Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kozhevnikov_v_m_red_literaturnyy_enciklopediche....doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
15.07.2019
Размер:
13.91 Mб
Скачать

41 Абакарова ф., Очерки даргинской дореволюц. Лит-ры, Махачкала, 1963. Л. Алимова.

ДАСТАН, эпич. жанр в лит-рах и фольклоре Бл. и Ср. Востока, Ср. и Юго-Вост. Азии, чаще всего обработка сказочных сюжетов, легенд, преданий. Д. бывают поэтич. и прозаич., часто это проза со стихотв.

вставками. В классич. перс., тадж. и тюркоязычных лит-рах Д. называют отд. романич. поэмы (напр., поэмы “Хосров и Ширин”, “Лейли и Меджнун” Низами), главы из больших эпич. произв. (напр., из “Шахнаме” Фирдоуси). Многочисленны Д. о жизни и подвигах историч. личностей, связанных с исламом (напр., цикл Д. о халифе Али, зяте пророка Мухаммеда). Фантастич. повести, создававшиеся в Иране, Таджикистане, Афганистане вплоть до 19 в., также именовались Д. В совр. перс. лит-ре Д. называются повесть и рассказ.

В тюркоязычных Д. стихи, к-рыми перемежается проза, поются под аккомпанемент муз. инструмента (саза, дутара, домбры и т. п.). Циклы фольклорных Д., таких, как бытующие у мн. народов “Короглу”, <Алпамыш> и др., широко популярны и оказали значит. влияние на развитие нар. творчества и письм. лит-р. Мн. авторские Д. со временем обретали устно-нар. бытование и переставали чем-либо существенным отличаться от фольклорных произведений. Д. свойственны гиперболизация, идеализация героя, фантастич. и приключенч. ситуации, любовно-романтич. сюжетные линии, словесные и сюжетные клише, четко разработанные шаблоны концовок н зачинов. Прозаич. часть Д. — по преимуществу связующий элемент, язык этой прозы образно небогат, прост, неэмоционален, в отличие от языка стихотв. частей, где образный арсенал поэзии используется очень широко. Традиционные для сказочного эпоса мн. народов темы и сюжеты занимают в Д. значит, место. У нек-рых тюркоязычных народов (узбеков, каракалпаков, туркмен) Д. создаются и ныне, отражая конкретно-историч. действительность.

• Брагинский И. С., О тадж. эпосе <Гугули> и его худож. особенностях, в сб.: Вопросы изучения эпоса народов СССР, М., 1958; Жирмунский В.М., Нар. героич. эпос, М.—Л., 1962; Короглы Х-, Огузский героич. эпос, М., 1976.

X. Короглы.

ДАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра дат. народа. Развивается на дат. яз. Образы и сюжеты древней дат. эпич. поэзии известны из хроник и нар. баллад, а также из др.-исл. поэзии и саг, из англосаксонского эпоса •“Беовульф”. Первые лит. памятники, к-рым предшествуют краткие рунич. надписи, появились на лат. яз. в 12 в.; наиболее значителен труд историкахрониста Саксона Грамматика “Деяния данов”. В 13—14 вв. заметную роль играют памятники на дат. яз., в значит, мере переводные. Расцветает нар. баллада.

С 16 в. развитие лит-ры связано с Реформацией и началом книгопечатания в Дании. Большое значение имела демократически направленная деятельность К. Педерсена; его перевод Библии способствовал развитию дат. лит. языка. Издавались богословские трактаты, сб-ки псалмов, а позднее и религ. поэзия. Развивались сатира и школьная драма. Во 2-й пол. 16—17 вв. ощущалось влияние итал. и голл. ренессансной лит-ры, затем франц. классицизма. Собирались и публиковались древние дат. и сканд. памятники и нар. баллады.

Сдвиги в экономич. и социально-политич. жизни на рубеже 17—18 вв. способствовали подъему лит-ры. Выдающийся деятель дат. Просвещения Л. Хольберг положил начало совр. реалистич. лит-ре. Его комедии, в к-рых использованы традиции Мольера и итал. комедии масок, изображают жизнь Копенгагена и дат. провинции. Хольберг — автор острых социально-политич. сатир на лат. яз. С сер. 18 в. развивался сентиментализм (поэзия X. А. Брорсона). Напряженной эмоциональностью проникнуты драматургия И. Эвальда, впервые обратившегося к др.-сканд. тематике. В творчестве Е. Баггесена и особенно П. А. Хейберга и М. Бруна отразились идеи Великой франц. революции.

С нач. 19 в. в Д. л. господствовал романтизм, сочетавший интерес к нац. старине и дофеод. прошлому с критич. отношением к феод. средневековью. Его выдающийся представитель А. Эленшлегер в своих трагедиях на историч., мифол. и условно-историч. сюжеты, прославляя дофеод. и дохрист. культуру сканд. народов, изобразил наступление феодализма и католицизма на древний Север, утверждал победу оптимистич. начала в человеке. Романтич. характер носило и философско-религ. течение в лит-ре. ?. Φ. Γрундтвиг в своем творчестве сочетал любовь к сканд. старине со стремлением обновить христианство.

Психологически тонкую характеристику душевной жизни человека бурж. общества в ее противоречивости дал С. Кьеркегор в своих повествоват. произв. и эссе, доказывая, что в основе человеческого существования лежит трагич. начало. Он оказал большое влияние на развитие всей сканд. лит-ры (Г. Брандес, норвежец Г. Ибсен, швед П. Лагерквист и др.); он стал также предшественником совр. философии и лит-ры экзистенциализма. При обращении к совр. тематике на передний план у романтиков выступают описания природы и крест, жизни (С. С. Блихер), подчеркнутая эмоциональность (К. Винтер). В 30-х гг. 19 в. возникло новое течение в романтизме, связанное с творчеством И. Л. Хейберга и др.; в то же время усилились реалистич. черты (К. В. Бредаль). Т. К. Гюллембург и др. стремились изображать “повседневную жизнь”. В 20—30-х гг. достиг расцвета водевиль (Хейберг, X. Херц). В драме усилились элементы психол. реализма. В сер. 30-х гг. X. К. Андерсен выступил со своими романтич. сказками и историями, проникнутыми гуманизмом, лиризмом и юмором, разящими мир эгоизма и корысти, лести, спеси, самодовольства; эти сказки завоевали мировое признание; пользовались известностью также его романы и комедии.

Нарастание социальных конфликтов в 40-х гг. способствовало развитию радикальной прессы, политич. лирики и сатиры (М. А. Гольдшмидт). Усиливаются философско-психол. тенденции: Хейберг (драма •“Душа после смерти”), Ф. Палудан-Мюллер (поэма “Adam Homo”).

В 70-х гг. усилилось влияние заруб, реалистич. лит-ры, особенно русской (“тургеневский период” в дат. лит-ре). Произошло размежевание с романтизмом. Ведущим в перестройке лит-ры был сканд. критик Г. Брандес, возглавивший радикальное “движение прорыва”, сторонник правдивого изображения действительности. Выдающийся писатель-реалист Е. П. Якобсен в романе “Нильс Люис” с психол. точностью показал трагич. судьбу интеллигента, порвавшего с религ. мировоззрением, но оставшегося одиноким в условиях дат. жизни. Новая Д. л. выдвинула также писателей Г. Банга, X. Понтоппидана, мастеров больших реалистич. полотен; X. Драхмана, новатора в области лирики; К. Гьеллерупа, выступавшего в первых произв. с радикальных демократич. позиций; Э. Брандеса, автора острых социальных Драм.

К сер. 80-х гг. в творчестве Драхмана, Гьеллерупа, а также Г. Брандеса начинают преобладать индивидуалистич. и символистские тенденции. Идеи символизма и неоромантизма разделяли поэты И. Йёргенсен, В. X. Ф. Стукенберг и др. Однако и в это время творчество мн. писателей, в т. ч. Банга, оставалось реалистическим; в 90-х гг. и в нач. 20 в. реализм продолжал укрепляться: в 1898—1904 Понтоппидан опубл. роман “Счастливчик Пер”. И. В. Йенсен, автор “Химерландских историй”, написал цикл романов о прошлом дат. народа, не свободный, однако, от расист, идей. Сатирич. драмы писал Г. Вид, психол. романы и новеллы печатала Карин Микаэлис. Жизнь крестьянства реалистически изображали И. Скьольборг, И. Окьер.

Новым этапом в развитии лит-ры явилось публицистически страстное творчество первого пролет, писателя М. Андерсена-Нексё, заложившего основы социалистич. направления, а затем и социалистич. реализма в Д. л. Его прозе, поев. рабочему движению, свойствен острый критич. взгляд на бурж. общество. 1-я мировая война 1914—18 вызвала хаос и растерянность в духовной жизни бурж. интеллигенции. Молодые литераторы чувствовали себя “потерянным поколением^. Темы одиночества, страха, опустошенности нашли в 20-х гг. воплощение прежде всего в поэзии П. Ла Кура, в экспрессионист, стихах и прозе

ДАТС

==87

О. Т. Кристенсена и др. Однако и в 20-х гг. с требованием активного вмешательства в жизнь выступили фарерский писатель В. Хейнесен и крупнейший дат. совр. поэт О. Гельстед. В кон. 20-х и в 30-х гг. наблюдался подъем реалистич. сопиально-критич. прозы (“школа Андерсена-Нексё”), начало к-рому положил роман X. Р. Кирка “Рыбаки”. Жизнь трудящихся нашла правдивое изображение в романах Э. Кристенсена, К. Беккера, X. Хердаля, Л. Фишера, М. Клитгора и др. В 30-х гг. опубл. первые антибурж. романы писатель-сатирик X. Шерфиг. Значит. успехи драматургии связаны с произв. К. Мунка, К. Абелля и К. Э. Сои. Писатели внесли существ. вклад в борьбу против фашизма в 30-х гг. и особенно в годы нем.-фаш. оккупации Дании (1940—45), когда большинство деятелей лит-ры связало свою жизнь с Движением Сопротивления (Андерсен-Нексё, Шерфиг, Кирк, Мунк и мн. др.). Яркий пример единства дат. литераторов в борьбе против фашизма — издание в 1944 коллективного нелегального антифаш. сб. “Горит огонь”.

В послевоен. годы реалистич. социально-критич. направление получило развитие в произв. АндерсенаНексё, Шерфига, в романах Беккера, X. Вульфа, в поэзии Гельстеда. Тонким психологизмом отличаются произв. О. Донса, К. Сённербю, Тове Дитлевсен, X. Л. Йепсена, Т. Скоу-Хансена. Противоречиво творчество М. А. Хансена (ред. модернист, журн. “Heretica”, 1948—54) и X. К. Браннера, нередко обращавшихся к исследованию болезненной психики человека. Для модернист, лит-ры послевоен. лет характерны формалистич. черты, отход от реализма: творчество О. Сарвига, В. Сёренсена и др. Драматургия 50—60-х гг. характеризуется поисками новых форм, в содержании ясно прослеживается острая критика бурж. общества “всеобщего благоденствия”. Эта тенденция нашла выражение в пьесах Э. Ольсена и Л. Петерсена, а также в политич. ревю (К. Рифбьерг, И. Йенсен).

В лит-ре с кон. 60-х и в 70-х гг. заметно усилился интерес к социально-психол. проблематике; акцентируется контраст между материальным благополучием и духовной опустошенностью среднего датчанина, его трагич. одиночество: романы и телевиз. пьесы Л. Пандуро, романы П. Себерга и др.

Лит. периодика: “Dialog” (с 1951), <Perspektiv> (с 1953), <Vindroseni· (с 1954), “Kulturfront” (с 1972).

Изд.: Дат. новелла XIX—XX вв., Л., 1967.

• Кристенсен С.М., Дат. лит-ра 1918—1952, М., 1963; Куприянова И. П., Дат. драматургия первой пол. XX в., Л1979; Неустроев В. П., Лит-ра сканд. стран (1870—1970), М., 1980; Dansk litteratur historie, bd 1—6, Kbh., 1976—77.

В. Г. Адмони, И. П. Куприянова.

“ДАУГАВА”, лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. журнал, орган СП Латв. ССР. Изд. в Риге с 1977 на рус. яз. ДВИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА, см. Сопротивления литература. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ, в силлабо-тонич. стихосложении — ямб и хорей, ритм к-рых в рус. стихе строится на чередовании обязательно-безударных [^ и произвольных [х] слогов: (^ ) х^· х<^х...; на последнем сильном месте (см. Сильное место и слабое место) произвольный слог всегда ударен, на остальных более частоударные и более редкоударные позиции чередуются через одну (3-стопники “Грустная картина”, “Чернильница моя”; 4-стопники “А царица молодая”, “Адмиралтейская игла”, оба — А. С. Пушкин; 5-стопник “И летопись окончена моя”, Пушкин; 6-стопник “Вдоль по улице метелица метет”), если этому не препятствует склонность хорея к безударности 1-го слога (5-стопник “Выхожу один я на дорогу”, М. Ю. Лермонтов) или наличие цезур (6-стопники “Долго не сдавалась Любушка-соседка”, Н. А. Некрасов, “Надменный временщик и подлый и коварный...”, К. Ф. Рылеев). Ср. Трехсложные размеры.

М. Л. Гаспаров.

==88 ДАУГ — ДЕКА

ДВУСТИШИЕ, дистих, простейшая форма строфы: 1 стиха одинакового (как в араб. бейте) или неодинакового (как в элегическом дистихе) ритмич. строения. Бывает самостоят, стихотворением (в жанре эпиграммы, эпитафии, надписи), м. л. Гаспаров. “ДЕВГЕНИЕВО ДЕЯНИЕ”, переводной памятник др.-рус. лит-ры 11— 12 вв. (2 редакции в списках не ранее 17 в.), воинская повесть. Восходит к визант. героич. эпосу “Дмгеимс Акрит”.

• Кузьмина В. Д., Девгениево деяние, М., 1962.

Д. М. Буланин.

ДЕЙСТВИЕ, 1) поступки персонажей эпич. и драматич. произведений в их взаимосвязи, составляющие (наряду с событиями, происходящими независимо от намерений героев) важнейшую сторону сюжета. Элементарные единицы Д. — высказывания, движения, жесты, мимические акты персонажей, выражающие их эмоции, мысли, главное же — намерения. Д. может быть преим. внешним, основанным на перипетиях, что, напр., характерно для У. Шекспира, либо гл. обр. внутренним, при к-ром, как это бывает у А. П. Чехова, переменам подвержены более умонастроения героев, нежели их практически-жизненное положение. Если внешнее Д. обнаруживает преим. конфликты локальные и преходящие, к-рые возникают, обостряются и разрешаются в рамках изображенной цепи событий (см. Завязка, Кульминация, Развязка), то Д. внутреннее наиболее благоприятно для постижения устойчивых конфликтных положений, остающихся непреодоленными и в · финалах произведений.

Поступки персонажей, будучи взаимообусловлены, составляют единое действие, к-рое Аристотель считал нормой как драматич., так и эпич. сюжетосложения: в трагедиях и эпопеях должно даваться изображение “одного и притом цельного действия” (Аристотель, Об иск-ве поэзии, 1957, с. 66). В эпич. жанрах причинно-следств. связи между поступками персонажей, изображаемыми событиями нередко ослабляются либо отсутствуют вовсе. Таковы прозаич. произв. Ф. Рабле, М. Сервантеса, Дж. Свифта, поэмы Н. А. Некрасова и А. Т. Твардовского, многие автобиогр. повести. Традиционное единое Д. порой отсутствует и в драмах (“Вишневый сад” Чехова), хотя в большинстве драматич. произв. принцип единства Д. соблюдается (см. Драма).

Более широкий смысл термин “Д.” имеет у Г. Э. Лессинга: “действиями”, составляющими предмет словесного иск-ва (поэзии), он называет все явления худож. мира, к-рые имеют временную протяженность (т. е. процессы), противопоставляя их расположенным в пространстве неподвижным предметам (сфера живописи).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]