Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Федоров В.А. РПЦ в синодальный период.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
652.8 Кб
Скачать

Глава 7.

торые обвиняли их в стремлении «обратить русское православное население в католическую веру». Указом 15 декабря 1815 г. иезуи­ты были высланы из Петербурга, а указом 13 марта 1820 г и из других городов России. Характерна мотивировка указа 1820 г о высылке иезуитов вообще из пределов России; «Удаление иезуи­тов из Петербурга не послужило к перемене их поведения». На это были свои основания, так как они продолжали совращать в католичество представителей русской знати. Иезуит Жозеф де Местр писал в 1816 г: «Обращение умов к нашей вере идет чрез­вычайно быстро, и переход в католицизм замечателен как по чис­лу лиц, так и по положению, занимаемому ими в обществе». Всего было выслано из России 647 иезуитов. Их школы и духов-ная академия в Полоцке были закрыты, а всё принадлежавшее иезуитам имущество на сумму cвьше 3 млн.руб. конфисковано и передано в казну, включая и их крепостных крестьян, которые под названием «поиезуйтских» перешли в разряд государственных.

Уже при Павле I был сделан ряд послаблений старообрядцам. Александр I продолжил эту политику. Предписание императора 1801 г. о старообрядцах гласило: «Общее правило, принятое мною, состоит в том, чтобы не делая насилия совести и не входя в розыскание внутреннего исповедания веры, не допускать однако же никаких внешних оказательств отступления от Церкви и строго воспрещать в сем соблазны не в виде ересей, но как нарушение обществененого благочиния и порядка». Старообрядцам разре­шено было иметь своих священников, по своим обрядам совер­шать крещения, браки, погребения. Было предписано «не входить ни в какие розыскания о тех старообрядцах, которые издавна нахо­дятся в сей секте, а наблюдать только, дабы никого из православ­ных не совращали в свой раскол». Таким образом, не подвергался гонениям «раскол существующий», но преследовались «распро­странители раскола, совращающие в раскол», а также и «уклоняю­щиеся в раскол». Это касалось и других «инославных» христиан­ских конфессий. В том постановлении говорилось: "Пусть все народы, в России пребывающие, славят Бога всемогущего разны­ми языками по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование российских монархов и моля Творца вселенной об умножении благоденствия и укрепления силы империи». Характерна резолюция Александра I о секте-духоборов: «Отдаление сих людей от Православной Церкви есть, конечно, с их стороны заблуждение, основанное на некоторых погрешных за-

177

ключениях их об истинном богослужении и духе христианства. Сие происходит в них от недостатка просвещения, ибо ревность Божию имеют не по разуму. Но просвещенному правительству христианскому приличествует ли заблудших возвращать в недра церкви жестокими средствами, истязаниями, ссылками и тому по­добными? Учение Спасителя мира, пришедшего на землю взыскати и спасти погибшего, не может внушаемо быть насильствами и казнями... Истинная вера порождается благодатию Господнею чрез убеждение, поучением, кротостью, а более добрыми приме­рами. Жестокость же не убеждает никогда, но паче ожесточает». Таким образом, хотя и провозглашалась свобода вероиспове­дания, однако с непременным условием верности монархии и ее прославления, а главное - не в ущерб интересам «господствую­щей и первенствующей» Православной Церкви.

Присоединение к Русской Православной Церкви Грузинского экзархата

Ко времени присоединения Грузии к России (1801-1804) мест­ная автокефальная Церковь находилась в состоянии глубокого упадка. Указами 1811 и 1814 гг. она была введена состав Русской Православной Церкви на правах экзархата (церковной автоно­мии). В 1817 г. экзархом Грузии был поставлен митрополит Рязан­ский Феофилакт (Русанов); ряд епархий экзархата был преобразован путем их слияния и укрупнения. Получила свободу и та часть грузинского духовенства, которая находилась в крепостной зависимости.

Отношение Александра I к масонству

В 1803 г был снят запрет на деятельность масонских лож. Од­нако формального разрешения на открытие новых лож не было дано, а с 1810 г. за масонами был установлен негласный полицей­ский надзор.

Это было время широкого увлечения масонством. В начале XIX в. в России насчитывалось около 200 масонских лож, в кото­рых состояло свыше 5 тысяч человек. Социальная принадлеж­ность членов масонских лож была различной. Были ложи как с преобладанием лиц «третьего сословия» (купцы, промышленни­ки, ремесленники, разночинная интеллигенция), так и исключи­тельно из дворян-аристократов. В масонских ложах несколько лет пребывали великий князь Константин Павлович, М.М.Сперан-

178