Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Федоров В.А. РПЦ в синодальный период.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
652.8 Кб
Скачать

Глава 6.

Конфессиональная политика российских императоров в XVIII в.

1. Церковные реформы Петра I.

«Духовный регламент» 1721 г., учреждение Святейшего Правительствующего Синода

Церковные реформы Петра I преследовали цель подчинения Церкви светской власти. Это выражалось в коренном изменении системы управления Церковью с целью инкорпорировать ее в го­сударственную структуру, лишении экономической самостоятель­ности Церкви, существенном ограничении сферы действий и ком­петенции церковного суда, даже во вторжении государства в ее каноническую сферу. «Фундаментом реформы, — как справедли­во отметил историк В.С.Шульгин, — должна была стать ликвида­ция экономической самостоятельности Церкви с тем, чтобы по­ставить ее в материальную зависимость от светской власти».

До Петра I духовенство было свободно от основных государ­ственных налогов и воинских обязанностей. Уже с азовских похо­дов 1695-1696 гг. Петра духовенство было привлечено к строи­тельству флота. Для пополнения государственной казны из монас­тырских хранилищ стали изыматься ценности. Петр, пытаясь привлечь все население на службу государству, значительно уве­личил сборы с духовенства: оно не только платило налоги со всех недвижимых имений (земель, бань, мельниц и пр.), но стало платить специальные «драгунские деньги» (на содержание конных драгунских полков); был введен налог на содержание армейского духовенства. Духовенство стало привлекаться к различным строи­тельным работам, несению караульной службы, на него было

151

возложено обеспечение квартирования воинских частей. Воссоз­дание 24 января 1701 г Монастырского приказа, которому были переданы в управление архиерейские и монастырские вотчины, особенно подорвало хозяйственное благополучие церкви.

С Петра 1 духовное сословие стало использоваться государ­ством для пополнения армии чиновничества. В практику вошли «разборы» духовенства, в результате которых «безместных попов», годных к воинской службе, сдавали в солдаты. Выпускники ду­ховных училищ и семинарий из-за недостатка для них мест свя­щенников и церковнослужителей поставляли значительный кон­тингент чиновников для гражданской службы.

С 1701 г. существенно были ограничены функции и прерога­тивы церковного суда. Ранее они были весьма широкими, когда по гражданским и уголовным делам («кроме разбойных, татиных и кровавых дел») церковному суду было подсудно всё: духовенст­во, церковный причт и зависимые от духовенства люди. Эта юрисдикция Церкви по весьма широкому кругу дел простиралась на всё население государства. В так называемые «духовные дела» входили не только дела о преступлениях против религии и Цер­кви, но и целые сферы гражданского и отчасти уголовного пра­ва: дела о браке и семье, о наследовании и т. п.

Вопрос об ограничении полномочий церковного суда был под­нят светской властью в 1700 г. Тогда еще был жив патриарх Ад­риан. По его повелению были составлены «Статьи о святитель­ских судах», содержащих каноническое обоснование судебных привилегий Русской Церкви. Это была последняя попытка отсто­ять неприкосновенность церковного суда. После смерти Адриана 16 октября 1701 г ряд дел был изъят из ведения церковного суда: брачные, бракоразводные, о насильственных браках, о правах за­конного рождения, о прелюбодеянии, насилиях над женщинами и пр. В ведении церковного суда оставались богохульство, ерети­чество, раскол, волшебство и суеверия, но на деле церковные власти вели лишь предварительное следствие по этим делам («изобличали», т.е. устанавливали вину преступника), а оконча­тельное решение перешло в компетенцию светского суда. В свя­зи с восстановлением в 1701 г. Монастырского приказа в его ве­дение, наряду с заведованием церковным имуществом, перешел и суд над крестьянами, принадлежавшими Церкви.

Вместе с тем Петр 1 обязал духовенство выполнять некоторые административные и, до известной степени, политические функ-

152