Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3. Коммерческая вещательная модель.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
30.07.2019
Размер:
104.96 Кб
Скачать

Радио и массовая культура.

Формы использования музыки стали частью процесса по медиатизации17 досуга. Дэвид Сарнофф (выходец из России, один из основателей и идеологов американского радио начала века, президент «Радиокорпорации Америки» Radio Corporation of America (RCA)) еще в конце 1920-х писал: «Я придумал стратегию развития радиовещания, при которой радио станет «домашней утварью» наравне с пианино или фонографом. Смысл идеи в том, чтобы принести в каждый дом музыку по эфиру… Этот приемник может выглядеть и работать как простой музыкальный автомат (Music Box), только настроенный на прием нескольких радиочастот»18. Позже Сарнофф станет президентом Американской радиокорпорации (RCA)) и начнет реализовывать свою затею.

Для США музыка и индустрия звукозаписи стали относиться к категории каналов массовой коммуникации очень рано. Для радио стала характерна высокая интеграция в шоу бизнес и сращение с индустрией звукозаписи. Они стали системой сообщающихся сосудов. Радиовещание – основной канал, через который музыкальные произведения попадают к массовому потребителю. А музыкальные произведения – основа для программы большей части американского радиовещания.

Ориентация на популярную культуру приносила свои неплохие дивиденды. Любая культура может стать массовой, если это коммерчески выгодно. Радиосети первыми увидели выгодность в сотрудничестве с музыкальной индустрией. В 1938 году CBS создала Columbia Phonograph Company и начала промоутировать ее записи и ее звезд через сеть. А колебания в моде на популярную музыку рождали новые и новые форматы и делали философию музыкального форматного радио все более подходящей потребностями населения.

1920-е гг. – звукозаписывающие компании принесли в массовую культуру афро-американскую музыку: блюз, джаза, спиричуалс, 1930-е гг. – эпоха Big bands, 1940-е гг. – Франк Синатра, 1950-е-1960-е гг.– эпоха рок-н-ролла, 1970-е гг. – эпоха «Beatles», зарождение диско-культуры, 1976 год - появление в Великобритании панк-рока, 1980-е гг.– new wave, 1990-е гг.– поп-музыка (Мадонна, Майкл Джексон), рэп,, Heavy metal, Country and Western.

Записанная популярная музыка стала одной из наиболее эффективных форм массовой коммуникации, особенно, среди молодого поколения.

При этом классическая музыка всегда оставалась частью элитарной культуры. Продажи пластинок, дисков оставались стабильно скромными. Количество радиостанций, транслирующих классическую музыку, снижалось. Постепенно поклонники высокой культуры перешли от просто музыкальных радиостанций с классической музыкой на общественные радиостанции, которые кроме музыки давали разнообразные, в том числе и образовательные программы.

Началось противостояние популярной и высокой культур.

Очень характерную теорию развили западные теоретики СМИ Д.Мерил и Р.Ловенштейн19. Они выделили три стадии развития массовой культуры и коммуникации – от элитарной (elitist) через популярную (popular) к специализированной (specialized).

Их теория базируется на трехступенчатой концепции развития СМИ.

Развитие средств массовой коммуникации начинается с элитарной стадии. Когда доступ к СМИ ограничен грамотностью, уровнем благосостояния, и потребителями СМИ являются в основном представители политической, экономической и культурной элиты страны.

После того, как страна перешагивает барьер бедности и неграмотности наступает вторая стадия – популярная, когда население массово поглощает немногие СМИ, когда ему по сути все равно, что поглощать.

После насыщения массовой культурой, повышения уровня образования, формирования вкусовых пристрастий в области досуга для населения и СМИ наступает следующая стадия - стадия специализированных СМИ, когда фрагментация становится основным критерием при создании СМИ, формировании аудитории СМИ.

Если наложить эту теорию на историю развития мировых СМИ, радио в частности, то проявляется любопытная тенденция. Некоторые страны искусственно сдерживают вторую и соответственно третью ступень развития СМИ. Это происходит, когда политические и прочие элиты начинают цензурировать культуру и СМИ, стремясь привить массам сразу элитарные вкусы, перешагивая через популярную культуру как низкую и примитивную. Это было свойственно СССР, когда, борясь с тотальной необразованностью и неграмотностью большей части населения, власть сразу начала прививать ей высокую культуру в виде классической музыки. Это было характерно для стран Европы, Англии в частности, когда в 1920-х годах на государственном уровне было принято решение образовывать и развивать пролетариат. Но это явление носит искусственный характер. В СМИ не допускаются популярные социальные стереотипы, проявления низкой массовой культуры. О площадной культуре и говорить не приходится. «Низкое» цензурируется и заменяется на суррогатные, искусственно созданные подделки под массовую культуру или просто замещаются образцами высокой культуры – классической музыкой, мировой литературой.

Но парадокс заключается в том, что искусственно культура не прививается. Она внедряется в сознание, она повышает культурный уровень масс, но массовая культура, уходя в подполье, в андеграунд, все равно рано или поздно прорастает и уничижает все ростки искусственно привитого. Андеграундная культура появляется в странах с высокой культурной цензурой. А при рыночных условиях, без определенного контроля со стороны государства мгновенно переводит СМИ в популярную стадию, а потом и в специализированную, фрагментированную.

США, в конечном счете, оказались единственной страной, которая прошла все эти три стадии, дойдя по последней, той которую Э.Тоффлер назвал «демассификацией СМИ». И, если в сфере телевизионных и печатных СМИ с этим еще можно поспорить, то радиовещание с его теорией форматности наиболее четко отражает эту тенденцию. Коммерческое американское радио единственное из радиовещательных моделей было максимально привязано к массовой культуре. Оно отталкивалось от нее, а не навязывало ее.