Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Федоров В.А. РПЦ в синодальный период.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
652.8 Кб
Скачать

Глава 6.

В Сибири велось следствие против митрополита Тобольского и Сибирского Павла (Канюшкевича), в котором видели «врага» секуляризации церковных имений. Дело было основано на по­дозрениях, которые не оправдались. Он также подвергся суровым репрессиям и в итоге был лишен кафедры и отправлен «на покой» в Киево-Печерскую лавру.

В связи с секуляризацией с приходов были сняты некоторые прежние платежи в пользу архиерейских домов. Как сообщает А.В.Карташев, Екатерина «вела разведку и о других архиереях, недружелюбно встретивших секуляризацию».

Таковы были суровые меры просвещенной монархини к иерархам, противящимся ее воле. Кредо Екатерины II, высказан­ное ею еще в 1761 г.: «Уважать веру, но никак не давать ей влиять на государственные дела». По вступлении на престол в речи к Синоду она прямо и без обиняков заявила, что архиереи не толь­ко служители алтаря и духовные наставники, но в первую оче­редь «государственные особы», ее «вернейшие подданные», для которых «власть монарха выше законов евангельских».

Были приняты меры к улучшению положения приходского духовенства. Указами 1764-1765 гг. отменялись все «окладные сборы», которые приходское духовенство обязано было платить архиерею, отменялись или закреплялись жесткими тарифами обременительные подати за поставление, за переводы с должности. Отныне епископат переходил на казенное содержание от до-ходов секуляризованных церковных имений, «архиерейское тягло» осталось в прошлом. Архиереям запрещалось лишать священ­нослужителей сана без разрешения Синода, применять телесные наказания (указы 1765-1766). Изменился и характер архиерейско­го суда: вместо кары устрашающей и публичной, насилий, уни­жавших достоинство духовного лица, в практику вошли наказа­ния исправительные, «келейные» по соображениям поддержки авторитета духовных лиц. Но «традиционный дух властительства по-прежнему царил в архиерейских домах». Наряду с этим в 1784 г. последовал новый «разбор» духовенства: снова было пред­писано (как и в былые «разборы») «безместных» священно- и церковнослужителей приписывать к податным сословиям, а «год­ных» (к воинской службе) сдавать в рекруты. Изданный в 1773 г. указ провозглашал Синоду принцип веротерпимости. «Как Всевышний Бог терпит на земле все веры, — говорилось в указе, — то и Ее Величество из тех же правил, сход-

ствуя Его святой воле, в сем поступать изволит, желая только, чтобы между ее подданными всегда любовь и согласие царили». Мусульмане получили свободу строить мечети и свои духовные школы, а муллам было даже назначено и содержание из казны, равно как и буддийским ламам. (Указы 1788 и 1794 гг.)

Павел I в начале своего царствования ввел ряд льгот для ду­ховенства. По восшествии на престол 6 декабря 1796 г. Павел I, по ходатайству Св. Синода, своим первым указом освободил ду­ховных лиц от телесного наказания за уголовные преступления в гражданских судах до момента лишения сана, так как наказание, «чинимое в виду тех самых прихожан, кои получали от них спаси­тельные тайны, располагает их к презрению священного сана». В тот же день Павел I издал указ о приведении к присяге на вер­ность императору и крепостных крестьян, чего ранее не бывало. Многие крестьяне восприняли его как закон, освобождающий их от крепостной зависимости. В конце 1796 - начале 1797 гг. прока­тились массовые крестьянские волнения, которыми были охва­чены 32 губернии. К бунтующим крестьянам присоединился и ряд приходских священников. 29 января 1797 г. Павел I издал Ма­нифест, в котором говорилось: «Духовные, наипаче же священ­ники приходские, имеют обязанность предостерегать прихожан своих противу ложных и вредных разглашений и утверждать в благонравии и повиновении господам своим, памятуя, что небре­жение их о словесном стаде, им вверенном, как в мире сем взы­щется начальством их, таки в будущем веке должны будут дать ответ пред страшным судом Божиим».

1 мая 1797 г. издано «Обращение» к архиереям, дабы они «за поведением священно- и церковнослужителей имели строгое на­блюдение, стараясь всемерно предупреждать и отвращать народ­ные возмущения». Указывалось, чтобы тех пастырей, которые приведут в послушание толпу, «отмечать пристойными почестями или переводить их на выгоднейшие места». Если же, наоборот, «будет примечено хотя бы только подозрение к наклонению крес­тьян к возмущению, то такового немедленно брать в консисторию и приход поручить другому, для увещевания же крестьян посы­лать надежнейшего священника». Были подтверждены указы Екатерины II, запрещавшие священникам писать челобитные для крестьян. Характерно, что указ 1798 г. об отмене права выбора прихожанами приходских священников мотивирован и таким об­стоятельством: «По происшедшим в некоторых губерниях ослу-

168