Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лк.3. Народы Западной Европы. Обзорная лк..doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
414.21 Кб
Скачать

Неславянские народы Европы. Обзорная лекция.

1. Общие замечания.

Европа (от семит. "ереб" – запад, точнее – заход солнца; закат) - западная часть материка Евразии. Общая площадь Европы - около 10,35 млн кв. км. Западная часть территории Европы чрезвычайно сильно изрезана и «открыта» морю: 1/3 ее площади приходится на острова и полуострова, а максимальное расстояние от моря составляет около 600 км. Европу можно назвать самым «тесным» континентом. На небольшой территории (особенно в ее западной части) соседствуют различные природные районы, разные по происхождению народы, страны, отличающиеся по своим масштабам и уровню развития, — настоящая этногеографическая мозаика.

Население Европы – свыше 729 млн. человек (2004 г.) Это – самая небольшая после Австралии часть света. Однако изучение народов ЗЕ имеет в этнологии принципиальное значение. Она считается особой частью света благодаря той выдающейся роли, которую сыграли ее народы в мировой истории. Она была областью древних цивилизаций (эгейской, греческой, или эллинской, этрусской, кельтской и римской), начальной областью широкого распространения христианства - ныне численно преобладающей в мире религии, родиной промышленного капитализма, современной науки и техники, а также родиной десятков миллионов мигрантов в страны Америки и на другие континенты, где они составили основу новых этносов (наций). Поэтому принято рассматривать Европу как большую историко-этнографическую провинцию, отдельные части которой издавна соединены хозяйственными и культурными связями. Поэтому термин "европеец" имеет не только географический, но и определенный культурный смысл. В настоящее время усилились тенденции к экономическому и политическому единению Европы. Идет процесс создания "общеевропейского дома", в котором решающую роль играет Европейский Союз.

Европу принято делить на четыре подобласти: Западную и Центральную, Южную, Северную и Восточную.

2. Основные этапы изучения народов зе.

Накопление этнографических знаний о народах ЗЕ происходило еще в глубокой древности1. Но вот парадокс – научное их осмысление началось сравнительно поздно – примерно со второй четверти XIX в. Имена ученых, которые одни из первых обратили внимание на этнографию Европы, хорошо известны: братья Вильгельм и Якоб Гримм, основоположники «мифологической школы», чьи труды «Немецкая мифология» (1835 г.), «Детские и семейные сказки» (1812—1814 гг.) вошли в золотой фонд этнографической литературы.

Перелом наступает после известных событий середины XIX в. в Европе. Народы заставили ученую общественность повернуться лицом к проблеме этнологии Европы. На континенте появляются этнографические общества. Самым ранним из них было «Парижское общество этнологии» (1839), которое позже во Франции было сменено «Обществом антропологии» (1859) и «Обществом этнологии» (1859). В Англии в 1843 г. возникло «Этнологическое общество» (Ethnological Society), а в 1863 г. — «Антропологическое общество» (Anthropological Society). В 1871 г. оба они слились, образовав «Королевский Антропологический Институт Великобритании и Ирландии» (Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland). В Германии «Общество антропологии, этнологии и доистории» появилось в 1869 г. и с того же года начало издавать свой журнал «Zeitschrift fur Ethnologie». В Италии в 1871 г. было основано «Итальянское общество антропологии и этнологии» во Флоренции и одновременно общество под таким же названием в Риме.

В Германии начинает складываться особое направление этнографии – родиноведение, которое сыграло важную роль в деле изучения народов ЗЕ. В 1870—80-х годах появилось, особенно в Германии, немало обобщающих сочинений по этнографии и истории культуры, в том числе посвященных народам ЗЕ. Из них выделяются: «Народоведение» Оскара Пешеля (1874), «Естественная история человека» Фр. Гельвальда, ряд сочинений Георга Герланда, который известен как автор первого «Этнографического атласа», «Всеобщая этнография» Фридриха Мюллера (1873). Были и другие. По этому поводу Пенниман в шутку заметил, что, «вероятно, всякий немец, не писавший «Всеобщую историю культуры» в десяти томах, писал «Народоведение» в двадцати»

Один из самых важных фактов состоял в том, что в 80—90х годах XIX в. в Европе впервые появились, кадры профессионально подготовленных ученых-этнографов. Классические труды пионеров этнографической науки — Тэйлора, Лёббока, МакЛеннана, Вайца, Липперта и др. — и их лекции заложили основы для подготовки специалистов. Правда, самостоятельных кафедр антропологии или этнографии в университетах европейских стран, как и в Америке, еще не было. Зато во многих европейских городах стали возникать этнографические музеи, становившиеся центрами научной деятельности. Такими были музеи в Будапеште (1872), Стокгольме (1874), Париже (Музей человека, 1877), Роттердаме (1883), Варшаве (1888), первый этнографический музей на открытом воздухе в Окансене (Стокгольм, 1891), музей в Св. Мартине (Словакия, 1893), Софии (1893), Брюсселе (1897), Кракове (1910), Музей на открытом воздухе в Арнхеме (Нидерланды, 1912) и ряд других.

Появлялись специальные этнографические журналы и серийные издания. Например, в Англии — «Folklore» с 1890 г., «Man» с 1901 г.; в Германии — «Mitteilungen des Hamburgischen Museums fur Volker kunde» с 1896 г., «Ethnologica» с 1909 г.; в Австро-Венгрии— «Anthropos» с 1906 г.; в Голландии — «Internationales Archiv fur Ethnograhie» с 1888 г

Впрочем, внимание антропологов и этнографов было сосредоточено в это время главным образом на изучении экзотических народов Африки, Азии, Австралии и Океании. Этнографические описания Европейских народов попадали в научные издания только с целью сравнения. Но по мере развития этнологи, от «школы» к «школе» внимание становилось все пристальней. Эволюционисты почти не писали о европейцах, диффузионисты, изучая «культурные круги» это уже делали, а, начиная с Парижской социологической школы, – это первая четверть XX и. – изучение народов Европы становится правилом. Как это не парадоксально, но особенно подтолкнули развитие этнографии Европы представители биологического направления, проще говоря, расисты. Отто Аммон и Жорж Ваше де Ляпуж выдвинули положение о зависимости психических качеств и вообще характера людей, а также и их социального положения от величины головного указателя1. Чем ниже головной указатель, т. е. чем «длинноголовее» человек, тем он, как правило, одареннее, энергичнее, жизнеспособнее, а потому и социальное положение его выше. Аммон сделал такой вывод, обследовав 30 тыс. новобранцев в Бадене, Ляпуж — измерив 20 тыс. французов.

Оба автора обобщили свой материал таким образом, что получилась прямая корреляция — по их мнению — между антропометрическими данными (головной индекс) и социальным положением человека. По Аммону, брахикефалы — это потомки древнего местного населения Европы, занимающие в целом более низкое общественное положение, в большинстве своем крестьяне; долихокефалы — это потомки германских завоевателей; последние селились в городах; туда же тянулись позже более активные (длинноголовые) элементы из деревни. Господствующие группы замыкались в привилегированные сословия, и сословный строй становился орудием естественного отбора. По Ляпужу, головной указатель у горожан в среднем ниже, чем у крестьян; в равнинных местностях ниже, чем в горных; среди богатых ниже, чем среди бедных. Иными словами, длинноголовость — признак и даже причина более высокого социального, материального и культурного положения. «Длинноголовые» люди принадлежат к «европейской» расе (Homo europaeus, иначе — к «арийской»), а «короткоголовые» — к «альпийской» (Homo alpinus); последняя имеет к тому же менее выгодные психические свойства.

В несколько ироническом стиле Пенниман так резюмировал взгляды Ляпужа на состав населения Европы. Оно делится на три группы: «Самая лучшая — нордический длинноголовый протестант, который смел, белокур и стремителен, любит постоять за себя. Менее хорош альпийский короткоголовый католик, смуглый и спокойный, он любит сидеть на своей земле и подчиняться правительству, ненавидит прогресс. За ним следует средиземноморец, низкорослый, темнокожий, мезокефал; он хуже альпийца»

Подобные идеи вызвали массовый протест большинства антропологов и этнографов, следствием которого стал всплеск интереса к народам Европы.

Быть может, самая богатая этнографическая литература накоплена в германоязычных странах. Несколько поколений этнографов-краеведов, имена которых насчитываются десятками, создали обширный фонд местных этнографических описаний и монографий; есть немало и обобщающих работ по темам: жилище, костюм, верования, календарные обряды и пр. Создан огромный «Архив немецких народных песен» (усилиями главным образом видного немецкого фольклориста Джона Мейера), хранящийся во Фрейбурге (ФРГ) и заключающий в себе почти 300 тыс. песен. Имеется немало местных этнографических музеев. Созданы музеи на открытом воздухе: близ Клоппенбурга (Нижняя Саксония), близ Киля (Шлезвиг-Гольштейн), в Коммерне около Кельна. С 1936 г. издается капитальный «Атлас немецкого народоведения» — ценнейший источник для сравнительно-этнографического изучения Центральной Европы.

В современной французской историографии разрабатываются темы, которые пришли из медиевистики: время, пространство, брак, семья, сексуальные отношения, женщина, детство, личность, смерть, истина, народная культура, народная религиозность, устная традиция.

С середины XX века в европейской этнографии все более отчетливо выступает стремление к прямому международному сотрудничеству. Наметились различные формы широких и более узких международных объединений в области этнографических исследований.

Так, с 1953 г. предпринимались попытки скоординировать работу, ведущуюся в ряде европейских стран по созданию этнографических атласов. С 1966 г. эта работа значительно активизировалась, особенно благодаря энергичной деятельности Бранимира Братанича (Югославия) и при активной поддержке со стороны советских ученых. Сейчас уже хорошо налажено международное сотрудничество этнографов европейских стран в составлении на основе национальных атласов общеевропейского этнографического атласа. С 1954 г. действует международное объединение по изучению земледельческих орудий с центром в Дании (Стеенсберг). Создано международное объединение по изучению национальных меньшинств в Европе, издающее свой журнал «Europa Ethnica». С 1966 г. существует объединение этнографов вокруг журнала «Ethnologia Euгораеа», задача которого — ставить теоретические проблемы этнографии, особенно проблемы общеевропейского значения, развертывать «плодотворные дискуссии, которые могут создать синтез различных разветвлений и тенденций европейской этнологии». С 1960 г. издается на немецком языке журнал «Demos. В нем опубликовано более 10 тыс. рефератов на книги и статьи по этнографии и фольклористике. С 1968 г. в Братиславе выходит международный орган «Ethnologia Slavica», посвященный этнографии славянских народов; он печатается и на западноевропейских языках, чтобы лучше осведомлять самые широкие круги читателей о проблемах славяноведения.

Наконец, существует организация, формально объединяющая этнографов и фольклористов всех европейских стран. Она вначале (с 1951 г.) называлась «Commission Internationale des Arts et Traditions Populaires (CIAP)», позже получила название «Societe Internationale des Ethnographies et Folkloristes (SIEF)». В августе 1971 г. в Париже состоялся созванный «SIEF» Первый международный конгресс европейской этнологии. В интервалах между конгрессами организационные функции, включая подготовку конгрессов, несет Постоянный комитет Международного союза антропологических и этнологических наук с резиденцией в Праге. Международному союзу подчинен Международный комитет по неотложным антропологическим и этнологическим исследованиям, выпускающий ежегодно, с 1958 г. (с помощью ЮНЕСКО), свой «Бюллетень»: помещаемые в нем статьи посвящены наиболее первоочередным задачам конкретных исследований.

Программы 10 научных симпозиумов были рассчитаны на дискуссию по наиболее актуальным проблемам европейской этнографии и фольклористики, в частности, таким как этнографическое изучение современности, соотношение традиций и инноваций, этнодемографические процессы.