Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СЭГ.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
13.07.2019
Размер:
79.92 Mб
Скачать

14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе

Зарубежная Европа — регион, где в эпоху про­мышленных переворотов зародилась черная металлургия как одна из важнейших базовых отраслей промышленности. Пример зарубеж­ной Европы наглядно показывает весь противо­речивый путь ее развития, в том числе за­медление темпов роста в последние два де­сятилетия, сопровождающееся перестройкой ее отраслевой и территориальной структуры. В середине 1980-х гг. зарубежная Азия оттес­нила этот регион на второе место по общим раз­мерам выплавки черных металлов. Тем не ме­нее они остаются еще весьма значительными (190 млн т стали в 2002 г.). И главное, на при­мере зарубежной Европы хорошо прослежива­ется такой сугубо географический аспект ха­рактеристики, как формирование и размеще­ние металлургических районов и центров.

Металлургические районы — одна из разно­видностей отраслевых промышленных райо­нов — по времени образования относятся к наиболее старым. Их районообразующее значе­ние обычно очень велико. В большинстве эко­номически развитых стран — США, Японии, России, государствах зарубежной Европы — именно металлургические районы определяют основные черты географии черной металлур­гии. Но наряду с этим свое значение сохраняют и даже усиливают отдельные центры черной металлургии, размеры которых, как и размеры районов, могут быть весьма различными.

Рассмотрим сначала районы и центры За­падной Европы. Всего в пределах этого субрегиона специалисты выделяют около 20 метал­лургических районов (главные из них показа­ны на рис. 27) и примерно такое же количество отдельных центров. По характеру ориентации они подразделяются на районы, тяготеющие к угольным бассейнам, железорудным бассей­нам, грузопотокам коксующегося каменного угля и железной руды, к источникам дешевой электроэнергии.

На базе угольных бассейнов в Западной Ев­ропе возникли 12 металлургических районов, которые производят примерно половину всех черных металлов. Самый крупный из них — Рурский (или Рейнско-Вестфальский) в ФРГ, где среди отдельных центров этой отрасли вы­деляется Дуйсбург, расположенный в месте впадения Рура в Рейн. Такую же ориентацию имеют металлургические районы Великобри­тании — Мидленд, Южный Уэльс, Северо-Восточный; Франции — Северо-Французский; Бельгии — Льеж — Шарлеруа, некоторые дру­гие. Как правило, для них характерны метал­лургические комбинаты полного цикла. Дру­гая характерная черта таких районов — посте­пенное формирование на основе угольной и металлургической промышленности террито­риально-промышленных комплексов с разви­тыми электроэнергетикой, тяжелым машино­строением, химической промышленностью и другими отраслями, относящимися к «верх­ним этажам» индустрии.

Металлургических районов и центров, сфор­мировавшихся на базе железорудных бассей­нов, в Западной Европе значительно меньше. Главный из них — Лотарингия во Франции, которая еще в 60-х гг. XX в. давала более 2/3 всей выплавки чугуна и стали страны; однако затем многие заводы здесь были закрыты, и до­ля района резко уменьшилась. К этому типу относится также металлургический район в Верхней Австрии с центром в Линце и метал­лургический центр в Бильбао (Страна Басков в Испании).

Ориентация на грузопотоки угля и руды проявилась в Западной Европе еще до Второй мировой войны, но тогда она ограничивалась в основном внутриевропейскими перевозками.

Так, каменный уголь экспортировался из Рурского бассейна, из бассейнов Великобритании. Уже тогда крупнейшим поставщиком железной руды стал район Северной Швеции со скоплениями железной руды в недрах гор Кирунаваре и Елливаре. У подножия горы Кирунаваре возник горняцкий город Кируна (где зи­мой в условиях полярной ночи приходится работать при электрическом освещении), а вывоз руды на за­воды Германии, Великобритании, Бельгии стал осу­ществляться через незамерзающий норвежский порт Нарвик. Руда, добываемая в Елливаре, экспортирова­лась через шведский порт Лулео по Балтийскому мо­рю. К настоящему времени экспорт угля из названных выше стран потерял, а экспорт шведской руды полно­стью сохранил свое значение. И тем не менее уже не он является определяющим.

В 50—60-х гг. XX в. была осуществлена пе­реориентация значительной части западноев­ропейской черной металлургии на более деше­вую и высококачественную руду, поступаю­щую из Австралии, Канады и развивающихся стран. В связи с этим произошел ощутимый сдвиг производства черных металлов в морские порты. Новые крупные и очень крупные ме­таллургические комбинаты были построены в Таранто, Неаполе, Генуе (Италия), в Фос-сюр-Мер (район Марселя) и в Дюнкерке (Франция), в Эймейдене (Нидерланды), в Бремене (Герма­ния), в некоторых других портовых центрах.

Рис. 27. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе (в середине 1990-х гг.)

Одновременно стала происходить переориента­ция на заморскую железную руду и тех метал­лургических районов, которые возникли вдали от моря. Так, в Великобритании основные про­изводственные мощности переместились в при­брежные районы, тогда как из районов и цент­ров, расположенных в центре страны, свое зна­чение сохранил, пожалуй, лишь Шеффилд; добыча отечественной низкосортной руды была прекращена. Заморская железная руда стала поступать в Рурский, Северо-Французский, Северо-Итальянский и другие районы. Ныне при­морские районы и центры если и уступают по размерам общей выплавки «горно-металлурги­ческим» районам, то не так уж сильно.

К источникам дешевой электроэнергии в Западной Европе тяготеют сравнительно нем­ногочисленные центры электрометаллургии, расположенные в приальпийских районах Франции, в Норвегии и Швеции. В последнее время, как уже отмечалось, усилилась ориен­тация на потребителя, что связано в первую очередь со строительством мини-заводов и «подтягиванием» черной металлургии к основ­ным машиностроительным базам. В ближай­шем будущем трудно ожидать появления в За­падной Европе новых районов черной метал­лургии, хотя пространственные сдвиги в пределах существующих районов, по-видимо­му, будут происходить.

В Центрально-Восточной Европе развитие черной металлургии в течение последних деся­тилетий происходило более устойчивыми тем­пами, и снижение производства наступило только в конце 1980-х гг. Тем не менее выплав­ка стали здесь в 1990-е гг. снизилась с 40 до 30 млн. т. Для этого субрегиона характерны, в общем, те же типы ориентации в размещении черной металлургии, хотя и в несколько ином сочетании.

Крупнейшие районы черной металлургии в Центрально-Восточной Европе также возникли с ориентацией на каменноугольные бассейны: это Верхнесилезский район Полыни и Остравский район Чехословакии (см. рис. 27). В 50— 70-х гг. XX в. наряду с реконструкцией старых здесь были сооружены новые металлургиче­ские комбинаты. В связи с этим пришлось рез­ко увеличить импорт железной руды из СССР; для снабжения комбината «Катовице» в Верх­ней Силезии железной рудой из бассейна КМА была построена от советско-польской границы специальная рудовозная железная дорога ши­рокой колеи длиной 400 км.

С ориентацией на железную руду еще в до­военное время возникли заводы и комбинаты

черной металлургии в Прикарпатском районе Венгрии (Мишкольц и Озд), в Западном районе Румынии (Решица и Хунедоара), в Боснийском районе Югославии (Зеница). Уже после войны к ним добавились крупные металлургические комбинаты в Польше (Ченстохова) и в Бол­гарии (Кремиковцы). Однако по мере роста производства местные железорудные ресурсы стали все меньше удовлетворять потребности этих предприятий, и они вынуждены были все больше и больше переходить на импортную (прежде всего из СССР) железную руду. После того как в последние годы добыча железной ру­ды в Польше и Венгрии вообще была прекра­щена как экономически неэффективная, ори­ентация предприятий на импортную руду еще больше возросла.

Но большинство наиболее крупных комби­натов в Центрально-Восточной Европе было сооружено в 50—70-х гг. XX в. с ориентацией на грузопотоки и каменного угля, и железной руды. Именно этим объясняется выбор места для их строительства: либо на магистраль­ных железных дорогах из Донбасса, Кривого Рога и КМА (Краков в Польше, Кошице в Че­хословакии, Галац в Румынии), либо на Дунай­ском водном пути (Галац и Кэлэраши в Румы­нии, Смедерево в СФРЮ, Дунауйварош в Венг­рии).

Новая политическая обстановка, сложив­шаяся в Центрально-Восточной Европе в конце 1980-х — начале 1990-х гг., экономический кризис, обострение экологических проблем, равно как и новые условия внешней торговли со странами СНГ, естественно, сказываются на такой капиталоемкой отрасли, как черная ме­таллургия. В связи с этим вряд ли можно ожи­дать возникновения здесь новых центров и тем более районов данной отрасли. Скорее всего, будет происходить модернизация уже сущест­вующих предприятий, уменьшение мощностей некоторых крупнейших комбинатов (этот про­цесс уже начался), постепенная переориента­ция их на железорудное сырье из заморских стран, сооружение мини-заводов с новейшей технологией.

В целом не будет ошибкой утверждение о том, что черная металлургия в зарубежной Ев­ропе как одна из наиболее типичных старых отраслей давно уже находится в состоянии за­стоя, даже кризиса. В большинстве своем ее за­воды и комбинаты работают не на полную мощ­ность. Тем не менее районообразующее значе­ние этой отрасли по-прежнему остается еще довольно большим.