Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы музыка.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
29.04.2019
Размер:
398.85 Кб
Скачать
  1. Героико – драматический симфонизм (симфония №5, «Эгмонт»)

Слайд 5 Людвиг Бетховен создал 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, 2 мессы и другие симфонические сочинения.

Великий общественный переворот во Франции оказал непосредственное и мощное воздействие на Бетховена. С редкой творческой силой и эмоциональной остротой Бетховен воспел величественность и напряженность своего времени, его бурный драматизм, радости и скорби гигантских народных масс. До наших дней искусство Бетховена остается непревзойденным как художественное выражение чувств гражданского героизма.

Революционная тема ни в какой мере не исчерпывает собой наследия Бетховена. Несомненно, самые выдающиеся бетховенские произведения относятся к искусству героико-драматического плана. Основные черты его эстетики наиболее рельефно воплощены в произведениях, отражающих тему борьбы и победы, воспевающих общечеловеческое демократическое начало жизни, стремление к свободе. «Героическая», Пятая и Девятая симфонии, увертюры «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора», «Патетическая соната» и «Аппассионата» — именно этот круг произведений почти сразу завоевал Бетховену широчайшее мировое признание.

Развитие героической концепций симфонизма Бетховена идет от Третьей к Пятой симфонии. Новым элементом содержания Пятой симфонии явилась проблема борьбы человека с «судьбой». Пятая симфония — сконцентрированная, стремительно развивающаяся драма, в которой очень усилено внутренне-психологическое начало. Слияние личного и массового, лирического и гражданского — одна из важнейших проблем содержания Пятой симфонии.

Вызывают возражение характеристики этой симфонии, в которых она предстает только как сокровенная «исповедь, души», как выражение великой трагедии борьбы с «судьбой» самого Бетховена. «Именно в ней, — писал Берлиоз, — раскрываются самые задушевные его мысли, а сам сюжет симфонии навеян его тайными страданиями, сдержанным гневом, тоскливыми мечтаниями, ночными грёзами и восторженными порывами».

Освободительная идея и личная борьба человека с трагическими обстоятельствами жизни (а также (борьба и с самим собой) — два эти начала составляют единое драматургическое действие Пятой симфонии. Проблема «судьбы» была для Бетховена одновременно и проблемой личной трагедии, и проблемой борьбы человечества с насилием и деспотизмом. Высшим благом для человека Бетховен считал гражданскую свободу («Свобода! чего еще больше желать человеку!»), высшим несчастьем — потерю ее, покорность «судьбе». По-новому (даже по сравнению с Третьей) решает Бетховен проблему симфонического цикла. В Пятой симфонии цикл приобрел еще более органичное и драматически действенное единство, основанное на сквозном развитии ведущего образа от геройко-трагической I части до триумфального финала.

Музыкальные истоки финала Пятой симфонии следует искать в массовых песнях самого Бетховена, так или иначе связанных с событиями французской революции. Напомним, что в основе главной партии финала лежит вариант песни «Свободный человек», которой Бетховен откликнулся на события 14 июля 1789 года.

Воплощая апофеоз победы в образах освобожденного человечества, Бетховен обращается к героическим массовым жанрам марша, гимна, танца. В финале Пятой симфонии с наибольшей силой выразилась связь Бетховена с музыкой французской революции. Оркестр финала словно предназначен оглашать своей звучностью огромные открытые пространства, участвовать в празднествах революции.

5я Симфония

В 1809—1810 гг. при создании Бетховеном музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» возникла увертюра, до сих пор остающаяся самой популярной увертюрой Бетховена. Поразительно мастерство, с каким Бетховен из вступительных суровых аккордов в ритме сарабанды и ответных жалобных певучих фраз строит всю композицию, отражающую глубокое героико-драматическое содержание. Общая концепция увертюры «Эгмонт» чрезвычайно сближает ее с Пятой симфонией, принципиальная разница лишь в форме: в одном случае сонатной со вступлением, в другом — циклической. В данной увертюре ясно ощущаемый момент гибели — причем в ней характерным становится еще и победное заключение на совершенно новой теме. Все эти моменты придают очень специфический характер, ибо не могут быть объяснены простой логикой чисто симфонической формы и требуют программного обоснования своей театрально-драматической природы.