Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Декоративная роспись заслуженно относится к сам...docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
26.46 Кб
Скачать

10

Содержание:

1. История возникновения жестовского промысла…………………………..3

2. Техника выполненияч жестовской росписи………………………………..5

3. Сохранение традиций жестовских мастеров в современном мире……….7

4. Заключение………………………………………………………………….7

5. Список литературы…………………………………………………………..10

История возникновения жестовского промысла.

В начале XIX в. неподалеку от Федоскина в деревне Жостово появились черные лаковые подносы с цветочной росписью. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией купцов Вишняковых, конкурентов Лукутиных. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и прочее существуют с 1825 г. После закрытия лукутинской фабрики вишняковское предприятие, казалось бы, узурпировало полностью искусство миниатюрной живописи из папье-маше. Бывшие лукутинские мастера, оказавшиеся не у дел, приходили к Вишняковым. Но история рассудила иначе. Вишняковское производство изделий из папье-маше в середине 1910-х гг. заглохло – осталось лишь подносное дело.

Первые вишняковские подносы производились из папье-маше по примеру лукутинских изделий. Такие подносы бытовали и в Западной Европе.

Наряду с подносами из папье-маше Вишняковы и владельцы других мастерских в Жостове и окрестных селах и деревнях выпускали железные лакированные подносы, которые появились на рынке не ранее середины XIX в., встретившись здесь с подносами Урала.

Жостовские изделия принадлежат к семье «русских лаков». Позже подносы стали делать не только из папье-маше, но и из железа. Каждый поднос обычно проходил через руки трех человек: коваля, изготовлявшего форму, шпатлевщика, наносившего на поверхность подноса грунт, и живописца, исполнявшего роспись. После просушки изделие тот же грунтовщик покрывал лаком. Поначалу хозяин мастерской и члены его семьи работали на равных с рабочими. Но по мере расширения производства появлялись наемные рабочие, а хозяин все больше превращался в предпринимателя, не всегда знакомого с тонкостями производства. В 1870-1880 гг. в подмосковном подносном промысле уже было занято более 240 рабочих. Расширяя производство, жостовцы учитывали и осваивали опыт других подносных промыслов. На мысль о замене папье-маше более прочным металлом их навели подносы Нижнего Тагила, ставшего знаменитыми еще в XVIII в. центром производства.

Здесь делали большие подносы-картины, написанные по живописным или гравюрным оригиналам. В середине XIX в. на смену им пришли более расхожие и разнообразные по формам подносы с растительным орнаментом, характерным для многих предметов уральской народной утвари.

Нижний Тагил оставался ведущим подносным промыслом России до 1870 г., когда жостовские изделия составили ему серьезную конкуренцию.

Поднос как бытовой предмет существовал издавна. Но в XIX в. спрос на него увеличивался, чему способствовал рост городов, развитие сети гостиниц, трактиров, питейных заведений, где подносы служили не только своему прямому назначению, но и как украшение интерьера. Это позволило жостовцам создать самостоятельный промысел подносов. Они учли опыт других центров, однако, не просто заимствовали понравившиеся формы и приемы, но, освоив и переработав их, создали свой собственный неповторимый стиль. От Тагила они восприняли многие формы подносов – «гитарные», круглые, восьмигранные, прямоугольные. Жостовские ковали усовершенствовали и разнообразили их, применяя различные размеры и пропорции, плавные переходы от плоскости подноса к борту, фигурный рисунок прорезных ручек. Восхищаясь виртуозным мастерством исполнения петербургских подносов, жостовцы учились на них искусству декоративного натюрморта, также по-своему используя его для своих изделий.

Однако, восприняв некоторые стороны искусства других подносных производств, жостовские мастера, прежде всего, развивали свои собственные местные традиции. Родившись в недрах подмосковной лаковой миниатюры, производство подносов в Жостове долгое время сохраняло органическую связь с ней. Вплоть до XX в. подносы и лаковые изделия подчас делали в одной мастерской, и расписывали их одни и то же мастера. Но и в обособившемся подносном промысле жостовские живописцы развивали технологию обработки лаковых коробочек из папье-маше, применяя те же грунты, лаки и масляные краски. Аналогичными лаковой миниатюре были и первые сюжетные композиции на подносах – «тройки», «чаепития», жанровые сценки из сельской жизни. В них использовались широко тиражировавшиеся многими журналами гравюры с модных русских картин. «Вольные» копии с этих картин и гравюр мастера помещали, видоизменяя их и подчиняя декоративному характеру подносной живописи. Они упрощали композиции, умело вписывали их в разнообразные формы и размеры предмета, создавали условное построение пространства, впечатление глубины и объемности на плоскости, равновесием частей и расположением цветных пятен придавали изображению ритмическую основу.

Все произведения Жостова несут в себе непременные элементы послойного жостовского письма, которые составляют определенную систему, профессиональный живописный канон.