Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЗЛ 3 курс.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
29.04.2019
Размер:
254.46 Кб
Скачать

Литература:

  1. Моэм У. С. Чарльз Диккенс и «Дэвид Копперфильд» // Моэм У. Подводя итоги: Эссе, очерки. – М., 1991.

  2. Пирсон Х. Диккенс. – М., 1963.

  3. Сильман Т. Диккенс: Очерки творчества. – Л., 1970.

  4. Султанов Ю. Принципы Добра. Художественный мир Ч. Диккенса // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2001. – № 9.

  5. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. – М., 1975.

Справочные материалы:

Чарльз Диккенс (1812 – 1870) – писатель-реалист, творчество которого стало художественным символом викторианской Англии. Реалистическая в своей основе картина жизни викторианской Англии, созданная Диккенсом, отражает процесс длительной эволюции художника. Будучи убежденным реалистом, Диккенс в то же время, по способу утверждения нравственно-эстетического идеала всегда оставался романтиком, даже в пору зрелого творчества. По словам Е. Гениевой, «Диккенс – писатель очень разный. Добрый, смешной, карикатурный в начале творческого пути, трагический, полный скепсиса, иронии, психологических прозрений, – в конце. Христианин, обладавший поразительным, почти возрожденческим жизнелюбием».

Художественный мир Чарльза Диккенса представляет собой извечную борьбу двух начал – добра и зла. Эстетический идеал для писателя – в единстве правды, добра и красоты. Зло воспринимается как отклонение от нормы: как нравственных уродов изображает он скупцов, лицемеров, эгоистов. Положительные герои Диккенса – люди, познавшие бедность, горечь утрат и выдержавшие жизненные испытания. Этические ценности в романах Диккенса противопоставляются утилитаризму и своекорыстию. Этим объясняется частое обращение писателя к миру детства, образам детей, для которых характерны чистота и непосредственность мировосприятия.

Диккенс задумал роман «Дэвид Копперфильд» (1850) как трогательную фантазию, составленную из воспоминаний детства. Работая над «Дэвидом», писатель вновь переживал свое детство, и ему стоило большого труда отобрать лишь те воспоминания, которые были действительно необходимы для сюжета. Роман воскресил его детские годы, и поэтому, как он заметил незадолго до смерти, он любил эту книгу «больше всех других. Подобно многим любящим родителям, я в глубине души знаю, что у меня есть любимое дитя, и зовут его – Дэвид Копперфильд». Это самая «личная» книга Диккенса, гораздо более правдивая, чем большинство автобиографий. И хотя Дэвида Копперфильда нельзя считать копией Чарльза Диккенса, он все-таки наделен некоторыми главными качествами автора книги. Познавая жизнь и других людей, Дэвид открывает себя, нисколько не скрывая от читателя противоречий своей натуры и ошибок (например, чрезмерная болтливость в доме Урии Хипа, желание актерствовать, восхищение Стирфортом и т.д.). Однако главное в характере Дэвида – его неиссякаемая вера в людей, в добро, справедливость. Носителями этого добра и справедливости становятся для него мать, семья его няни Пегготи и бабушка Бетси Тротвуд.

Как полагает Х. Пирсон, «первые четырнадцать глав – самое лучшее, что когда-либо написано о детстве и юности». Диккенс сумел просто и естественно рассказать о юношеской любви, с ее безрассудствами, ее неистовыми порывами, радостями, мучениями, восторгами и унижениями, подозрениями и наивной верой, поэтому изображение характеров детей в романе немыслимо без исследования их внутренней жизни. Реалистическое исследование детской психологии, появление потребности в изображении трудностей, ошибок, заблуждений, встречающихся на пути растущего человека, – свидетельство расширяющихся возможностей писательского мастерства Диккенса. В целом третий период творчества Чарльза Диккенса связан с качественно новым этапом в истории английского реализма – психологическим реализмом.

Проблемы воспитания и образования занимают в романе «Дэвид Копперфильд» значительное место. Они связаны с процессом формирования личности, ее нравственных качеств. Автор представляет несколько семейных и общественных методов воспитания: система отчима Дэвида мистера Мэрдстона; система Крикла, директора школы для мальчиков ; школа доктора Стронга; система бабушки Бетси Тротвуд. Мистер Мэрдстон педантичен, жесток и бессердечен, Дэвид в его глазах – довесок. Основное средство воспитания Мэрдстона – порка. Сущность воспитания в «Сэлем Хауз» определяется самохарактеристикой мистера Крикла: «Я – зверь!». Жертвами бездушия взрослых становятся в романе Стирфорт и Урия Хип. В школе доктора Стронга принята разумная система воспитания, основанная на доверии к ученикам. Бабушка Бетси Тротвуд заботится о моральном воспитании Дэвида, предоставляя ему свободу выбора. Строгая, но добрая и справедливая, бабушка уважает выбор другого (как в случае с неудачным браком Дэвида и Доры Спенлоу). Лучший воспитатель ребенка – это взрослый, оставшийся в душе наивным чудаком, близким к миру детства.

Поэтика диккенсовского романа включает счастливую концовку как органически ей присущую. Это связано с особенностями эстетического идеала писателя, с той активной ролью, которая принадлежит в его художественной системе категории воображения. Вера Диккенса, проповедника и моралиста, в то, что «принцип Добра всегда в конце концов торжествует, несмотря на самые неблагоприятные обстоятельства и тяжелые препятствия», реализуется в произведениях писателя как неизбежность победы добра над злом. В контексте романа торжество светлых начал воспринимается как закономерное.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]