человеческие классовые понятия распространялись и на животных; соколы, борзые, спаниели и чистокровные лошади относились к "благородным" существам, кошки к "низким", орлы, киты и львы считались "царями" в своих "царствах".