Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Федоров В.А. РПЦ в синодальный период.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
652.8 Кб
Скачать

Глава 7.

соблюдать равенство в правах всех трех христианских церквей -римско-католической, униатской и православной. Однако право­славному духовенству было предписано «склонять» униатов к «воссоединению с православием».

После второго раздела Польши в 1793 г., когда основная часть Правобережной Украины и Белоруссии вошла в состав России, началось массовое воссоединение с православием униатов пре­имущественно украинских земель. Но российское правительство тогда воздерживалось от применения крайних мер, и воссоеди­нение проходило в основном добровольно. К концу царствования Екатерины II, таким образом, были воссоединены с православием около 2 млн. униатов.

Но примерно столько же человек (в Белоруссии, Литве, на Холмщине) продолжали твердо держаться униатства, которое было уже верой их отцов и дедов, освященной многолетней тра­дицией. Положение их было легализовано российским законода­тельством. Павел I создал две униатские епархии - Луцкую и Брестскую. В 1798 г. был учрежден Департамент римско-католи­ческого вероисповедания. В его ведении находились и униаты, за которыми (как и за католиками) признавалось право свободы вероисповедания. В 1804 г. была образована Цетральная римско-католическая духовная коллегия, в которую входили и предста­вители от униатских епархий, а в 1805 г. в составе этой коллегии был образован Униатский департамент.

Но уже в царствование Александра I при первых же попытках «вовлечь» униатов в православие, последние ответили на это ре­шительным отказом, а в 1807-1808 гг. под влиянием слухов о лик­видации унии более 50 тыс. униатов перешли в католичество. В то время уния официально трактовалась как «искусственное созда­ние католичества», не имевшая корней ни в прошлом, ни в настоя­щем, явившись «делом интриг и обмана». Поэтому требовалось «исправить ошибку» и во имя исторической справедливости вер­нуть Православной Церкви «незаконно похищенное наследие».

Решительные шаги к ликвидации унии на территории России были предприняты Николаем I. Рьяным исполнителем светской власти в деле присоединения униатов к Русской Православной Церкви стал бывший униатский епископ, затем митрополит литовский, Иосиф Семашко. Видную роль в деле воссоединения униатов с православными сыграл и обер-прокурор Св. Синода Н.А.Протасов.

205

Поводом к решительным мерам для ликвидации унии послу­жило ноябрьское восстание 1830 г. в Польше. Историк унии и ее упразднения в России профессор М.О.Коялович писал, что «оно (восстание. - В.Ф.) показало правительству как нельзя яснее всю опасность латинского направления в унии и всю благотворность для России воссоединения униатов». Воссоединение униатов с Русской Православной Церковью призвано было решить две за­дачи: лишить религиозной опоры поляков в данном крае и вместе с тем послужить средством обрусения западных губерний России, некогда входивших в состав Польши. Этому предшествовал ряд подготовительных мер «очищения унии от примесей латинских»: устройство в униатских церквах православных иконостасов, вве­дение при богослужении служебников московского издания, за­прет детям униатов ходить в «латинские» школы; в униатских епархиях закрывались монастырские училища и создавались рус­ские духовные семинарии.

К 1834 г. все епископские кафедры в униатских епархиях бы­ли заняты либо православными иерархами, либо сторонниками присоединения униатов к православию. К 1835 г. на территории Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины были закрыты все униатские монастыри.

В 1837 г. униатская коллегия была преобразована в составе Синода. 22 декабря 1838 г. был образован специальный Секрет­ный комитет по униатским делам, а по существу для разработки мер ликвидации унии. В этот Комитет вошли обер-прокурор Св. Синода Н.А.Протасов, шеф жандармов А.Х.Бенкендорф, главноуправляющий делами иностранных вероисповеданий Д.Н.Блудов и министр государственных имуществ П.Д.Киселев. В Комитет также были «приглашены» виленский и волынский военные генерал-губернаторы, которым предстояло содействовать духовным властям проведение правительственных мер по вос­соединению униатов с Православной Церковью.

И духовные, и светские власти прекрасно понимали, что нель­зя полагаться только на методы убеждения. Один из наиболее воинствующих иерархов епископ Смарагд откровенно заявлял: «Одною проповедью и похвальбою православия ничего взять нельзя. Теперь не апостольские времена». Из опасения народных волнений решено было в наиболее «угрожаемые» и «неспокой­ные» уезды «под благовидным предлогом» ввести войска. Раз­работаны были и инструкции, как им предстояло действовать.

206