Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Человеческая память.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.07.2019
Размер:
44.53 Кб
Скачать

Следует учитывать, что синестезия не является психическим расстройством.

Человеческая память Структура, устройство, Исключение из правил

Описанные выше эффекты характерны для большинства из нас, однако бывают и исключения из правил. Представьте себе человека, который сходу запоминает строфу из "Божественной комедии" на итальянском языке, а через 15 лет повторяет ее слово в слово. А также запоминает длинный ряд из бессмысленных слогов и может повторить их через 10 лет без запинки.

Не верите? Такой человек, действительно, был, и доказательством тому являются многочисленные экспериментальные отчеты известных в то время психологов, которые наблюдали его феноменальные мнемические способности. Ими репортер Шерешевский поразил известного отечественного психолога Лурию, к которому был направлен на обследование.

Л урия A.P.: Маленькая книжка о большой памяти

Начало этой истории относится еще к двадцатым годам 20го века. В лабораторию автора пришел человек и попросил проверить его память. По прошествии многих лет, мир обогатился свидетельствами удивительных возможностей и множеством новых мнемотехник.

Заучивание рядов бессмысленных слогов затянулось, поскольку удивительный испытуемый отчетливо воспроизводил все слоги независимо от их количества в ряду. Таким образом, объем кратковременной памяти этого человека вычислить было просто невозможно — он постоянно мог увеличиваться. Поразило Лурию и то, что Шерешевский хорошо работал не только с визуальным стимульным материалом (текстами, буквами), но и со звуковым (мелодии, песни).

Шерешевского стали приглашать на ученые советы, он приковал к себе внимание психологов страны. Прежде всего, они хотели добиться от него способов феноменального запоминания. Благодаря этому человеку мир узнал многие мнемотехники. Так, запоминая длинные ряды чисел, букв, слогов или звуков, Шерешевский мысленно вписывал их в различные реальные пространства. Для чисел таким пространством часто становилась начерченная мелом на школьной доске таблица, а для букв, слогов и слов он использовал районы Москвы, которые хорошо знал и по которым мысленно прогуливался, расставляястимульный материал.

Другой техникой было разбиение непонятного материала на слоги с последующим выстраиванием ассоциаций к каждому из них. Именно так Шерешевский заучивал отрывок из "Божественной комедии" на итальянском языке. Эффективность техники подтвердила случайная проверка задания 15 лет спустя. Шерешевский повторил все строки в точности.

Кстати, при всей своей феноменальности, Шерешевский допускал ошибки, правда, тоже феноменальные. Так, называя длинный ряд слов, который ему предъявили, он забыл слово "карандаш". Позже, после сообщения об ошибке, он рассказал, что раскладывал названные слова, мысленно идя по дороге от работы до дома, и карандаш поместил на дощатый забор. При повторении он просто не увидел карандаш, который слился по цвету с забором. Впоследствии Шерешевский старался размещать предметы на контрастном фоне, увеличивал их освещенность и т.п.

Запоминать Шерешевскому помогала и развитая синестезия. Он говорил, что легче запомнить предмет, обозначаемый словом, если к нему добавить признаки из других модальностей. При предъявлении разных по силе звуков он видел полосы различного цвета, голоса людей также "слышал" оттенками различных цветов.

Общей особенностью Шерешевского была медлительность в действиях и мыслях. Когда зачитывался стимульный материал, он просил экспериментатора читать помедленней. Он говорил, что каждое произнесенное слово рождает свою ассоциацию, и при быстром произнесении они накладываются друг на друга. Тяжелой проблемой для Шерешевского стал процесс забывания. Он не мог стереть оставшиеся в памяти следы даже после символического сжигания написанных на бумаге слов. Впоследствии он научился произвольно управлять забыванием.

Феномен Шерешевского состоял как раз в том, что при наличии уникальных природных данных, этот человек успешно совмещал их с волевыми усилиями, используя различные приемы и техники.

Вывод

7