Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты ИОГП Часть 1.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
04.05.2019
Размер:
1.41 Mб
Скачать

24 Общественно-политический строй и право Великого Княжества Литовского. Влияние Литовского законодательства на русское право.

До конца XII в. монгольские племена вели натуральное хозяйство и кочевой образ жизни, перемещаясь в степях к северу от пустыни Гоби (современная Монголия).

На рубеже XII–XIII вв. ожесточенная борьба между различными монгольскими племенами завершилась образованием единого Монгольского государства, обладавшего сильной военной организацией, в основе могущества которой была сила знаменитой монгольской конницы. В рамках новой государственности монгольские племена со временем сплотились в единую народность.

Темучин (ок. 1155–1227), лидер наиболее сильного и удачливого монгольского племени, был избран ханом всех монголов под именем Чингисхана. Он повел захватническую политику, покорив Китай Ср. Азию и Закавказье.

Во главе Золотой Орды стоял хан, потомок Чингисхана, обладавший неограниченной деспотической властью. Для решения наиболее важных вопросов (в частности, для выборов хана) собирался съезд монголо-татарской знати – курултай. Центральный гос. аппарат состоял из распорядительных и судебных ведомств, возглавлявшихся ханскими царедворцами, подчинявшихся монарху. Местные органы управления находились в руках монголо-татарской феодальной знати, местные управители – даруги и баскаки – походили на «малых ханов».

С принятием ислама право Зол. Орды оказалось тесно связано с шариатом, который стал вытеснять древнее традиционное собрание монгольских законов и обычаев.

Уголовные законы были чрезвычайно жестокими, основным видом наказания являлась смертная казнь, включая ее наиболее изощренные виды. Одним из наиболее тяжелых преступлений считалось конокрадство.

Главой Литовского государства был великий князь (господарь), чьи отношения с другими феодалами строились на основе вассалитета.

Власть господаря по наиболее важным гос. вопросам (в частности, в области законодательства и правосудия) ограничивалась советом панов (паны-радой), в которую после Кревской унии (соглашения 1385 г. о династическом союзе между Польшей и Великим княжеством Литовским), помимо крупнейших вассалов господаря (магнатов), были включены католические епископы, крупные воеводы и высшие должностные лица центрального управления.

Все члены паны-рады и шляхта составляли Великий вальный сейм, созывавшийся как минимум раз в два года.

На места (в воеводства и староства) господарь назначал соответственно воевод и старост, которые осуществляли все функции административной, военной и судебной власти.

Ряд литовских городов (в частности, Вильнюс и Каунас) обладали самоуправлением, во главе городской администрации стояли выборные органы, кооптировавшиеся из среды богатых горожан.

Среди источников права Литовского великого княжества особое место занимают Русская Правда и Померанская Правда (сборник прусского обычного права), а также местное древнелитовское обычное право. Позже законотворчеством занялись и литовские господари (начиная с Казимира IV), совместно с паны-радой. В русских землях Литовского государства в качестве источников права применялись Русская Правда и нормы обычного права, русский язык был официаль-ным в судопроизводстве. С конца XIV в. развивается система господар- ских «листов», «привелей», постановлений и уставов. В 1447 г. принимается первый общеземский привелей Литвы, Руси и Жмуди, в 1468 г. — первый судебник (25 статей по уголовному и процессуальному праву). В 1529 г. был принят первый статут Великого княжества Литовского, оказавший существенное влияние на развитие русского права и основанный на Русской Правде и русском обычном праве. Другими источниками статута были литовское и польское законо- дательство, привелей, римское и немецкое право, судебная практика. Новая редакция, или второй Литовский статут, появилась в 1566 г., третий статут — в 1588 г. Первая редакция Литовского статута была составлена в 1529 г. и записана на русском языке. По своему составу Статут являлся сборником норм русского обычного права, действовавшего на территории Литвы вплоть до XVI в. На более поздней редакции Статута (1588) уже замет- но сильное польское влияние. Нормы Литовского статута действовали не только на территории Литвы (в русских землях), но и в восточной России. Рецепция положе- ний Статута осуществлялась приказными дьяками при составлении «указных книг», их широкая рецепция была проведена и при составлении Уложения 1649 г. При этом рецепция была выборочной, с целью приспо- собить положения Статута к русским условиям. Статут содержал древние нормы, которые применялись исключитель- но к представителям высших классов (шляхетство), городские слои ли- товско-русского общества жили, основываясь на нормах немецкого, Маг-дебургского права. Так личные привилегии и неприкосновенность, за-крепляемая Статутом, могли относиться только к шляхте. Поэтому в ходерецепции норм статута в русское национальное законодательство, коди-фикаторы умышленно отказывались от узко-сословных положений, в нем содержавшихся. Были исключены многие положения о «шляхетской чести» и проч.

По своему содержанию и структуре Литовский статут 1529 г. слож- нее русского Судебника 1497 г. Его юридическая техника выше (нуме-рация статей, более четкая систематизация материала и пр.). Провоз- глашались принцип единства закона для всех сословий (разд. I, ст. 9), право любого подданного на правосудие (I, 14), защиту собственности (I, 15,19). В целях сохранения шляхетской собственности от распродажи Статут ограничивал распоряжение ею — возможно было навечно отчуждать лишь одну треть земли (1,16). Закон устанавливал обязательную службу в пользу князя для всех владельцев недвижимости, даже залогодержа- телей (II, 3). Статут подчеркивал государственный интерес короны: обязанность великого князя расширять пределы государства (III, 2), отказ от пожа-лований чужеземцам земель и званий (III, 3), обязательство сохранять старые постановления, вольности панов и шляхты, ранее выданные долж-ности и т.п. (III, 4, 6, 7). Вместе с тем много места закон отводил нормам, защищавшим феодальные права и свободы — право выезда, наследст-венного владения, шляхетскую честь и пр. (III, 8,9,12,14). Князю прямо запрещалось возвышать простых людей над шляхтичами (III, 10). Подробным образом Статут регламентировал наследственные отно- шения, институт опеки, последовательно проводил принцип майората (приоритета старшего сына — наследника), порядок оформления заве-щаний (раздел V). В разделе об уголовных преступлениях особенно заметно влияние на Статут древнего русского права (Русской Правды). Вместе с тем в законе содержатся ряд положений разработанных на значительно более высоком техническом уровне: об установлении причинно-следственной связи между преступным деянием и его последствиями (VII, 7, 10), о соучастии в преступлении (VII, 8, 18, 23), о квалифицированных видах убийства (VII, 14, 15) и проч. Закон особо выделял убийство низших категорий людей: бортников, ремесленников, приставов, челядинов, крестьян (XI, 1—4). Евреям и

татарам запрещалось держать в неволе христиан (XI, 6), признавались недействительными договоры о продаже детей в рабство из-за голода. Однако законным невольничество признавалось в нескольких случаях: давность и рождение в неволе, иноземцы-пленники, приговор к смерти и его замена неволей, самопродажа и брак на невольнице (ср. с Русской Правдой).Воровству в Статуте посвящен целый раздел (XIII). Регламентиро- вался порядок поиска улик (поличного — ст. 2—5), процедура обвинения в воровстве без предъявления поличного (ст. 7—9), пытка (ст. 14, 22),

убийство вора на месте преступления (ст. 20—21) и др.