Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В.Н. Чернецов, В.И. Мошинская. В поисках древне....doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
288.26 Кб
Скачать

Быт и производство усть-полуйцев

Многочисленные находки различных бытовых поделок и утвари дают представление о быте усть-полуйцев.

Одежда обитателей Усть-Полуйского городища изготовлялась из кожи и меха. Во время раскопок найдено большое количество орудий, применявшихся для обработки кожи: массивные костяные скребки в виде зубчатых лопаточек для соскабливания мездры (точь-в-точь – такие же лопаточки ещё в прошлом веке употреблялись кое-где остяками, живущими по берегам реки Васюган – приток Оби); большие серпообразные скребки для сбивания отмоченной шерсти и разминания замши; маленькие скребочки для выделки тонких шкурок белки и зайца. Большинство скребков сильно сработано, края их заполировались от употребления.

И голок в Усть-Полуе не было найдено; были ли они медные или костяные, точно сказать не можем, но зато найдены многочисленные игольники из трубчатых лебяжьих костей, нередко богато орнаментированные. Применение таких трубочек-игольников хорошо известно по этнографии Сибири. Иголки вкалываются в полоску тонкой мягкой замши, на которую и надевается костяной футляр игольника, надежно защищающий хрупкие иглы.

О покрое одежды по археологическим материалам в полной мере судить трудно. По языковым же данным известно, что ненцы-оленеводы, придя впоследствии на эту территорию, позаимствовали от местного населения глухую [8] арктическую одежду с капюшоном. Именно изображение такой меховой одежды мы видим на глиняной фигурке человека, найденной нами на одном из городищ под Тюменью. Фигурка эта покрыта узорами, позволяющими думать, что одежда была орнаментирована. Последнее подтверждается и дополнительными соображениями. Современная одежда манси и хантов всегда украшается многочисленными узорами в виде инкрустации из меха и кожи. Орнамент этих узоров возник уже очень давно, задолго до усть-полуйского времени, ещё в эпоху бронзы. Орнамент такого типа известен и в Усть-Полуе, главным образом на костяных изделиях, в частности на игольниках. Скорее всего, он был и на одежде. Украшение одежды дополнялось богатой резьбой на многочисленных пряжках и застёжках.

По всей вероятности, женщины носили какую-то высокую прическу. В коллекции из Усть-Полуя имеется большое количество гребней с длинными до 6-7 сантиметров, зубцами, с замечательным искусством вырезанных из о леньего рога и бивня мамонтов. В большинстве случаев гребни увенчивались прекрасными скульптурными изображениями животных и покрывались тщательно выполненным орнаментом.

Об изготовлении пищи можно судить по найденным предметам домашней утвари. Культурный слой городища насыщен обломками глиняной посуды. Технически далекая ещё от совершенства, она была хрупкой и, вероятно, не малая доля времени у женщин уходила на постоянное пополнение запасов посуды. И тем не менее глиняные сосуды, котлы, горшки, чашки несут на себе отпечаток тщательности и стремления сделать их красивыми. Исключительно своеобразна форма глиняных котлов. Они делались на высоких конических поддонах. Эта форма неизвестна была ранее в Приобье и появилась лишь в усть-полуйское время. В последующую эпоху такие котлы снова исчезают из быта. Можно думать, что эта форма не была даже особенно удобной для глиняной посуды, и, тем не менее, на какой-то промежуток времени она вытеснила более простые и рациональные типы. Создаётся впечатление, что это была какая-то мода, вызванная подражанием более совершенным видам бронзовой посуды. А известно, что в эту эпоху, то есть, во второй половине I тысячелетия до н.э., на юге, в степных и лесостепных районах широко распространяются литые медные и бронзовые котлы, известные в науке под условным названием скифских. Такие котлы были найдены и в Приобье. Громадный медный котёл весом 25 килограммов был найден под Тобольском; такие же котлы, но поменьше, известны из районов Сургуто-Нарымской Оби, да и в самом Усть-Полуе были найдены обломки поддона такого бронзового котла. На севере они, очевидно, были редки, и естественно возникло подражание им в глине. Надо полагать, что, кроме глиняной и изредка металлической посуды, широко применялась деревянная и берестяная вроде чашек, чуманов, туесов, куженек и т.д. [9], так хорошо известных по этнографии Приобья.

Основной пищей усть-полуйцев были мясо и рыба, но, конечно, её дополняли различные ягоды, кедровые орехи, дикий лук и съедобные коренья. По всей вероятности, из ягод, кореньев и оленьей крови изготовлялись кашицы и похлебки, как это делалось ещё и недавно. Лишь для такой полужидкой пищи требуются ложки, которые в большом количестве были собраны при раскопках Усть-Полуйского городища. В качестве ложек простейшей формы служили грудные кости крупных водоплавающих птиц. Но чаще ложки вырезались из оленьего рога и бивня мамонта, украшались узором и скульптурными изображениями. Последние поражают своей реалистичностью и подчас богатством выдумки. На ложках видны скульптурные головки оленя, гуся, соболя, фигурка чирка, спящего на голове зайца, и бесконечное множество других.

Надо сказать, что любовь к орнаментации у усть-полуйцев доходила до того, что узорами покрывались даже самые скромные бытовые вещи, такие, как скребки для кожи, крюки для подвешивания и другие, и уж конечно, рукоятки ножей. Железо было очень ценным материалом, и когда нож стачивался, железный черешок извлекался, для чего рукоятку нередко раскалывали.

Железный нож в усть-полуйское время получил уже широкое распространение. В коллекции имеется лишь один обломок бронзового ножа, но это показывает, насколько неверны были утверждения некоторых учёных о якобы имевшем место запаздывании в развитии культуры и техники у народов Сибири, севера частности, и о том, что народы севера вплоть до недавней поры жили в каменном и костяном веке.

Бронза и медь применялись очень широко для изготовления боевого оружия, отливки наконечников стрел, кельтов – втульчатых топоров и тёсел. Кельты обычно применялись для рубки и обтёсывания дерева, а для раскалывания его служили клинья из оленьего рога и китовой кости.

М еталлические вещи в Усть-Полуе не были привозными. При раскопках городища в двух местах были обнаружены остатки литейных мастерских. В них оказались обломки тиглей, форма для отливки трёхлопастных наконечников стрел, куски металла и литейный брак, отлитые, но ещё не сделанные украшения и многочисленные модельки, тщательно вырезанные из сланца, для формовки фигурных украшений.