Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зар.лит. 20 век.rtf
Скачиваний:
12
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
587.03 Кб
Скачать
  1. «Черный юмор». Творчество к. Воннегута.

«Чёрный юмор» - направление в американской прозе 1950-70-х гг. Понятие «чёрный юмор» - французское лингвистическое изобретение сюрреалистов примерно начала 20-х гг. XX в. В 1940 г. лидер и теоретик сюрреализма А. Бретон выпустил книгу под названием «Антология чёрного юмора», в которой он писал о маркизе де Саде, Артюре Рембо, Джонатане Свифте, Льюисе Кэрроле. После этого этот литературный термин приобретает общеразговорный характер и стал широко употребляться. Бретон показал их общность в отношении к социальному устройству и крайнюю неординарность мировосприятия в целом. Бретон убежден, что в невероятно сложных жизненных условиях юмор помогает человеку сохранить свое внутреннее «я». Воображение рождает бесчисленные картины причудливых, жутких иллюзий и фантазий.

В манифесте «чёрного юмора» Барта «Литература истощения» (1967), говорится о невозможности традиционных способов изображения действительности и характеров. Современный писатель имеет дело с современным обществом, пораженным бездуховностью и усредненностью.

Персонаж литературы «чёрного юмора» обычно представляет собой не характер, а комедийную маску. Он изображается пленником окружающей бессмысленной реальности и собственного духовного воспитания, не подготовившего его к существованию в окружающем мире. Жизненной позицией героя становится «веселый нигилизм». С его помощью развенчиваются претензии общества на разумность своих установлений, иллюзии целенаправленного исторического процесса, обязательность этических норм и табу.

Ранние произведения писателей «чёрного юмора» представляют собой переосмысление характерных мотивов литературы экзистенциализма. В «Плавучей опере» (1956) Джона Барта, «Человеке с огоньком» (1955) Джеймса Донливи, первых рассказах Доналда Бартелми язвительно описан рядовой американец, остро ощущающий свою отчужденность в обезличенном и стандартизованном обществе. В 1960-е гг. социальная конкретика уступает место философской обобщенности изображения мира как абсурдного круговорота вещей («Козлоюноша Джайлз» (1966) Барта, «Мертвый отец» (1975) Бартелми). Одним из ярчайших представителей «чёрного юмора» считается Курт Воннегут.

К. Воннегут (1922- 2006?)

Изучал биохимию в Корнельском университете, затем был призван в армию солдатом-пехотинцем. Был захвачен в плен немцами, отправлен в Дрезден где работал на бойне. В Дрездене попал под бомбежку, одну из самых страшных за все время войны, когда американские и британские летчики уничтожили более 130 тысяч жителей этого города.

После войны продолжает образование в Чикагском университете, изучает антропологию. Работает в отделе по связям с общественностью в «Дженерал Электрик».

В 1952 г. опубликован 1-й роман «Механическое пианино», где в сатирических тонах изображает процессы автоматизации производства «Дженерал Электрик».

В 1959 г. вышел 2-й роман «Сирены Титана». Это была чистая научная фантастика, элементы которой писатель будет использовать постоянно.

Почти все романы, опубликованные Воннегутом, получали признание американской критики и становились известными среди американских, а затем и зарубежных читателей. На первый взгляд, эта известность объясняется просто: нетрадиционный полуфантастический сюжет, нетрадиционный стиль повествования, небольшой объем романов. Более пристальное исследование доказывает, что К. Воннегут – это серьезный писатель, чьи герои – люди чаще всего странноватые и даже чудаковатые в силу собственной натуры, либо такими их сделали обстоятельства.

«Колыбель для кошки» (1963) – первое произведение, которое принесло Воннегуту известность и популярность. Уже в самом названии заключается некая несообразность, предполагавшая необычное повествование. Никто из американских писателей до Воннегута не создавал книг о том, чем особенным были заняты американцы 6 августа 1945 года в тот день, когда была сброшена первая атомная бомба на Херосиму. Автора в первую очередь интересовало, как провел этот день один из создателей бомбы – ученый-физик Феликс Хониккер.

«В тот день, когда сбросили бомбу, его заинтересовала веревочка. Просто веревочка, в которую была когда-то завернута рукопись романа о конце света под названием «Анно Домени, 2000». В тот день ученый играл с маленьким сыном в эту самую веревочку и говорил: «Видал? Видал? Видал?.. Кошкина колыбель. Видишь кошкину колыбель? Видишь, где спит котеночек? Мяу! Мяу!»

С такой утонченной язвительностью написать об ученых и о научных изобретениях, как это сделал Воннегут в своем романе, до него не сумел никто. Характеристикой человека науки могут служить слова младшего сына Хониккера, лилипута Ньюта: «Более защищенного от обид человека свет не видывал, т.к. люди никак не могли задеть его, потому что людьми он не интересовался, и вообще, люди были не по его специальности».

Самым страшным для Воннегута было то, что «Когда эта штука взорвалась, когда стало ясно, что Америка может смести целый город одной-единственной бомбой, некий ученый, обратившись к отцу, сказал: «Теперь наука познала грех». И знаете, что сказал отец? Он сказал: «Что такое грех?»

«Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969)

«Револьвером называется инструмент, единственным назначением которого было делать дырки в человеческих существах».

«Ежедневно правительство США дает мне отчет, сколько трупов создано при помощи военной науки».

«Билли закашлялся, когда отворились двери, а когда он кашлял, он испражнялся жидкой кашицей. Это подтверждало третий закон движения материи, согласно теории сэра Исаака Ньютона. Закон гласит, что каждому действию соответствует противодействие, равное по силе и противоположное по направлению. Этот закон применяется в ракетостроении».

«Времятрясение» (1997)

«Смягчающее обстоятельство, которое мы огласим на Страшном Суде: мы не просили, чтобы нас произвели на свет».

Для поэтики «чёрного юмора» характерно то, что многие привычные, давно укоренившиеся в человеческом обществе понятия, идеи, проблемы поставлены с ног на голову. То зло, те жестокие нелепости, что совершают люди, выворачиваются наизнанку. Язвительность интонации в сочетании с поразительной естественностью звучания шокируют читателя.