Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Значение жиров.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
04.08.2019
Размер:
1.03 Mб
Скачать

Нечто интересное

Зубы, обладая твердостью костей, они таковыми не являются, а имеют соединительно-тканное происхождение, эмалевый же покров - он из эпителиального покрытия. Эти крайне твердые образования, как и кости, бивни, раковины, скорлупа, всегда потрясали воображение, ибо длительно сохраняются, не гниют и форму не теряют. Именно они прикрывают доступ, как крепостная стена, в нечто внутреннее, таинственное.

Твердые, острые зубы, как считают, признак энергичного, воинственного человека. Маленькие зубы связывают с мелочностью и жадностью, а крупные - с добротой и открытостью характера.

Как знают все, сначала у нас появляются так называемые молочные зубы, а затем и постоянные. Название "молочные" дал Гиппократ, который был убежден, что самые первые зубы ребенка формируются из молока. Прорезываются они у младенца-сосунка на шестом-седьмом месяце. В некоторых регионах, в частности в Новой Гвинее, если ребенок рождался уже с несколькими зубами (а это, хоть и редко, но случается), он был обречен. Его убивали, как якобы приносящего несчастье всему роду. Шекспир свидетельствовал о безобразном Ричарде III:

"С зубами ты родился в знак того, Что в мир пришел ты, чтоб терзать людей".

Чтобы у младенца зубы росли лучше, еще в прошлом веке в ряде городов Европы отрезали у пойманной мыши голову и вешали ее на шею ребенку. Именно так можно сблизить его молочные зубы с отличающимися большой крепостью зубами этого зверька.

Желательно, чтобы зубы были здоровыми, ибо ведь чуть позже им предстояло освоить новую функцию - жевание. Носили на шее или на талии украшенные золотом и серебром зубы леопарда для предупреждения действия "дурного глаза", аналогично использовали зубы кабана (Марокко, Судан), волка (Ирландия). На шее ли, в люльке или специально подложенные под подушку зубы мертвеца тоже служили оберегом, талисманом. А уж зубы повешенных - те необходимы были при чародействах разного рода.

Говоря о коренных зубах, следует остановиться на самом последнем с обеих сторон - восьмом. Это всем известный зуб мудрости. Название со смыслом! Надо отметить, что, в отличие от всех других зубов, зуб мудрости не имеет предшественника в виде молочного, который бы подготавливал ему ячейку в челюсти. Кроме того, он самый крайний в ряду и за ним нет зуба, защищающего его, что имеется у всех других зубов. И вот, начиная прорезываться в 16-25 лет, когда челюстные кости уже порядком кальцинированы и отвердели, зуб мудрости, естественно, вызывает к себе всеобщую неприязнь.

Неоднократно уже высказывалось мнение, что нынешнему человеку, пища которого не столь груба, как у его предков, вообще не нужно иметь все из тридцати двух постоянных зубов. Лучше, мол, чтоб их было 24, а может быть, и вообще 20. Пока что всякое уменьшение зубного ряда за счет ненужных, якобы, последних коренных (они же "зубы мудрости") остается на уровне пожеланий, но отнюдь не воспринимается руководством к действию. Пишу об этом потому, что кое-кто предлагал "прореживать" зубы в детстве, как средство, якобы предупреждающее кариес прочих, рост которых станет после этого более благоприятным. В середине прошлого века советовали даже надрезать 10-15 раз десны десятидневным детям! Или же, дав последним успеть стать обладателями коренных зубов, вырывать их по несколько штук. Хорошо хоть, что эти количественные борения не затронули Будду, являвшегося хозяином целых сорока зубов, или имевшего 30 зубов Адама. От этого числа вроде бы и происходит количество дней в месяце.

Нужны ли человеку зубы мудрости? Мнения специалистов весьма разноречивы. Одни признают их вымирающими, дегенерирующими, вырождающимися, "но все же борющимися за существование". Другие же, наоборот, убеждены, что значение этих зубов все возрастает, что это полноценные органы жевания. Единственное, в чем я убежден, что исчезновение зубов мудрости не может быть каким-либо признаком, характеризующим превосходство представителей "высшей расы", у которых не всегда появляются все эти зубы, над обладающими ими. Или на столь же научном уровне выведенная "закономерность", что у интеллектуально развитых лиц якобы чаще наблюдается затрудненное прорезывание, что у проституток челюсть на несколько миллиметров длиннее, чем у остальных женщин...

У нас исчезла способность и необходимость использовать зубы как орган защиты и нападения. Так и не научились люди раскрывать рот и обнажать зубы, так проявлять свою животную дикость, кровожадность, предупреждать о нападении, агрессии, как это делают животные. А ведь у нас есть зубы, носящие выразительное название - "собачьи зубы", или клыки.

Именно клыки вошли с полним правом в тот набор, который сопровождает в художественной литературе описание отрицательной внешности. Вот пример: Джек Лондон, представляя нам одного из владельцев благородного, сильного Белого Клыка - Красавчика Смита, явно не случайно наделил его не только низким лбом и выпуклыми глазами, но и длинными желтыми зубами. Да еще оба клыка вылезают наружу из-под тонких губ. Человек, тем более древний, всегда инстинктивно боялся быть загрызенным. Боялся быть зубами разорванным, перекушенным, издробленным. Явно в меньшей степени мы страшимся быть затоптанными копытами, исхлестанными хвостом, проткнутыми рогами.

Не исключу, что еще с тех далеких времен мы сохранили явно в переносном смысле выражения типа "зуб за зуб"; нападая, пытаемся "показать зубы" (явный атавизм). Иногда бывает дело, которое "не по зубам", а если оно просто не нравится, говорят сквозь зубы. В голоде и нищете "помещают зубы на полку". Их можно и "стискивать" (при неприятностях), и "скалить" (это уже при веселье), "держаться ими за свое". Скрежет не какой-нибудь, а именно зубовный, нередко сопровождающий великое горе, слышен больше самому, чем окружающим.

А вот "заговаривать" зубы - это более уже конкретно. Зубная боль? Попытки ее лечения зафиксированы в фольклоре, живописи. Много соответствующих примеров и в художественной литературе. В древности полагали, что зуб является вместилищем демона в виде червя-кровососа.

Тянутся подобные представления скорее всего из Египта, еще с XVIII века до н. э. Боролись с болью своеобразно: травмировали до крови десны ногтем или косточкой. До крови обязательно, ибо тем самым "передавали" кровь с демоном предмету, наносящему травму. Чаще же зубы заговаривали (в данном варианте уже без кавычек), снимали так зубную боль.

Если молочные зубы голубоваты, то постоянные обычно с различными светлыми оттенками, что зависит от прозрачности эмали. Белые зубы могут встречаться с голубоватым оттенком, с голубовато-серым, с желтизной, а у курящих они имеют коричневато-черный оттенок. Когда пишу об этом, не могу не вспомнить строчки И. Сельвинского. У пленного юноши Виталия были чудесные белые зубы. Его и лишили их, так как "военный поп с методичностью четкой / целый сезон подбирал себе чётки".

Белые четки. Без всякой черни.  Для утренней мессы и для вечерни.

А далее поэт переходит на повествование от первого лица:

Вы знаете... Однажды у решетки,  Разведав, что Виталий - мой жених,  Предстал монах и показал мне чётки.  (Вы знаете происхожденье их?)  Восьмой барак был только что расстрелян.  Я думала - пришел он сожалеть...  Как духовник... Но он сказал: "Ах, фрейлин! Представьте: четки начали желтеть!"  Он был ко мне в претензии, монах,  Как будто честью, наделенной свыше,  Корил за то, что мы ему впотьмах  Всучили низший сорт за высший.

В старину в Японии, Индокитае женщины чернили зубы лаком. Видели такие зубы у пожилых крестьянок во Вьетнаме. Но уместно заметить, что московский обычай чернить зубы сохранялся еще до середины XIX века в Белозерске и в Торопце. Можно сослаться на А. Н. Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву", глава "Новгород"), описывающего портрет жены купца: "Парасцовья Денисовна, его новобрачная супруга, бела и румяна. Зубы как уголь. Брови в нитку, чернее сажи". Достичь такого цвета не так-то и просто. В дело шли не только кислоты, но и порошок танина с уксуснокислым железом. Было это признаком принадлежности к знати, символизировало статус замужней женщины, а в некоторых восточных государствах - профессию гейши.

Майя красили зубы бирюзой, нефритом, просверливали в них отверстия и вставляли туда драгоценные камни. Возлюбленные пиратов Карибского моря щеголяли зубами, сделанными из брильянтов. Учитывая, что изготовление средств гигиены и санитарии в те годы не очень-то было налажено, представители испанского племени кельтиберов, наоборот, отбеливали свои зубы весьма дешевым способом, о котором нам поведал римский поэт Катулл: